Судебный акт
Неосновательное обогащение
Документ от 30.11.2023, опубликован на сайте 21.12.2023 под номером 109953, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3-283/2023

73-OS0000-01-2023-000205-27

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

30 ноября 2023 года                                                                        г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» к Алпатову Евгению Яковлевичу о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л :

 

государственное учреждение «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» (далее – ГУ «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан») обратилось с иском к Алпатову Е.Я. о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование иска учреждение указало, что в соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13  марта 1992 года решением Департамента по контролю и социальной защиты по городу Алматы Алпатову Е.Я. с 8 сентября 2003 года была назначена пенсия в связи с достижением пенсионного возраста.

Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

15 марта 2019 года между Пенсионным фондом РФ и некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» было заключено Соглашение об информационном взаимодействии в сфере пенсионного и социального обеспечения». Целью указанного Соглашения являлась проверка факта одновременного получения гражданами пенсий (пособий), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Казахстан.

Согласно письму ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) от 7 августа 2020 года на основании заявления Алпатова Е.Я. от 11 сентября 2001 года №1431 ему с указанной даты в РФ установлена пенсия в соответствии со ст.12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

21 августа 2020 года ответчик предоставил заявление о том, что действительно обращался для оформления пенсии в России, потому что собирается перебраться в Россию на постоянное место жительство, и отказывается от получения пенсии в Казахстане.

В связи с этим Решением Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы пенсионные выплаты Алпатову Е.Я. приостановлены с 1 сентября 2020 года.

Таким образом, было установлено, что Алпатов Е.Я. одновременно получал пенсию на территории двух государств. В период с  8 сентября 2003 года по 31 августа 2020 года неосновательно и незаконно получил пенсионные выплаты из средств республиканского бюджета Республики Казахстан в общей сумме 8 389 953 тенге. 

25 января 2021 года Алпатову Е.Я. было направлено уведомление о погашении неосновательно полученной суммы. Однако ответчик добровольно не исполнил требование по возврату денежных средств.

В соответствии с п.3 ст.10 Конституции Республики Казахстан за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства.

Согласно ст.21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан.

Несообщение в установленный частью второй настоящей статьи срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В соответствии с п.1 ст.953 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года №409, лицо (приобретатель), которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательно обогатилось) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 960 настоящего Кодекса.

Аналогичная норма также предусмотрена ст.1102 Гражданского кодекса РФ.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права (п.1 ст.177 и п.1 ст.180 ГК РК, п.1 ст.196 и п.1ст.200 ГК РФ). Учитывая вышеуказанные обстоятельства, по настоящему иску срок исковой давности не пропущен.

В связи с этим истец просил взыскать с Алпатова Е.Я. в доход Республиканского бюджета Республики Казахстан сумму неосновательного обогащения в размере 8 389 953 тенге.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2023 года исковые требования государственного учреждения «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» были  удовлетворены частично: с Алпатова Е.Я. в доход Республиканского бюджета Республики Казахстан взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 735 898 тенге. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 26 сентября 2023 года решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2023 года отменено с направлением дела по подсудности для рассмотрения по существу в Ульяновский областной суд в качестве суда первой инстанции.

При рассмотрении дела Ульяновским областным судом участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Представитель истца просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Алпатов Е.Я. в письменном отзыве на иск просил отказать в его удовлетворении, указывая на пропуск истцом срока исковой давности для обращения в суд. Не согласен с позицией истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с 7 августа 2020 года. Полагает, что  срок исковой давности следует исчислять не с даты, когда истец фактически узнал о нарушении своего права, а с даты, когда он в силу своей компетенции и полномочий должен был узнать об отсутствии у него (Алпатова Е.Я.) права на получение пенсии в Республике Казахстан.

В период с 8 сентября 2003 года по 2 июня 2020 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан не выполнило возложенные на него контрольно-надзорные функции в виде направления в РФ запроса сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся информации, касающейся получателя пенсии, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение пенсии – приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты данной пенсии.

Кроме того, Департамент Комитета труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по городу Алматы также не исполнил свои полномочия по получению необходимой информации и документов при назначении пенсии.

