Судебный акт
Об оспаривании нормативных правровых актов в части
Документ от 08.12.2023, опубликован на сайте 18.12.2023 под номером 110004, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                          

Дело № 3а-294/2023

73OS0000-01-2023-000222-73

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

8 декабря 2023 года                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Липатовой Раисы Михайловны к Агентству государственного имущества Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 7694 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта 4454 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3789 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 11934 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Липатова Р.М. обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 7694 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта 4454 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3789 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 11934 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

В обоснование заявленных требований указала на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2018 – 2022 годы включено нежилое здание административно-бытового корпуса с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***, которое принадлежало ей на праве собственности в период с  2009 года по конец  декабря 2022 года. Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – под производственной базой.

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***, в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не позволяют отнести его к административно-деловому или торговому центру.

Общая площадь здания составляет 1028,51 кв.м, оно состоит из 2-х этажей и мансарды. Указанное в экспликации плана недвижимого имущества назначение помещений, в том числе «кабинет», не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, либо торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.  Фактическое обследование  здания с кадастровым номером *** с целью определения вида его фактического использования для  включения в перечни  на 2018-2022 годы не производилось.

Судом к участию в  деле в качестве соответчика привлечено Агентство государственного имущества Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц  Смолина Л.И., Липатова Г.В., ООО «Техцентр», ООО  «Спецпром», ООО «Квали-Софт», ООО ТД «Кварцпоставка».

Административный истец Липатова Р.М. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена. Ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного истца Лобанов А.А.   заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Елистратова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что здание с кадастровым номером *** было включено в перечни исходя из его наименования – «здание административно-бытового корпуса». По заявлению нового собственника Липатовой Г.В. было проведено фактическое обследование расположенных в здании помещений, по результатам которого комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, принято решение об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером *** из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области, Смолина Л.И., Липатова Г.В., представители ООО «Техцентр», ООО  «Спецпром», ООО «Квали-Софт», ООО ТД «Кварцпоставка» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса,  заключение прокурора  Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела,  суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года и № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год и на 2019 год соответственно.

Пунктом 7694 приказа № 157-ПОД и пунктом 4454 приказа № 167-ПОД в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018  год и на 2019 год, включен принадлежавший на праве общей долевой собственности Липатовой Р.М.  в период с 2009 года по 11 января 2023 года объект недвижимого имущества – нежилое здание  с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 (24.063) от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 3789 приказа № 192-пр, пунктом 5927 приказа №245-пр, пунктом 11934 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежавшего административному истцу на праве общей долевой собственности  объекта недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказов № 167-ПОД, 192-ПР, 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказа № 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Липатова Р.М. являлась в период с 4 июня 2009 года по 11 января 2023 года сособственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания  с кадастровым номером ***, площадью 1028,5 кв.м, расположенного по адресу: ***.  

Назначение здания – нежилое  здание

Его наименование – здание административно-бытового корпуса.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 9529 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – под производственной базой.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, был включен в перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о наименовании объекта – «здание административно-бытового корпуса».

Однако вышеуказанные наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  только торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежавшее административному истцу нежилое здание могло быть включено в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем фактическое обследование  нежилого зданий административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018-2022 годы не проводилось.

Согласно техническому паспорту на  объект недвижимого имущества, имеющий наименование «производственная база», расположенный по адресу: ***, составленному ФГУП «Ростехинвентаризация» Ульяновский филиал,  в состав данного объекта недвижимого имущества,  входит  здание административно-бытового корпуса (***), общей площадью 1028,51 кв.м.

Оно состоит из площади нежилых помещений по  классификации: производственной (388,55 кв.м),  прочей (639,96 кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования: «склад», «комната отдыха»,  «коридор», «умывальная», «туалет», «кабинет»,   «лестничная клетка», «тамбур», «актовый зал», «подсобное», «котельная»,  «спортивный зал», «раздевалка».  

Наименование и назначение помещений принадлежавшего административному истцу объекта не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Нельзя признать спорный объект недвижимости также предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

По фактическому использованию помещений в  данном здании, исходя из представленных представителем административного истца документов, также не имеется оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым центром.

Так из указанных документов следует, что помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** сдавались Липатовой Р.М. в аренду следующим юридическим лицам:

- ООО «Техцентр»  на основании договоров на  аренду нежилого помещения № 2 от 1 марта 2017 года, № 2 от 1 февраля 2018 года, № 1/19-А от 1 января 2019 года, № 1/12/20-А от 1 декабря 2019 года, № 1/10/21-А от 1 октября 2020 года, № 1/08/21-22-А от 2 августа 2021 года, № 1/07/22-23-А от 2 июля 2022 года, площадь аренды 133,9 кв.м,  по назначению из них: 102,64 кв.м - под склад, 31,23 кв.м – под офис;

-  ООО «Спецпром»»  на основании договоров на  аренду нежилого помещения № 1 от 1 марта 2017 года, № 1 от 1 февраля 2018 года, № 2/19-А от 1 января 2019 года, № 2/12/20-А от 1 декабря 2019 года,  № 2/11/21-А от 1 ноября 2020 года, №2/10/21-22-А от 1 октября 2021 года, № 2/07/22-23-А от 1 сентября 2022 года, площадь аренды 100,6 кв.м,  по назначению из них: 83,88 кв.м - под склад, 16,72 кв.м – под офис;

- ООО «Квали-Софт» на основании договоров на  аренду нежилого помещения № 3 от 1 марта 2017 года, № 3 от 1 февраля 2018 года, № 3/19-А от 1 января 2019 года, № 3/12/20-А от 1 декабря 2019 года,  № 3/11/21-А от 1 ноября 2020 года, №3/10/21-22-А от 1 октября 2021 года, № 3/07/22-23-А от 1 сентября 2022 года, площадь аренды 24,74 кв.м,  назначение - под офис;

- ООО ТД «Кварцпоставка» на основании договоров на  аренду нежилого помещения № 4 от 6 февраля 2018 года, № 4/19-А от 1 января 2019 года, № 4/12/20-А от 1 декабря 2019 года,  № 4/11/21-А от 1 ноября 2020 года, №4/10/21-22-А от 1 октября 2021 года, площадь аренды 17,53 кв.м,  назначение - под офис.

Исходя из указанных договоров аренды следует, что помещения, используемые арендаторами под офис, общей  площадью 90,22 кв.м., составляют 8,77% от общей площади объекта недвижимого имущества 1028,5 кв.м, доказательств наличия в здании иных помещений, которые можно  отнести к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания, не представлено. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером ***  административно-деловым центром или торговым центром не имеется.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы не имелось.

Кроме того, 1 ноября 2023 года комиссией Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области было проведено обследование объекта недвижимости с кадастровым номером *** и составлен акт о фактическом использовании  здания, помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, согласно которому  фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет 73,5 кв.м, что составляет 7,1 % от площади объекта недвижимости.

Комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость 10 ноября 2023 года принято решение об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером *** из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы. Однако приказ о внесении изменений в данной части в оспариваемый приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года не принят.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2018 по 2022 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Липатовой Раисы Михайловны к Агентству государственного имущества Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7694 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4454 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 3789 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5927 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 11934 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Липатовой Раисы Михайловны в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 1500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова