Судебный акт
Оспаривание постановления
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 18.12.2023 под номером 109992, 2-я гражданская, о признании незаконным постановление, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-003538-73

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                    Дело № 33а-5476/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области»  на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 августа 2023 года по делу № 2а-2754/2023, по которому постановлено:      

в удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» к исполняющему обязанности Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области младшему советнику юстиции Калинкину Николаю Георгиевичу, прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным постановления от 27.04.2023 об отмене дисциплинарного взыскания в отношении осужденного Прюткова Алексея Анатольевича, возложении обязанности на исполняющего обязанности Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Калинкина Николая Георгиевича отменить постановление от 27.04.2023 об отмене дисциплинарного взыскания и освобождении осуждённого Прюткова Алексея Анатольевича из штрафного изолятора, отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения представителя   прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области»  (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по  Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к исполняющему обязанности Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Калинкину Н.Г. о признании незаконным и отмене  постановления от 27.04.2023 об отмене меры взыскания.

В обоснование требований указано, что постановлением исполняющего обязанности Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области младшим советником юстиции   Калинкиным Н.Г. от 27.04.2023 было отменено постановление врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Алексанина Ю.Н. от 01.03.2023 о водворении осужденного Пртюкова А.А. в штрафной изолятор.

Постановлением врио начальника учреждения полковника внутренней службы Алексанина Ю.Н. от 01.03.2023 осужденный Пртюков А.А. был водворен в штрафной изолятор на 4 суток без вывода на работу за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно 01.03.2023 в 06 час. 10 мин. допустил нарушение  гл.2 п.10.2 ПВР ИУ, не выполнил команду «подъем», находился на своем спальном месте.

В отношении совершенного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным Пртюковым А.А. 01.03.2023 могли быть применены две правовые нормы, предусмотренные ПВР ИУ, а именно, как п.10.2 гл.2 ПВР ИУ, так и п.12.19 ПВР ИУ, так как одно нарушение не противоречит другому.

У ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области имелось право выбрать, за какое именно нарушение установленного порядка отбывания наказания накладывать дисциплинарное взыскание на Пртюкова А.А.

Необоснованная отмена прокурором наложенного в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области дисциплинарного взыскания ослабляет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), который является одним из основных средств исправления осужденных.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что п.12.19 ПВР ИУ не применим к данному нарушению, поскольку предполагает осознанные действия к допущению данного нарушения. Не выполнив команду «подъем», осужденный Пртюков А.А. тем самым продолжал находиться в состоянии непрерывного сна, что привело к нарушению данной команды, в связи, с чем полагает, что административный истец  правомерно применил п.10.2 гл.2 ПВР ИУ к осужденному.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

В судебное заседание  кроме  представителя  прокуроры Ульяновской области, иные  лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  при разрешении данного спора суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующего законодательства, в том числе за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается нормами указанного Закона, которые позволяют прокурору самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в его ведении.

Согласно ст.33 Федерального  закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов в названной сфере прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Более того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера.

В силу ст.34 Федерального  закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» данные постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению.

Частью 1 ст.115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться предусмотренные этой статьей меры взыскания.

В соответствии со ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Согласно ст.119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в ст.115  мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пртюков А.А. осужден 07.02.2022 Заволжским районным судом г.Ульяновска по ч.3 ст.30, ч.5 ст.228-1, ч.3 ст.30, п.«а,г» ч.4 ст.228-1, ч.2 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, прибыл в  ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  12.08.2022.

Постановлением врио начальника учреждения полковника внутренней службы Алексанина Ю.Н.  от 01.03.2023  осужденный Пртюков А.А. был  водворен в штрафной изолятор на 4 суток без вывода на работу за нарушение установленного порядка отбывания  наказания, а именно за то, что  01.03.2023 в            06 ч. 10 мин. нарушил распорядок дня, допустил нарушение гл.2 п.10.2 ПВР ИУ, не выполнил команду «подъем», находился на своем спальном месте (л.д.8).

В ходе проведенной проверки ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  27.04.2023  и.о.Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением  законов в исправительных учреждениях Калинкиным Н.Г. было вынесено постановление об отмене меры взыскания в отношении осужденного                     Пртюкова А.А (л.д.6).

Основанием для отмены постановления начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области от 01.03.2023 послужило то, что в данном случае, при применении мер взыскания к осужденному должно было быть учтено нарушение п.12.19 ПВР ИУ.

Не согласившись с постановлением прокурора, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  обратилось в суд с настоящим иском.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности вынесенного административным ответчиком постановления от 27.04.2023, в связи с чем, в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области отказал.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Согласно п.10.1 гл.2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее ПВР ИУ), действовавшего на момент совершения осужденным нарушения, осужденные обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации и Правил.

Исходя из п.10.2 гл.2 ПВР ИУ - осужденный обязан соблюдать распорядок дня исправительного учреждения.

Согласно Приложению № 1 Распорядок дня осужденных, утвержденного приказом начальника учреждения Головко Г.Г. № 456 от 30.12.2022, установлено время подъема для осужденных «06.00 - 06.05» (л.д.17).

Применение предусмотренных уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации  мер взыскания не может быть произвольным и неконтролируемым, что нашло отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 № 1085-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина О. на нарушение его конституционных прав ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской  Федерации».

Из буквального толкования вынесенного 01.03.2023 начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  постановления и акта от 01.03.2023                 № 631, послужившего основанием применения названного взыскания, следует, что 01.03.2023 в 06 час. 10 мин. осужденный отряда № 7 Пртюков А.А. нарушил распорядок дня (п.10.2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений), а именно не выполнил команду «подъем», находился на своем спальном месте, спал.

Однако, по состоянию на 01.03.2023 в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  действовал распорядок дня, утвержденный изданным в    ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  приказом от 30.12.2022            № 456, согласно которому  «подъем» осужденных проводится в период времени с 06 час. 00 мин. до 06 час. 05 мин.

При таких обстоятельствах, по состоянию на 06 час. 10 мин. 01.03.2023 проведение мероприятия в виде «подъема» в исправительном учреждении было завершено.

В силу п.12.19 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, осужденным запрещается без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна и подготовки ко сну время, а также находиться вне спальных мест в установленное для сна время, кроме случаев отправления естественных надобностей.

Каких-либо  доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 августа     2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.12.2023.