У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0009-01-2023-000724-05
Судья Жучкова Ю.П.
Дело № 33а-5464/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 12 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области
на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 августа 2023
года по делу № 2а-1-583/2023, по которому постановлено:
административное исковое заявление Министерства природных
ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю
Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных
производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области Ибрагимовой Раузе Абдулловне, Управлению Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского
сбора, удовлетворить.
Освободить Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.,
к уплате
которого оно обязано в соответствие с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения
судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ибрагимовой
Раузы Абдулловны от 08.12.2021.
Заслушав
доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная
коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и
экологии Ульяновской области (далее -
Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к
судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по
исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы
судебных приставов по Ульяновской области (далее – МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области) Ибрагимовой
Р.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000
руб.
В обоснование требований указано,
что в рамках исполнительного производства № ***, судебным приставом -
исполнителем Ибрагимовой Р.А. 08.12.2021 вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Определением Карсунского районного
суда Ульяновской области от 01.04.2022 Министерству была предоставлена отсрочка
исполнения решения суда до 31.10.2022.
Исполнительное производство № ***
было окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
Считает, что имелись объективные причины, препятствующие
исполнению исполнительного документа в установленный судебным
приставом-исполнителем срок, поскольку финансовое обеспечение
деятельности Министерства
осуществляется за счет
бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области. Все денежные
средства, находящиеся в
распоряжении Министерства имеют
целевой характер. Бюджет
Ульяновской области 2018 - 2019 г.г.
являлся дефицитным. В 2019 г. выделено
финансирование на работы, указанные в решении суда, в связи с чем,
Министерством был заключен государственный контракт на проведение данных работ.
Министерство приняло все
меры по надлежащему
исполнению решения суда.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица -
Ульяновская межрайонная
природоохранная прокуратура.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований
административного истца. В обоснование доводов жалобы указывает на
правомерность вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку решение
суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. В случае
невозможности исполнения решения суда должник по исполнительному производству не
был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения
судебного акта либо о его разъяснении, а также заключить соглашение с
взыскателем по исполнительному листу. Обращает внимание, что отсутствие у
административного истца необходимых финансовых возможностей для исполнения
решения суда не может являться безусловным основанием для освобождения от
уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном
производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и
своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных
лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в
целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций.
В силу ч.1 ст.105 Закона об исполнительном производстве в
случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном
документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также
неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению,
в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный
пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и
устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.1 ст.112 указанного Федерального закона
исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в
случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для
добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае
неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению,
в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи,
если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того,
что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора
утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона об исполнительном
производстве).
При этом ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве
суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского
сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в
срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных
обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания
исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации
лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом,
несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме
случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания
ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени
заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства.
Предоставление должнику отсрочки или
рассрочки во всяком случае относится к поводам для его освобождения от
ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок,
определенный на основании ч.12 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении
некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»
разъяснено, что по смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве
исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при
применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский
сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника
обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его
публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им
правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что
в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из
Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам
юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины
как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.49, 50, 52 - 54, 55
Конституции Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что
освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с
отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного
исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о
степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока,
предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия
или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства
подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении
его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением
Карсунского районного суда Ульяновской области от 18.07.2018, вступившим в законную силу
21.08.2018, на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов
Ульяновской области обязанность в
течение 36 месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу провести мероприятия в отношении ***: по
определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в
соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации; по описанию границ
водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а
также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах
Ульяновской области; по установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской
области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения
специальных информационных знаков, в
характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в
зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; по предоставлению в
установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной
защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов
по Ульяновской области Нижнее - Волжского БВУ для внесения их в государственный
водный реестр.
07.09.2021 в МОСП по исполнению особых
исполнительных производств возбуждено исполнительное производство № ***
(л.д.41,42), должнику установлен 5-дневный срок для добровольного
исполнения требований, содержащихся в
исполнительном документе.
Постановлением судебного
пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых
исполнительных производств от 08.12.2021 с должника взыскан
исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением
требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного
исполнения (л.д.43).
Определением Карсунского районного
суда Ульяновской области от 01.04.2022
Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области была
предоставлена отсрочка исполнения решения Карсунского районного суда Ульяновской области от 18.07.2018
на срок до 31.10.2022 (л.д.7-8). При этом судом было установлено, что
заявитель принимает меры для исполнения решения суда, работы, направленные на
исполнение судебного решения, велись в 2020, 2021 г. и запланированы на 2022 г.
На основании указа Губернатора
Ульяновской области № 105 от
24.08.2022 Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с 01.09.2022
переименовано в Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
29.12.2022 исполнительное производство
окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном
объеме (л.д.51).
Удовлетворяя
заявление Министерства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются
основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Оснований не согласиться
с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они
основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном
заседании.
Учитывая, что Министерство не уклонялось от исполнения
требований исполнительного документа, поскольку контрактная система, ограниченность
финансирования означают наличие объективной причины в неисполнении решения суда
в установленный для добровольного исполнения срок, виновного бездействия по неисполнению
требований исполнительного документа по исполнительному производству
административным истцом не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ввиду отсутствия
данных о наличии вины Министерства в несвоевременном исполнении требований
исполнительного документа оснований для отказа в удовлетворении заявленных
административным истцом требований не имелось.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции
не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих
безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является
правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28
августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.12.2023.