Также указывает, что 12 июля 2002 года ему- Алпатову Е.Я. органами внутренних дел РК было выдано удостоверение личности, а 4 мая 2018 года – паспорт РК. При этом наличие у него гражданства другого государства (в данном случае, гражданства РФ) органами внутренних дел РК также не проверялось.

Недобросовестности с его стороны при обращении за назначением пенсии в РК не было.  Указание им в заявлении на то, что он не получает пенсию по другому основанию или от других ведомств, было сделано, поскольку ему пояснили, что это касается ведомств и организаций, расположенных в Республике Казахстан. О том, что одновременно нельзя получать пенсию в разных государствах, он не знал.

Считает необоснованным взыскание с него пенсии за весь период её получения. С учетом  даты обращения истца в суд – 10 марта 2023 года, и трехлетнего срока исковой давности,  взыскание возможно только за период с 10 марта 2020 года по 10 марта 2023 года. Учитывая, что с 1 сентября 2020 года выплата пенсии в РК ему была прекращена, то предполагаемый период взыскания денежных средств составляет с 10 марта 2020 года по 31 августа 2020 года.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. В заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указал на то, что Алпатов Е.Я. является получателем пенсии на основании п. «а» ст. 12 закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 11 сентября 2001 года и по настоящее время.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее также Соглашение, действовало для РФ до 1 января 2023 года) пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.     

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Судом установлено, что Алпатов Е.Я., 8 июля 1950 года рождения, 8 сентября 2003  года обратился в Государственный центр по выплате пенсии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с заявлением о назначении спецпособия по Списку №1 (л.д.11 т.1).

Решением №28 от 16 сентября 2003 года ему назначено специальное пособие лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда на основании закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года №414-1. (л.д.12 т.1).

11 июля 2013 года Алпатов Е.Я. обратился в Департамент Министерства труда и социальной защиты населения по городу Алматы с заявлением о назначении пенсии по возрасту и базовой пенсии (л.д.13 т. 1).

Решением №*** от 25 июля 2013 года Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по г. Алматы назначил ему пенсионную выплату по возрасту в соответствии с п.1, п.4 ст.11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года №105-V.

Решением №*** от 25 июля 2013 года Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по г. Алматы назначил                              Алпатову Е.Я. государственную базовую пенсионную выплату в соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Казахстан ««О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года №105-V.

7 августа 2020 года в Государственный центр по выплате пенсии поступили информация от ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о том, что            Алпатову Е.Я.  с 11 сентября 2001 года в Российской Федерации установлена пенсия в соответствии с п. «а» ст.12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (список №1) (л.д.16 т.1). Данная пенсия выплачивается Алпатову Е.Я. до настоящего времени.

Заявлением от 21 августа 2020 года Алпатов Е.Я. отказался от получения пенсии в Республике Казахстан (л.д.20 т.1).

Решениями от 27 августа 2020 года №*** и №*** выплата Алпатову Е.Я. пенсионной выплаты и государственной базовой пенсии  приостановлена (л.д. 22-23 т.1).

Таким образом, в период с 8 сентября 2002 года по 31 августа 2020 года Алпатов Е.Я. являлся получателем пенсии как в РК, так и в РФ, что противоречит нормам действующего законодательства.

Письмом от 25 февраля 2021 года  филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Алматы предложил Алпатову Е.Я. возвратить незаконно полученные денежные выплаты за период с 11 сентября 2001 года (как указано в письме) по 31 августа 2020 года в сумме 8 389 953 тенге (л.д. 24 т.1).

Алпатов Е.Я. денежные средства не возвратил.

При рассмотрении настоящего иска суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.1186 Гражданского кодекса РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1223 Гражданского кодекса РФ к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место.

В соответствии со ст.953 Гражданского кодекса Республика Казахстан, лицо (приобретатель), которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательно обогатилось) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 960 настоящего Кодекса.

Правила настоящей главы применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего или третьих лиц либо следствием события.

Частью 3 ст. 960 ГК РК предусмотрено, что не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные гражданину, при отсутствии недобросовестности с его стороны, в качестве средств для существования (заработная плата, авторское вознаграждение, возмещение вреда жизни или здоровью, пенсия, алименты и т.п.) и использованные приобретателем.

Аналогичные положения предусмотрены  ст.1102 и ч. 3 ст. 1109 ГК РФ.

