Судебный акт
О досрочном прекращении полномочий депутата
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 12.12.2023 под номером 109778, 2-я гражданская, о досрочном прекращении полномочий депутата,, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

    

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2023-000169-93

Судья Калянова Л.А.                                                                    Дело №33а-5188/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 1 июня 2023 года по делу №2а-2201/2023, которым постановлено:

 

административные исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования «Старомайнское городское поселение», неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поседение», Максимову Андрею Владимировичу о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования» Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова Андрея Владимировича; признании бездействия Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области незаконным, обязании Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области рассмотреть представление прокурора района от 21.12.2022; принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова Андрея Владимировича с формулировкой «в связи с утратой доверия» удовлетворить частично.

Обязать Совет депутатов Муниципального образования «Старомайнское городское поселение» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова Андрея Владимировича с формулировкой «в связи с утратой доверия».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурору Старомайнского района отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора               Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Старомайнского района обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования «Старомайнское городское поселение», неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поседение», Максимову А.В. о досрочном прекращении полномочий депутата, признании бездействия Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области незаконным; обязании рассмотреть представление прокурора, принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт грубейшего нарушения депутатом - председателем Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимовым А.В. законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со ст.31 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 16.12.2005 №11, Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе исполняет полномочия председателя Совета депутатов поселения. Депутаты Совета депутатов поселения также осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

В то же время, вопреки требованиям действующего законодательства, Советом депутатов принято решение от 17.10.2019 № 62 «О предельной штатной численности, размерах и условиях оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (в том числе в редакциях от 21.11.2019 №67, 26.03.2020 №04, 17.09.2020 №32, 17.12.2020 № 63), предусматривающее оплату труда работникам представительного органа. Данным решением необоснованно, в нарушение ст.35 Федерального закона №131-ФЗ и ст.24 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение», в структуру Совета депутатов включены         13 должностей, в числе которых должность председателя Совета депутатов. Также решением утверждено Положение об оплате труда и премировании работников аппарата и депутатов Совета депутатов, размер оклада (должностного оклада) и (или) повышающего коэффициента которых может повышаться по решению работодателя.

Аналогичные противоречия действующему законодательству имеются в решении Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 18.10.2018 № 26 «Об утверждении структуры Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» четвертого созыва».

Вопреки требованиям действующего законодательства о противодействии коррупции, распоряжениями от 22.12.2021 №35, от 30.06.2022 №25 «Об утверждении штатного расписания на 2022 год», дополнительными соглашениями к трудовому договору от 26.07.2019 №01-52-6, будучи главой муниципального образования – председателем Совета депутатов, Максимов А.В. установил и выплачивал себе, как *** «Старомайнская правда», заработную плату, в связи с чем допустил ситуацию конфликта интересов.

Максимов А.В. использовал свое служебное положение и предоставленные ему организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в корыстных целях для хищения денежных средств из бюджета                    МО «Старомайнское городское поселение», впоследствии распорядился ими по своему усмотрению. В этих целях им незаконно было издано распоряжение от 23.12.2022 №23-лс, которым он повторно назначил себя на должность председателя Совета депутатов муниципального учреждения Совет депутатов                                     МО «Старомайнское городское поселение» с 01.01.2023 в порядке перевода с оплатой труда согласно штатному расписанию, вид работы – основная.

19.01.2023 Максимов А.В., осознавая противоправный характер, незаконность и общественную опасность своих действий, действуя в личных корыстных целях, направленных на получение вверенного ему имущества, незаконно подписал решение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 17.10.2019 № 62 «О предельной штатной численности, размерах и условиях оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», в соответствии с которым себе, как председателю Совета депутатов, с 01.01.2023 выплачивал ежемесячную заработную плату в размере ***. С 01.01.2023 по 10.04.2023 получил денежные средства в виде заработной платы в размере ***

В целях устранения вскрытых грубейших нарушений требований федерального законодательства прокуратурой Старомайнского района Ульяновской области 21.12.2022 в Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» направлено представление с требованием о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона.

03.02.2023 в прокуратуру Старомайнского района поступил ответ о рассмотрении указанного представления, согласно которому Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» не согласен с нарушениями законодательства, указанными в представлении прокурора района, требования проигнорированы, меры по предотвращению конфликта интересов не приняты.

Прокурор просил досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова А.В.; признать незаконным бездействие Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, выразившееся в неудовлетворении требований прокурора, изложенных в представлении от 21.12.2022; обязать Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области рассмотреть указанное представление в установленном законом порядке; на ближайшем заседании Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова А.В. с формулировкой «в связи с утратой доверия».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поседение» Старомайнского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что принятые Советом депутатов решения по предельной штатной численности не обжалованы и не отменены. С момента утверждения штатного расписания - 01.11.2018 - Председатель Совета депутатов исполнял свои обязанности согласно должностной инструкции на постоянной основе, получая заработную плату. Изменения и дополнения в данный нормативный акт вносились в виде решений Совета депутатов. На заседаниях при принятии указанных решений присутствовали представителя администрации района и прокурор района. До настоящего времени данные нормативно-правовые акты не оспаривались и не отменялись, были опубликованы в сети Интернет и газете. Отмечает, что законодательство не содержит запрета работы на постоянной основе депутата поселения, в том числе Председателя Совета депутатов, а также совмещение должности Председателя Совета депутатов с какой-либо другой должностью.

