УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-004767-37
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33-5645/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 6 сентября 2023 года, с учетом определения суда от 15 сентября
2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-4595/2023 по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского
района г. Ульяновска в интересах Солнцевой Любови Ивановны к Отделению
Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить
частично.
Возложить на Отделение
Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обязанность обеспечить
Солнцеву Любовь Ивановну техническим средством реабилитации: *** в соответствии
с ИПРА от 27.01.2023 года №116.19.73/2023.
Взыскать с Отделения
Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области в пользу
Солнцевой Любови Ивановны
компенсацию морального вреда в сумме
5000 руб.
В удовлетворении
остальной части иска о
взыскании компенсации морального вреда -
отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска в интересах Солнцевой
Л.И., обратился в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
техническим средством реабилитации, взыскании
компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что Солнцева Л.И., *** года рождения является ***. В соответствии
с индивидуальной программой реабилитации от 27.01.2023
№116.19.73/2023 Солнцевой Л.И. полагается к выдаче техническое средство
реабилитации: *** Однако данным техническим средством реабилитации до настоящего времени она не обеспечена, чем нарушаются её права.
Просил суд обязать ответчика обеспечить Солнцеву Л.И. техническим средством реабилитации в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации
от 27.01.2023 №116.19.73/2023 - ***, взыскать с ответчика в
пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, было привлечено:
ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Указывает, что Солнцевой Л.И. в рамках государственного контракта №726 от
30.12.2022 направление на получение ТСР не выдавалось по причине отсутствия
свободных единиц. Отделением размещались в Единой информационной системе в
сфере закупок запросы ценовой информации, однако ценовые предложения не
поступали. Указывает, что Солнцева Л.И. имела право воспользоваться
равнозначным способом обеспечения ТСР путем самостоятельного приобретения,
однако не воспользовалась им. Считает, что у суда отсутствовали основания для
взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено
доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением
ей ТСР и ухудшением состояния её здоровья.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации
определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального
закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том
числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим
средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические
решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения
стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении
инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении
медицинских показаний и противопоказаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические
средства реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее –
Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может
превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании
паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида
(ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств
(изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида
(ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60
календарных дней.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Солнцева Л.И., *** года рождения является *** (л.д. 13-14).
Согласно индивидуальной программе реабилитации *** от
27.01.2023 Солнцева Л.И. должна быть обеспечена техническими средствами
реабилитации, в том числе *** (л.д. 40-46).
По заявлению Солнцевой Л.И. от 16.02.2023 она была
поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении указанным техническим
средством реабилитации.
Вместе с тем на момент рассмотрения дела в суде первой
инстанции *** не обеспечен указанным техническим средством реабилитации.
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их частичном удовлетворении, суд
исходил из того факта, что ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные
сроки обеспечения *** положенным ему техническим средством реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой
инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств
дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об
удовлетворении требований прокурора, о возложении на
ответчика обязанности по обеспечению Солнцевой Л.И. *** в
соответствии с ИПРА от 27.01.2023 года №116.19.73/2023.
В отсутствие реального обеспечения истца спорным техническим
средством реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения ***
техническими средствами реабилитации не влечет отмену либо изменение решения
суда.
Право истца на получение технического средства реабилитации
не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в
апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав
гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству в области социальной защиты.
Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида
техническими средствами реабилитации являются правом ***, тогда как на
соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по
обеспечению *** необходимыми техническими средствами реабилитации.
Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и
представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы
апелляционной жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не
являются.
Разрешая исковые требования прокурора о компенсации
морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на
своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении ***
техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные
права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния
здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно
непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной
незащищенности ***, и является основанием для компенсации морального вреда.
Учитывая приведенные обстоятельства, характер имеющегося у
истца заболевания, его нуждаемость в техническом
средстве реабилитации, период нарушенного права, степень вины
ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло
нарушение прав истца как ***, гарантированных Конституцией Российской
Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость
соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о
компенсации истцу морального вреда в размере 5000 рублей.
Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной
жалобы в части того, что денежные средства, которые ответчик обязан выплатить по
настоящему решению суда, будут взяты из средств, предназначенных для
обеспечения инвалидов ТСР, что неизбежно приведет к ущемлению прав иных лиц,
имеющих право на бесплатное обеспечение техническими средствами
реабилитации.
Так, компенсация морального вреда, причиненного
несвоевременным обеспечением инвалида ТСР, фактически является восстановлением
нарушенного права. Соответственно, отсутствие у ответчика денежных
средств на выплату компенсации морального вреда не является
основанием к отказу в удовлетворении данных исковых требований.
Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для
отмены либо изменения решения суда не
установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 сентября 2023 года, с учетом определения
суда от 15 сентября 2023 года об исправлении описки оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря
2023 года.