Как предусмотрено в пункте 4 статьи 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагается.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что со стороны       Алпатова Е.Я. имела место недобросовестность, поскольку, обращаясь в 2003 году за получением пенсии в Республике Казахстан, он уже являлся получателем пенсии в РФ на основании с п. «а» ст.12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (список №1). При этом в заявлении  от 8 сентября 2003 года о назначении спецпособия по Списку №1, поданном уполномоченному органу в Республике Казахстан, Алпатов Е.Я.  подтвердил, что пенсия и пособие ранее по другим основаниям или от другого ведомства ему не назначались. Кроме того, Алпатов Е.Я. был уведомлен о том, что о всех изменениях, влекущих изменение размера выплачиваемой пенсии или пособия, а также об изменении места жительства (в.т.ч. выезд за пределы РК) обязуется сообщать в отделение ГЦВП.

В заявлении от 11 июля 2013 года, поданном уполномоченному органу в Республике Казахстан, Алпатов Е.Я. повторно подтвердил, что пенсия или пособие ранее по другому основанию или от другого ведомства ему не назначались, за исключением госпособия по Списку №1.

Повторно был уведомлен, что обо всех изменениях, влекущих изменение размера выплачиваемой пенсии или пособия, а также об изменении места жительства (в.т.ч. выезд за пределы РК) обязуется сообщать в отделение Центра. Несет правовую ответственность за подлинность представленных в отделение Центра документов.

Кроме того, как следует из статьи 4 Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года №-XII «О гражданстве Республики Казахстан» документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 21 вышеуказанного Закона гражданство Республики Казахстан утрачивается, если лицо приобрело гражданство другого государства.

В силу частей 2 и 3 названной статьи лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан. Несообщение в установленный частью второй настоящей статьи срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 30 указанного Закона Республики Казахстан органы внутренних дел регистрируют утрату гражданства Республики Казахстан.

Алпатов Е.Я. при обращении в 2003 году с заявлением о назначении госпособия и в последующем пенсии в Республике Казахстан скрыл от пенсионного органа РК сведения о наличии у него с 2001 года гражданства РФ.

Данное обстоятельство также свидетельствует о недобросовестности со стороны Алпатова Е.Я.

Довод Алпатов Е.Я. о том, что он не знал о невозможности одновременного получения пенсии в разных государствах, суд находит несостоятельным.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений законодательства на ответчике лежит обязанность по возврату незаконно полученных им в Республике Казахстан пенсионных выплат.

При рассмотрении дела ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно ст.178 Гражданского кодекса Республики Казахстан общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Статьей 180 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что  течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 этого кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности при обращении лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Истец указывает о том, что о получении Алпатовым Е.Я. пенсии в Российской Федерации ему стало известно только 7 августа 2020 года, то есть именно с этой даты следует исчислять срок исковой давности.

С данным выводом истца суд не соглашается.

В соответствии со статьей 8 Соглашения органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Согласно Положению о государственном учреждении «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы» Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы (далее - Департамент) является территориальным подразделением Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Комитет), осуществляющим реализацию и государственный контроль в сфере обеспечения социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, специальных социальных услуг.

Согласно п. 48 Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат, государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий, утвержденных Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 223, отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно приложению 36 к настоящим Правилам приостанавливает выплату пенсий и пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления сведений:

об отсутствии расходных операций три и более месяцев по банковскому счету получателя, представляемых уполномоченной организацией по выдаче пенсий и пособий;

об истечении срока действия документа, удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства, оралмана, в том числе из информационных систем;

о выявлении факта без вести пропавших лиц, находящихся в розыске, в том числе из информационных систем;

о выявлении факта выезда получателей пенсий и пособий на постоянное местожительства за пределы Республики Казахстан, в том числе из информационных систем;

В соответствии с п. 49 Правил отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно 37 к настоящим Правилам прекращает выплату пенсий или пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления: сведений о смерти, в том числе из информационных систем; запроса пенсионного дела/дела получателя пособия от уполномоченного органа страны выезда; заявления получателя пенсии или пособия о прекращении выплаты пенсии или пособия с предоставлением документа, подтверждающего снятие его с регистрации в органах внутренних дел; сведений о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан получателей государственного специального пособия, в том числе из информационных систем; уведомления Верховного суда Республики Казахстан о назначении (возобновлении) ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке.

