Судебный акт
Об оспаривании возврата заявлений без рассмотрения по существу
Документ от 04.12.2023, опубликован на сайте 13.12.2023 под номером 109916, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                                     Дело № 3а-306/2023

73OS0000-01-2023-000238-25                                                                                  

 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

4 декабря 2023 года                                                                        г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Абулхановой Герды Рафаилевны  к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»  о признании незаконными ответов о возврате без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

 

Абулханова Г.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»)  о признании незаконным ответов ОГБУ «БТИГКО» от 21 сентября 2023 года о возврате без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости  объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости здания зерносклада с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 декабря 2014 года – 8 735 061  руб. 99 коп.; об установлении кадастровой стоимости здания  весовой с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 декабря 2014 года – 407 076 руб. 97 коп.; об установлении кадастровой стоимости здания  бани с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 13 мая 2015 года – 1 378 737  руб. 31 коп.

В обоснование требований указала, что она является собственником указанных объектов недвижимости.  Их кадастровая стоимость утверждена в следующем размере:

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 6 декабря 2014 года в размере 36 521 586  руб. 30 коп.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 6 декабря 2014 года в размере 1 664 522 руб. 70 коп.;

-  объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 13 мая 2015 года  в размере 3 175 526 руб. 50 коп.

Абулханова Г.Р. обратилась в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости   объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** в размере их  рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, определенной  отчетами об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 26 августа 2023 года, выполненными оценщиком Балакшиной А.Ю.

Однако ответами от 21 сентября 2023 года заявления Абулхановой Г.Р.  были возвращены без рассмотрения со ссылкой на истечение 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости.

Административные истцы не согласны с указанными ответами, считают, что установление кадастровой стоимости  объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости имеет для неё, как налогоплательщика, правовое значение.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Ульяновской области.

Абулханова Г.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. Её представитель Шайдуллова Г.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении  административного иска по доводам, изложенным в нем.

Представитель  ОГБУ «БТИГКО» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что в силу п. 2 ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявления Абулхановой Г.Р. правомерно были возвращены без рассмотрения ввиду их подачи по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости, указанной в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав  доводы лица, участвующего в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса   административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному  лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия  к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка  также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной  деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Как следует из материалов дела, Абулханова Г.Р. является собственником  следующих объектов недвижимости:

- здания зерносклада с кадастровым номером ***, здания  весовой с кадастровым номером ***, здания  бани с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***.

Кадастровая стоимость  указанных объектов недвижимости утверждена  в следующем размере:

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 6 декабря 2014 года в размере 36 521 586  руб. 30 коп.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 6 декабря 2014 года в размере 1 664 522 руб. 70 коп.;

-  объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 13 мая 2015 года  в размере 3 175 526 руб. 50 коп.

Указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости является действующей на момент рассмотрения настоящего дела.

Абулханова Г.Р.  обратилась 20 сентября 2023 года в ОГБУ «БТИГКО» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчеты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 26 августа 2023 года, выполненные оценщиком Балакшиной А.Ю., согласно которым рыночная стоимость здания зерносклада с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 6 декабря 2014 года составила 8 735 061  руб. 99 коп.; рыночная  стоимость здания  весовой с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 6 декабря 2014 года составила 407 076 руб. 97 коп.; рыночная стоимость здания  бани с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 13 мая 2015 года составила 1 378 737  руб. 31 коп.

ОГБУ «БТИГКО» письмами от 21 сентября 2023 года возвратило  заявителю  указанные заявления без рассмотрения со ссылкой на их подачу по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Разрешая требование административного истца  о признании незаконными указанных ответов ОГБУ «БТИГКО», суд руководствуется следующим.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее – переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных  федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется  в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статьи 22 и статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в течение  переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1  Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Если в субъекта Российской Федерации принято Решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, то есть после января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 октября 2020 года № 775-П «Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области  положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  - с 1 января 2021 года.

Как следует  из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

В соответствии  с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Поскольку административный истец Абулханова Г.Р. обратилась в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением  об установлении кадастровой стоимости объектов  недвижимости с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения действующей кадастровой стоимости, то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости, возвращение административным ответчиком ОГБУ «БТИГКО» заявлений Абулхановой Г.Р.  без рассмотрения является обоснованным, соответствующим положениям приведенного пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконными ответов ОГБУ «БТИГКО» от 21 сентября 2023 года о возврате без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Абулхановой Герды Рафаилевны  к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»  о признании незаконными ответов от 21 сентября 2023 года о возврате без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова