У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-02-2022-001085-98
Судья Лёшина И.В. Дело
№33а-5819/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 12 декабря 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 24 января 2023 года по
делу №2а-2-73/2023,
которым постановлено:
исковые требования Федерального
казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области» к межрайонному отделу судебных
приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от
взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер
исполнительского сбора, взысканного с Федерального казенного учреждения
«Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области», назначенного
постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов
межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных
производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области Абакумовой Е.А. от 18.11.2022 в рамках исполнительного производства №***
до 37 500 руб., в удовлетворении остальной части административного иска –
отказать.
Заслушав доклад
судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»
(далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с
административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
указав, что исправительная колония является должником по исполнительному
производству №*** от 07.11.2022, находящемуся на исполнении МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области,
возбужденному на основании решения Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 13.01.2022 (дело №2а-2-59/22).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области Абакумовой Е.А. от 18.11.2022 с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства в
адрес ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области не поступало, о его наличии стало известно только
22.12.2022.
28.11.2022 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области
поступило постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового
срока исполнения и требование об исполнении, которое было исполнено путем
направления посредством электронной почты всех имеющихся материалов по
исполнению судебного решения.
Решение суда исполнено практически в полном объеме.
Исключение составил незначительный объем ремонтных работ, выполнение которых
запланировано на первое полугодие 2023 года, что свидетельствует об отсутствии
вины в неисполнении решения суда.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является
казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета,
поэтому действия учреждения в части несвоевременного исполнения решения суда
ограничиваются определением суммы необходимых затрат и направлением
соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской области.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области просило
освободить учреждение от взыскания исполнительского сбора.
Судом к участию в деле в качестве административных
соответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской области, УФСИН России по
Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит
его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы
приводит доводы, изложенные в административном иске. Указывает на то, что
возможность исполнения решения суда поставлена в зависимость от
государственного финансирования, а также необходимости соблюдения требований
процедуры, предусмотренной законодательством о контактной системе в сфере
закупок. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предпринимались действия,
направленные на исполнение решения суда, оснований для вывода об уклонении,
виновном противоправном бездействии не имеется. Обращает внимание на то, что
определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.01.2023,
исправительному учреждению предоставлена отсрочка исполнения решения суда на
срок до 01.06.2023.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского
областного суда от 16.05.2023 решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 24.01.2023 оставлено без изменения.
Кассационным
определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного
суда общей юрисдикции от 25.10.2023 апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Ульяновского областного суда от 16.05.2023 отменено,
дело направлено на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
В заседание суда
апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия
согласно положениям ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает,
что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда
обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права
(пункты 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что
решением Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 13.01.2022, вступившим в законную силу 26.04.2022,
на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение
6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения в сфере
материально-бытового обеспечения, а также безопасности работников и иных лиц
(произвести ремонт в ряде помещений исправительного учреждения, обеспечить
исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения
(системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре), а также в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих
наказание в учреждении, согласно приказу Минюста России от 03.11.2013 №216 «Об
утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц,
содержащихся в следственных изоляторах».
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А.
от 07.11.2022 на основании данного решения возбуждено исполнительное
производство №*** в отношении должника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено
должнику заказной корреспонденцией 07.11.2022 и получено адресатом 10.11.2022
(л.д. 70-73).
В связи с неисполнением ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области
требований исполнительного документа в установленный судебным
приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения в отношении должника
18.11.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере
50 000 руб.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска и
уменьшении подлежащего взысканию с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области
исполнительского сбора в соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об
исполнительном производстве», суд исходил из того, что наличие объективных
причин задержки исполнения вступившего в законную силу судебного постановления
может служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, но не
более, чем на одну четверть.
В то же время суд не усмотрел оснований для освобождения ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, поскольку
достоверных доказательств того, что должником были приняты все возможные меры
для исполнения решения суда, в том числе с учетом сроков исполнения,
установленных решением суда, по делу не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с
указанным выводом суда первой инстанции, поскольку находит его не
соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении
норм материального права.
Согласно положениям статьи 2
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
(далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного
производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов,
актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством
случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1
статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях
неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в
срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им
исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток
с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о
возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит
постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый
срок для исполнения.
Согласно части 1
статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор
является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им
исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного
документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента
получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении
исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1
настоящей статьи, если должник не представил судебному
приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о
взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2
статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При этом частью 7 статьи
112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом
отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер
с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,
его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также
предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при
отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований
ответственности за нарушение обязательства.
В силу пункта 1
статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не
исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет
ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев,
когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той
степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства.
В пункте 78
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О
применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1
статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский
сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении
которой на должника возлагается обязанность произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства.
Согласно правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного
характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский
сбор должен отвечать вытекающим из Конституции
Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической
ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента
субъективной стороны правонарушения (статьи 49,
50,
52
- 54,
55
Конституции Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права
следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно
быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для
добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно,
вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в
течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для
добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности
за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований
должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Между тем суд первой инстанции, отказывая в
удовлетворении административного искового заявления, исходил только из того,
что в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исполнения
должником судебного акта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При этом доводов о том, в чем выразилась вина
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области в данном случае, судом первой
инстанции не приведено.
Судебная коллегия на основании анализа
представленных сторонами сведений приходит к выводу о том, что в материалах
дела имеются доказательства, свидетельствующие о совершении административным
истцом после получения постановления о возбуждении исполнительного производства
и до утверждения постановления о взыскании исполнительского сбора действий,
направленных на исполнение требований исполнительного документа. В частности, производились
ремонтные работы в помещениях учреждения, заключен государственный контракт на
изготовление и закупку планов эвакуации и знаков пожарной безопасности (л.д. 105-105-106). Учреждением
направлялись в УФСИН России по Ульяновской области письменные ходатайств о
выделении дополнительных бюджетных
средств на исполнение судебного акта (л.д. 107-117).
Определением Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 13.01.2023 (л.д. 58-60) ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области предоставлена отсрочка исполнения решения до 01.06.2023.
При этом суд также установил, что решение исполняется должником, в связи с недостаточностью
финансирования учреждением принимаются меры, направленные на исполнение
судебного решения, что свидетельствует об уважительности причин неисполнения
судебного акта.
Учитывая, что административный истец не
располагал финансами, достаточными для исполнения решения суда в установленный
срок, предпринимал меры по исполнению требований исполнительного документа, виновного
бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по спорному
исполнительному производству административным истцом не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что ФКУ
ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не уклонялось от исполнения требований
исполнительного документа, поскольку контрактная система закупок и
ограниченность финансирования означают наличие объективной причины в
неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Ввиду отсутствия данных о наличии вины исправительного
учреждения в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа
оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом
требований не имелось.
При изложенных обстоятельствах решение
подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного
иска.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года
отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое
заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» удовлетворить.
Освободить Федеральное
казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» от исполнительского сбора в размере
50 000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП
по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области от 18 ноября 2022
года по исполнительному производству №***.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14.12.2023.