Аналогичные положения предусмотрены и в ныне действующей редакции вышеуказанных Правил (пункты 64-65).

Департамент Министерства труда и социальной защиты населения по        г. Алматы, принявший в 2003 году решение о назначении Алпатову Е.Я.  спецпособия в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РК от 13 июля 1999 № 414-1 (Список № 1), являлся официальным государственным органом, уполномоченным на принятие решений по вопросам пенсионного обеспечения граждан, обладал правом на проверку сведений в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии, в целях определения наличия у них права на получение пенсии. 

При обращении в 2003 год в Департамент за назначением пенсии Алпатовым Е.Я. была предоставлена трудовая книжка, которая содержала, в том числе, сведения о его работе в период  с 1 сентября 2001 года по 3 июня 2022 года рентгенологом в медико-санитарной части ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», РФ. Таким образом, Департамент имел возможность проверить сведения о назначении Алпатову Е.Я. пенсии на территории Российской Федерации. Однако соответствующие сведения Департаментом в Пенсионном фонде РФ запрошены не были. 

Доводы истца об отсутствии у органа пенсионного обеспечения РК по состоянию на 2003 год возможности запросить указанные сведения ввиду отсутствия утвержденного порядка взаимодействия между пенсионными органами РК и РФ (Соглашение между Пенсионным фондом РФ и некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» об информационном взаимодействии в сфере пенсионного и социального обеспечения заключено только 15 марта 2019 года), суд находит несостоятельными. Доказательств того, что Департамент Министерства труда и социальной защиты населения по г. Алматы запрашивал в Пенсионном фонде РФ какие-либо сведения в отношении Алпатова Е.Я., а Пенсионным фондом РФ в предоставлении указанных сведений было отказано, суду предоставлены не были.

Запрос о проведении идентификации гражданина Республики Казахстан Алпатова Е.Я. как получателя пенсионных выплат был сделан Государственной корпорацией «Правительство для граждан» по г. Алматы в Пенсионный фонд Российской Федерации только 2 июня 2020 года, то есть спустя более 16 лет после назначения Алпатову Е.Я. пенсии на территории РК.

Суд приходит к выводу о том, что, начиная с 2003 года и до 2020 года орган пенсионного обеспечения РК в силу своих компетенций и полномочий имел возможность и должен был узнать об отсутствии у ответчика права на назначение ему пенсии на территории РК, а, следовательно, о нарушении своих прав, и прекратить выплату ему пенсии, обратиться в суд за взысканием с ответчика необоснованно выплаченной ему пенсии. 

Поскольку срок исковой давности в отношении периодических платежей исчисляется отдельно по каждому платежу, учитывая дату обращения истца в суд – 14 марта 2023 года – день сдачи искового заявления в почтовое отделение связи, требования истца о взыскании с ответчика периодических платежей подлежат удовлетворении за 3 года, предшествующих обращению в суд, то есть за период с марта 2020 года по август 2020 года (пенсионные выплаты с 1 сентября 2020 года были приостановлены).

Согласно справке о произведенных выплатах за период с марта по август 2020 года Алпатов Е.Я. получил: базовая пенсия 193 038 тенге (31 183 х 2 + 32 668 х4), пенсия по возрасту – 542 860 тенге (87 558 х2+91 936х4), всего 735 898 тенге (л.д. 38 т.1).

В соответствии со ст.140 ГК РФ на территории РФ законным платежным средством является рубль.

Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

Согласно ст. 317 ГК РФ  денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140).

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым взыскать с Алпатова Е.Я. неосновательное обогащение в сумме 735 989 тенге в рублевом эквиваленте на день исполнения решения суда. 

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с Алпатова Е.Я. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3996 руб. 41 коп. в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований по курсу тенге на день принятия решения суда (100 руб. = 19,3630 тенге) (735 898 тенге х 0,19).

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Исковые требования государственного учреждения «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» удовлетворить частично.

Взыскать с Алпатова Евгения Яковлевича  в доход Республиканского бюджета Республики Казахстан сумму неосновательного обогащения в размере 735 898 тенге в рублевом эквиваленте на день исполнения решения суда. 

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Алпатова Евгения Яковлевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3996 руб. 41 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                               Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 12 декабря 2023 года.