Судебный акт
Предоставление социальной выплаты
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 14.12.2023 под номером 109826, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты по обеспечнию жилым помещением взамен земельного участка незаконным, о возложении обязанности произвести указанную социальную выплату, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2023-002931-16

Судья Анциферова Н.Л.                                                                 Дело № 33-5121/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Самылиной О.П.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3076/2023 по апелляционной жалобе Таратуниной Натальи Ивановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июля 2023 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Таратуниной Натальи Ивановны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске о признании незаконным решения социальной выплаты, обязании выплатить социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения истца                       Таратуниной Н.И., третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, Таратуниной Е.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Таратунина Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУ СЗН Ульяновской области), Департаменту Министерства социальной развития Ульяновской области в городе Ульяновске о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести социальную выплату, компенсации морального вреда, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивированы тем, что 04.05.2023 Таратунина Н.И. обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». Однако решением ОГКУ СЗН Ульяновской области от 15.05.2023 семье Таратуниных отказано в предоставлении социальной выплаты по причине несоответствия направления затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты. С указанным решением Таратунина Н.И. не согласна, считает его немотивированным, поскольку ее семья является многодетной, поставлена на очередь в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Из существа принятого ответчиком решения не усматривается по каким именно причинам/нарушениям был принят отказ. В связи с нарушением указанного права с 2019 года, Таратунина Н.И. совместно с другими многодетными семьями неоднократно обращалась в органы исполнительной власти Ульяновской области, органы надзора за соблюдением законодательства за содействием в его реализации. На сегодняшний день земельный участок ее семье так и не выделен. В сентябре 2022 года прокуратурой Ленинского района города Ульяновска она была уведомлена о том, что ее семья имеет право на получение денежной компенсации взамен предоставления земельного участка либо на выбор земельного участка в садовом товариществе. Со слов представителей ОГКУ СЗН Ульяновской области для предоставления денежной компенсации взамен земельного участка Таратуниной Н.И. необходимо предоставить перечень документов, в числе которых договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с отметкой о государственной регистрации перехода права и выписки из ЕГРН о государственной регистрации права на дом и земельный участок. То есть полностью на свои средства должна была приобрести земельный участок на территории Ульяновской области. 03.04.2023 Таратуниной Н.И. заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, 06.04.2023 зарегистрирован переход права собственности по сделке.  Все указанные документы вместе с заявлением представлены 04.05.2023 в ОГКУ СЗН Ульяновской области. Принятое решение ОГКУ СЗН Ульяновской области от 15.05.2023  об отказе в предоставлении ее семье социальной выплаты причинило моральный вред. Предусмотренное и закрепленное законом право на получение бесплатного земельного участка им, как многодетной семье, несколько лет не исполняется органами исполнительной власти. В 2022 году семья Таратуниных, рассчитывая на частичное погашение затрат,  приняла на себя долговые обязательства для покупки земельного участка с домом. Кроме этого, были понесены расходы на нотариальные услуги для оформления необходимых документов.

Истец просил суд признать незаконным решение от 15.05.2023 об отказе в предоставлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, возложить обязанность на ответчика произвести социальную выплату, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Таратунина Н.И. просит отменить решение суда, принять новое решение.

Не соглашается с выводом суда о том, что предоставление спорной социальной выплаты возможно лишь в случае указания на нее в договоре купли-продажи земельного участка как на способ оплаты. Полагает, что в таком случае не будут достигнуты установленные законом цели оказания социальной поддержки многодетных семей. Просит учесть, что ей не были известны причины отказа предоставления спорной меры социальной поддержки. Судом не принят во внимание тот факт, что у истца возникли долговые обязательства в связи с приобретением земельного участка с жилым домом. По мнению автора жалобы, суд необоснованно рассмотрел спор без участия прокурора. Требование о возмещении морального вреда оставлено судом без удовлетворения немотивированно.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области, ОГКУ СЗН Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Из содержания искового заявления следует, что исковые требования Таратуниной Н.И. касались не только назначения, но и производства в ее пользу социальной выплаты, что находится в полномочиях Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», который не был привлечен к участию в деле.