Полагает, что понуждение судом административного ответчика к принятию конкретного решения или действия является ограничением права представительного органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает принцип разделения властей.

Отмечает, что суд принял к рассмотрению уточненные административные исковые требования прокурора, не убедившись в получении административным ответчиком иска и приложенных к нему документов, что является нарушением ст.125 КАС РФ.

В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом №131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон №230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 упомянутой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных этим Федеральным законом.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.

Как установлено ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ, представительный орган, в том числе  поселения, состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. При этом организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

Частью 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии со ст.31 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 16.12.2005 №11, глава поселения является высшим должностным лицом поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Глава поселения исполняет полномочия председателя Совета депутатов поселения.

Также депутаты Совета депутатов поселения осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (ст. 29 Устава).

В структуре Совета депутатов Глава поселения занимает 1 штатную единицу.

Максимов А.В. является депутатом, председателем Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Решениями Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва от 18.10.2018 № 26 «Об утверждении структуры Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» четвертого созыва»; от 17.10.2019 № 62 «О предельной штатной численности, размерах и условиях оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», а так же решениями вносящими в них изменения, распоряжениями Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о штатном расписании Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 04.03.2019 №05, от 16.09.2019 №11, от 29.04.2020 №21, от 28.09.2020 №30, от 24.12.2020 №38, от 23.12.2022 №43 Максимову А.В. установлен должностной оклад и дополнительные выплаты.

Согласно приложению 3 к решению Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 17.10.2019 №62 оклад Главы поселения составлял: с 23.10.2019 по 31.12.2020 - *** руб., дополнительные выплаты - ***. (в редакции изменяющих РСД от 17.10.2019 № 62, от 21.11.2019 № 67, от 26.03.2020 № 04, от 17.09.2020 № 32);   с 01.01.2021 по 17.03.2021 - *** руб., дополнительные выплаты — ***. (в редакции РСД от 17.12.2020 № 63); с 01.01.2023 и до настоящего времени — *** руб., дополнительные выплаты — ***уб., итого по должности в месяц — *** руб. (в редакции РСД от 17.12.2020 № 63).

В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16.03.2021 № 14 «Об избрании Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение»» Главой муниципального образования «Старомайнское городское поселение» избран Максимов Андрей Владимирович.

Решение опубликовано в газете «Муниципальный вестник Заволжья» от 17.03.2021 № 33 (2748).

26.07.2019 Максимов А.В. принят в муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» на должность ***.

01.01.2023 Максимов А.В. назначен на должность председателя Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

На основании распоряжении от 23.12.2022 № 23-лс Максимов А.В. – Глава МО «Старомайнское городское поселение» назначил себя -  Максимова А.В. на должность Председателя Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» 01.01.2023 в порядке перевода с оплатой труда согласно штатному расписанию, вид работы – основная, установив  оплату труда согласно штатному расписанию.

16.03.2021 депутатами из своего состава Главой МО городского поселения был избран Максимов А.В., который, вопреки требованиям действующего законодательства РФ, будучи Главой поселения и исполняя полномочия председателя Совета депутатов с 16.03.2021, замещая в Совете депутатов должность ***, принял муниципальный правовой акт о назначении себя с 01.01.2023 председателем СД установив себе оплату труда согласно штатному расписанию определив эту работу основной (распоряжение Главы МО от 23.12.2022 № 23-лс).

Представлением Прокурора Старомайнского района № 86-01-2023 от 21.12.2023, Совету депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области предписывалось рассмотреть безотлагательно представление прокурора с участием представителя прокуратуры района, принять конкретные меры по устранению действующим Главой МО – председателем Совета депутатов Максимовым А.В. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущении нарушения закона, к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.

Протоколом рабочей встречи Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 30.01.2023 с участием представителя прокуратуры Старомайнского района рассмотрено представление Прокурора Старомайнского района от 21.12.2022 № 86-01-2022.

30.01.2023 в Прокуратуру Старомайнского района направлен ответ на представление прокурора, в котором указано на отсутствие каких-либо нарушений со стороны Совета Депутатов МО «Старомайнское городское поселение».

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия депутата Максимова А.В. подлежат досрочному прекращению в связи с утратой доверия, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора в указанной части.

В удовлетворении исковых требований о рассмотрении прокурорского представления было отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что, поскольку представление прокурора рассмотрено в установленные в представлении сроки, оснований для признания бездействия Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области незаконным в части неудовлетворения требований прокурора района, указанных в представлении от 21.12.2022 № 86-01-2022/Прдп389-22-20730023, обязании Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области рассмотреть представление прокурора района от 21.12.2022 № 86-01-2022/Прдп389-22-20730023 в установленном законом порядке не имеется.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается

Как верно указано судом, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, пунктом 1 ст. 13.1 ФЗ № 273-ФЗ императивно предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Из материалов дела видно, что Максимов А.В. привлекался к дисциплинарным взысканиям в виде предупреждения (15.10.2020 № 45, 30.09.2021, 09.12.2022 № 33) за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Уставом городского поселения не предусмотрено «трудоустройство с оплатой труда» Главы МО городского поселения, ч. 1 статьи 31 Устава городского поселения определено, что Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов поселения  (ч. 6 ст.31 Устава городского поселения).

16.03.2021 депутатами из своего состава Главой МО городского поселения был избран Максимов А.В., который вопреки требованиям действующего законодательства РФ, будучи Главой поселения и исполняя полномочия председателя Совета депутатов с 16.03.2021, замещая в Совете депутатов должность ***, принял муниципальный правовой акт о назначении себя с 01.01.2023 председателем Совета Депутатов МО «Старомайнское городское поселение», установив себе оплату труда согласно штатному расписанию определив эту работу основной.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у главы муниципального образования «Старомайнское городское поседение» Максимова А.В. возник конфликт интересов, однако меры по его предотвращению или урегулированию им не были приняты, в связи с чем прокуратурой района в Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» была направлена информация о непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Поскольку в действиях Главы МО «Старомайнское городское поселение» Максимова А.В. имеется личная заинтересованность, которая привела к конфликту интересов, не урегулированному до настоящего времени, что является нарушением законодательства РФ в сфере противодействия коррупции, Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 3.1 ст.32 Устава городского поселения,                    ч. 4.1. ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Как разъяснил  Конституционный Суд РФ в своем Определении от 28.02.2023 №249-О, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый на основании статей 72 (пункт «н» части 1), 76 (часть 1) и 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в положениях частей 7 - 11 статьи 40 определил для выборных должностных лиц местного самоуправления ограничения, запреты и обязанности, связанные с этим статусом, а также предусмотрел за их несоблюдение и неисполнение определенные правовые меры, в том числе досрочное прекращение полномочий.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, досрочное прекращение полномочий лица, замещающего публичную должность, в том числе выборную, вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Постановление от 27 декабря 2012 года №34-П; Определение от 26 января 2017 года №104-О и др.). Соответственно, гражданин, замещая выборную должность местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, в том числе касающиеся противодействия коррупции, в частности в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В силу положений Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, обязано в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 11 и часть 4.1 статьи 12.1). В случае же непринятия этих мер соответствующее лицо подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия (пункт 1 части 1 статьи 13.1).

Следовательно, федеральный законодатель, действуя в пределах своей конституционной дискреции, для таких коррупционных правонарушений, как непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов, с учетом самой по себе потенциальной опасности таких деяний предусмотрел соразмерную им меру воздействия в виде безусловного досрочного прекращения полномочий соответствующего должностного лица, реализуемую в установленной процедуре решением компетентного органа публичной власти.

Вместе с тем ранее Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что прокуратура, будучи наделенной функцией по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, правомочна на основе собственной проверки не согласиться с результатами контрольных мероприятий по выявлению коррупционных правонарушений и не может быть лишена права на собственное решение относительно обращения с исковым заявлением в суд; при этом поступившее от прокурора исковое заявление подлежит оценке судом, и именно судебный контроль выступает гарантией прав граждан в соответствующих правоотношениях (Постановление от 4 июля 2022 года № 27-П).

Таким образом, поскольку в конкретном деле заявителя речь идет о безусловном случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, постольку принятие соответствующего решения судом по заявлению прокурора, который наделен специальной компетенцией по обеспечению законности как в целом, так и при исполнении антикоррупционного законодательства, когда требования прокурора обусловлены неисполнением представительным органом муниципального образования обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав освобождаемого от должности выборного должностного лица местного самоуправления.

При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции обязал Совет депутатов Муниципального образования «Старомайнское городское поселение» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова Андрея Владимировича с формулировкой «в связи с утратой доверия», указав на то, что суд не вправе подменять представительный орган муниципального образования.

Судебная коллегия в этой связи полагает необходимым отметить следующее.

В системе действующего правового регулирования предусмотрено решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии коррупции».

В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе Федеральным законом «О противодействии коррупции», представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым в судебном порядке прекратить досрочно полномочия депутата Максимова А.В., приняв в указанной части новое решение.

В остальной части решение суда является правильным и отмене, либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 1 июня 2023 года отменить в части возложения на Совет депутатов Муниципального образования «Старомайнское городское поселение» обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова Андрея Владимировича, принять в указанной части новое решение:

Прекратить досрочно, с даты вступления решения суда в законную силу, полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова Андрея Владимировича в связи с утратой доверия.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12.2023