В связи с допущенными нарушениями норм процессуального права судебная коллегия на основании определения от 21.11.2023 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле привлечены в качестве соответчика Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска,                    Таратунин И.Ю., Таратунина Е.И.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28.11.2023 произведено процессуальное правопреемство стороны ответчика с Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске на его правопреемника Министерство социального развития Ульяновской области.

В соответствии с положениями ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Разрешая заявленные требования по существу по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, приходит к следующему.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО) определены случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

В соответствии с частью 1 указанной нормы закона земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предельные размеры которых установлены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 данного Закона, предоставляются в собственность бесплатно  проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд (пункт 1).

Статьей 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что гражданам, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящим в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их согласия осуществляется мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты: на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1); на уплату цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, либо на уплату цены договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение (пункт 2); на уплату цены договора купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства (пункт 3); на оплату товаров (работ, услуг), необходимых для завершения строительства объектов индивидуального жилищного строительства либо садового дома, права на которые как на объекты, строительство которых не завершено, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 4); на уплату цены договора купли-продажи индивидуального жилого дома или садового дома и земельного участка, на котором расположены указанные дома (пункт 5); на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному в целях приобретения в собственность жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 6); на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома (пункт 7).

Согласно части 2 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО социальная выплата с учетом условий, предусмотренных абзацем первым части 1 данной статьи, осуществляется в случае наличия одновременно совокупности следующих дополнительных условий: местом нахождения объектов недвижимости, указанных в части 1 данной статьи, должна являться территория Ульяновской области (пункт 1);  гражданин, соответствующий требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящий в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лица, имеющего право на получение земельных участков в собственность бесплатно, а также все совершеннолетние члены его семьи должны дать согласие на оформление права долевой собственности на объекты недвижимости, указанные в части 1 данной статьи и находящиеся на территории Ульяновской области, в равных долях между ними (пункт 2).

Методика расчета размера социальной выплаты устанавливается Правительством Ульяновской области (часть 3 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).

Правила осуществления социальной выплаты, включающие в том числе перечень документов (копий документов) или содержащихся в таких документах (копиях документов) сведений, необходимых для принятия решения о ее назначении, перечень оснований для принятия решений об отказе в осуществлении социальной выплаты, о приостановлении и (или) о прекращении ее осуществления, а также порядок принятия указанных решений утверждаются Правительством Ульяновской области (часть 4 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).

Со дня, следующего за днем получения социальной выплаты гражданами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящими в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, указанные граждане снимаются с такого учета и утрачивают указанное право (часть 5 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П утверждены Правила осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно (далее – Правила № 137-П) и Методика расчета размера социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П установлено, что прием заявлений от граждан, указанных в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», в целях получения социальной выплаты осуществляется территориальным органом исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, начиная с 04.05.2023.

Согласно пункту 2 Правил № 137-П социальная выплата может быть направлена на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Как указано в пункте 4 Правил № 137-П, решение о предоставлении социальной выплаты принимает территориальный орган исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, на основании заявления, составленного по форме, установленной уполномоченным органом, а также сведений, содержащихся в том числе в иных документах, подтверждающих расходы заявителя на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

В соответствии с пунктом 12 Правил № 137-П информирование заявителя об осуществлении (об отказе в осуществлении) социальной выплаты производится учреждением не позднее 5 рабочих дней со дня принятия территориальным органом соответствующего решения посредством направления заявителю уведомления. В случае принятия решения об отказе в осуществлении социальной выплаты в уведомлении указываются причина такого отказа и порядок его обжалования. Способ получения уведомления заявитель выбирает самостоятельно при представлении заявления.

В силу подпункта 6 пункта 13 Правил № 137-П в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основаниями для принятия решения об отказе в осуществлении социальной выплаты является несоответствие направления затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты, пунктам 17 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (подпункт 6).

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 12.01.2007 Таратунина Н.И. состояла в зарегистрированном браке с Таратуниным И.Ю.                (л.д. 25).

От брака супруги имеют несовершеннолетних детей ***., *** года рождения, ***., *** года рождения,             ***., *** года рождения (л.д. 36-38).

Семья Таратуниной Н.И. является многодетной и включена в очередь на предоставление бесплатно в собственность земельного участка (номер в очереди 759) (л.д. 7).

Из отзыва Министерства социального развития Ульяновской области следует, что истцу дана подробная консультация специалистом ОГКУ СЗН Ульяновской области. Разъяснено, что для предоставления денежной компенсации взамен земельного участка ей необходимо представить перечень документов, в том числе договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с отметкой о государственной регистрации перехода права, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права на дом и земельный участок (л.д. 52-53).

03.04.2023 между *** (продавцом) и Таратуниной Н.И. (покупателем) заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка под ним (л.д. 15-18), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью 51,3 кв.м, этажность – 1 этаж, материал стен – деревянные, кадастровый номер ***, и земельный участок, на котором расположен жилой дом, общей площадью 2500 кв.м, кадастровый номер ***, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования – для ведения подсобного хозяйства (пункт 1.1 договора).

Стоимость жилого дома и земельного участка по настоящему договору составляет 750 000 руб.

06.04.2023 за Таратуниной Н.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: *** (л.д. 20-27).

04.05.2023 Таратунин И.Ю., Таратунина Н.И. оформили нотариальное согласие, в котором дали согласие на получение социальной выплаты в рамках договора купли-продажи жилого дома и земельного участка под ним от 03.04.2023 взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно                      (л.д. 103).

04.05.2023 Таратунина Н.И. обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность, отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», предоставив необходимые документы, в том числе договор купли-продажи жилого дома и земельного участка под ним от 03.04.2023, выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую переход права собственности за земельный участок.

15.05.2023 ОГКУ СЗН Ульяновской области уведомило Таратунину Н.И. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно по причине несоответствия направления затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты (л.д. 9).

Рассмотрев представленные документы, ОГКУ СЗН Ульяновской области отказал в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, поскольку земельный участок приобретен Таратуниной Н.И. полностью за счет собственных средств.

Полагая отказ в предоставлении заявленной меры социальной поддержки незаконным, Таратунина Н.И. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Доводы ответчика о том, что социальная выплата может быть направлена в оплату приобретаемого индивидуального жилого дома или садового дома и земельного участка, на котором расположены указанные дома, а не в счёт возмещения ранее понесённых расходов, несостоятельны.

Министерство социального развития Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, в полномочия которого входят, в том числе организация и контроль за правильностью назначения, определения и перерасчета размеров, а также осуществления государственных выплат, целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых Министерству на эти цели; установление порядка регистрации и организации ведения регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки; предоставления меры государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения, в данном случае через областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Право Таратуниной Н.И. на предоставление социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», при рассмотрении гражданского дела ответчиками не оспаривалось.

Сведений о том, что истцу предоставлялся земельный участок, осуществлялось исключение из очереди, в материалах дела не имеется.

Отказ в предоставлении истцу меры социальной поддержки по обеспечению  жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным  категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно  носит формальный характер.

Также причина отказа в предоставлении социальной выплаты как несоответствие целей использования социальной выплаты целям, установленным пунктами 17 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» необъективна, поскольку многодетная семья имеет право на предоставление земельного участка бесплатно либо социальную выплату взамен предоставления земельного участка бесплатно, Таратуниной Н.И. приобретен земельный участок в соответствии с предусмотренными частью 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО целями, супругами Таратуниными оформлено нотариальное согласие на получение этой выплаты, ранее своим правом по приведенной социальной мере поддержки граждан, имеющих трех и более детей, они не воспользовались.

Отказ в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, по причине несоответствия направления затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты, только потому, что в договоре купли-продажи земельного участка не указан способ оплаты в виде перечисления данной выплаты в уплату цены договора купли-продажи земельного участка, мера социальной поддержки испрашивается по приобретенному земельному участку за счет личных денежных средств, влечет нарушение права граждан, имеющий трех и более детей, на предоставление меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение их потребностей в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.

Кроме того, доказательств того, что уполномоченный территориальный орган дал  Таратуниной Н.И. при ее обращении в ОГКУ СЗН Ульяновской области разъяснение о необходимости отражения в договоре купли-продажи земельного участка способа оплаты в виде перечисления данной выплаты в уплату цены договора купли-продажи земельного участка, невозможности предоставления социальной выплаты в случае приобретения земельного участка за счет личных денежных средств, стороной ответчика не представлено.

Признавая право  Таратуниной Н.И. на указанную социальную выплату, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в ее выплате по причине приобретения земельного участка полностью за счет собственных средств истца у Министерства социального развития Ульяновской области,               ОГКУ СЗН Ульяновской области не имелось.

Согласно Методике расчета размера социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П, расчет размера социальной выплаты осуществляется исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения, по формуле: С = О x 75%, где: С – размер социальной выплаты; О – объем расходов гражданина, осуществляемых в целях, указанных в пунктах 17 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». Социальная выплата осуществляется в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 2 настоящей Методики, но не превышающем 250 000 рублей.

С учетом данной формулы расчета и расходов истца на приобретение земельного участка (750 000 руб.) Таратунина Н.И. имеет право на социальную выплату в размере 250 000 руб.

При таких обстоятельствах на Министерство социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области следует возложить обязанность принять решение о назначении и предоставлении  Таратуниной Н.И.  меры  социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты на уплату  цены договора купли-продажи земельного участка взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со статьей 13.7  Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО  «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», а на Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» – произвести Таратуниной Н.И. социальную выплату на уплату цены договора купли-продажи  земельного участка в сумме 250 000  руб.

Оснований для признания незаконным уведомления областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно, от 15.05.2023 № ГУ 01-1345 об отказе в предоставлении социальной выплаты судебная коллегия не усматривает.

Уведомление содержит лишь информацию о принятом решении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки. Вместе с тем право истца на спорную меру социальной поддержки являлось предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу.

При разрешении требования о компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из следующего.

В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 10641101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не установив необходимой совокупности условий для возложения на ответчиков ответственности по компенсации морального вреда, в том числе в результате не  представления Таратуниной Н.И. доказательств, свидетельствующих о причинении ей нравственных страданий в результате действий ответчиков, непосредственно направленных на нарушение ее личных неимущественных прав либо посягающих на материальные блага, требование о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 5000 руб. не подлежит удовлетворению.

Сам по себе факт признания незаконными действий (бездействий) органа власти или его должностного лица не влечет безусловное взыскание компенсации морального вреда при отсутствии доказательств нарушения прав истца, причинения ему нравственных и физических страданий.

В связи с тем, что истцом заявлены иные требования, не указанные в части 3 статьи 45 ГПК РФ, действующим законодательством не предусмотрено обязательное участие прокурора в настоящем гражданском деле.

В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что Таратуниной Н.И. при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., требования истца удовлетворены, с Министерства социального развития Ульяновской области, как главного распорядителя денежных средств, в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частично удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Таратуниной Натальи Ивановны к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в выплате социальной выплаты, предоставлении  социальной выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области,  областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области принять решение о назначении и предоставлении  Таратуниной Наталье Ивановне  меры  социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты на уплату  цены договора купли-продажи земельного участка взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со статьей 13.7  Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО  «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». 

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» произвести Таратуниной Наталье Ивановне социальную выплату на уплату цены договора купли-продажи  земельного участка в сумме 250 000  руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Министерства социального   развития Ульяновской области в пользу Таратуниной Натальи Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                          (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.12.2023