Судебный акт
Оспаривание действий Росгвардии
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 12.12.2023 под номером 109776, 2-я гражданская, о признании действий по перемещению на хранение наградного писталета и патронов незакоными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-003242-53                                                                                                                                                                                          

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело №33а-5113/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    28 ноября  2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щербакова Михаила Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  7 июля 2023 года по делу №2а-3264/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Щербакова Михаила Владимировича к Управлению  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области, начальнику Центра лицензионно-разрешительной  работы Управления   Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области Мартьянову Алексею Владимировичу о признании  действий незаконными, возложении обязанности  устранить нарушение прав, свобод и законных интересов – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения предстаивтеля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области – Варнакова А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Щербаков М.В. обратился в суд с административным иском к Управлению  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области, начальнику Центра лицензионно-разрешительной  работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области Мартьянову А.В. о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов. В обоснование требований указал следующее.

28 марта 2023 г. им получена информация из Управления Росгвардии по Ульяновской области о том,  что принадлежащие ему наградное оружие - пистолет Макарова и патроны к нему переданы в центр лицензионно-разрешительной работы Управления  Росгвардии по Ульяновской области. Основанием для этого послужил тот факт, что оружие хранилось в комнате хранения оружия прокуратуры Ульяновской области, а не по месту его жительства.

Считает, что он имеет право  хранить наградное оружие в комнате  хранения оружия прокуратуры Ульяновской области, а действия административного ответчика противоречат п.60 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. №814, нарушают его  права и свободы

Просил суд признать незаконными действия заместителя начальника Управления Росгвардии по  Ульяновской области - начальника Центра лицензионно-разрешительной работы  полковника  полиции Мартьянова А.В.,   выразившиеся в приеме  принадлежащего ему наградного оружия  и патронов к нему, обязать административного ответчика  устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов и передать его наградное оружие и патроны к нему в комнату хранения оружия прокуратуры Ульяновской области.

К участию в деле судом в качестве заинтересованных лиц привлечены Прокуратура Ульяновской области, ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Щербаков М.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.  

В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что административным ответчиком не представлено суду документального подтверждения о результатах  проверочных мероприятий в прокуратуре Ульяновской области. Письмо начальника Управления Росгвардии по  Ульяновской области от 14 октября 2022 г. и ответ прокуратуры Ульяновской области от 07 февраля 2023 г., на которые ссылается суд в решении, являются недопустимыми доказательствами по делу. Указывает на несоответствие решения суда нормам материального и процессуального права. Полагает, что в связи с неправильным  истолкованием закона и определением обстоятельств по делу нарушены конституционные права Щербакова М.В. на судебную защиту.    

В возражениях на апелляционную жалобу Управление  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Ульяновской  области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя Управления Росгвардии по Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), который, как указано в его преамбуле, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В  соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г.              №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о войсках национальной гвардии) на войска национальной гвардии возложен федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Войска национальной гвардии Российской Федерации наделены полномочиями контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (ст.9 Федерального закона №226-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. №718 утверждены Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием (далее - Правила награждения оружием), которые в соответствии с Законом об оружии определяют порядок награждения оружием граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, приобретения оружия, а также патронов и боеприпасов к нему для пополнения наградных фондов, учета указанного оружия и патронов, их хранения и изъятия.

Награжденный оружием обязан с момента получения наградного оружия обеспечить его сохранность, безопасность хранения и исключить доступ к нему посторонних лиц (п.19 Правил награждения оружием).

Пунктом 4 Правил награждения оружием установлено, что хранение, ношение, передача и транспортирование указанного оружия осуществляются с соблюдением правил, установленных в отношении гражданского короткоствольного оружия самообороны.

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 (далее - Правила оборота оружия), они регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.

Пунктом 60 Правил оборота оружия определено, что военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии, а также лица, награжденные оружием, хранят имеющееся у них оружие и патроны по месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 59 Правил оборота оружия.

Согласно пункту 59 Правил оборота оружия установлен порядок хранения оружия и боеприпасов к нему, а именно они должны храниться по месту жительства гражданина с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом  Генерального прокурора Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. №89-к *** Щербаков Михаил Владимирович был награжден   именным огнестрельным оружием-пистолетом Макарова модернизированным (ПММ) серии *** №*** 1996 года выпуска, в комплекте с боеприпасами калибра 9 мм в количестве 24 штук и снаряжением к нему (л.д.25).

21 августа 2014 г. в адрес Щербакова М.В., являвшегося на то время  ***, было направлено сообщение о том, что в ответ на его обращение от 15 августа 2014 г. принято решение  о разрешении временного хранения принадлежащего ему наградного  огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в прокуратуре Ульяновской области (л.д.38).

В результате проведения в 2022 году проверочных мероприятий Управлением Росгвардии по Ульяновской области  по обеспечению условий сохранности оружия было установлено, что вышеуказанное оружие и боеприпасы их владелец хранит в комнате хранения оружия Прокуратуры  Ульяновской области.

На имя временно исполняющего обязанности прокурора Ульяновской области было направлено письмо от 14 октября 2022 г. № 542/9-3551, которым сообщается о сложившейся ситуации с хранением наградного оружия           Щербакова М.В., предложено передать это оружие его владельцу для дальнейшей организации его хранения по месту жительства награжденного лица (л.д.26).

В ответе из прокуратуры Ульяновской области от 7 февраля 2023 г.                № 80-06-2023/443-23-20730001 указано, что Щербаковым М.В. меры по организации хранения наградного оружия и боеприпасов к нему по месту своего жительства до настоящего времени не предприняты. В связи с чем,  предложено  рассмотреть вопрос о принятии на хранение этого оружия Управлением Росгвардии по Ульяновской области (л.д.27).

08 февраля 2023 г. старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области было принято от старшего помощника прокурора Ульяновской области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты *** одна единица оружия, патроны в количестве 24 штук, а также принадлежности к оружию. В этот же день указанное оружие и боеприпасы переданы на временное хранение до принятия соответствующего решения в ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска (л.д.28-31).

Щербакову М.В. было направлено уведомление от 9 марта 2023 г.                        № 544/9-881, которым владелец оружия был проинформирован о требованиях Правил оборота оружия, определяющих место и условия хранения наградного оружия. Также сообщено, что указанное оружие и боеприпасы к нему сотрудником прокуратуры Ульяновской области из комнаты хранения оружия были переданы в подразделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области, а затем помещены в комнату хранения оружия ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска (л.д.32-33).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия не противоречат закону, в связи с чем в удовлетворении административного иска Щербакову М.В. отказал.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы,  административный истец не наделен правом хранения наградного оружия и боеприпасов к нему  в комнате хранения оружия прокуратуры Ульяновской области, поскольку это противоречит  пункту 60 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. №814, в силу которого сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии, а также лица, награжденные оружием, хранят имеющееся у них оружие и патроны по месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил.

Поскольку Щербаков М.В. не является действующим сотрудником прокуратуры, а является ***, то он  обязан хранить наградное оружие по месту своего жительства.

Мнение Щербакова М.В. о равнозначном статусе действующих сотрудников прокуратуры и сотрудников прокуратуры, находящихся на пенсии, в части возможности хранения наградного оружия по месту службы, является ошибочным, основанным на неверном толковании правил, устанавливающих хранение оружия, в том числе наградного.

Правила хранения оружия в органах прокуратуры регламентированы соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 12 сентября 2011 г. №296. Данная Инструкция предусматривает возможность хранения наградного оружия в комнатах хранения оружия прокуратуры только для действующих сотрудников прокуратуры. Иные категории лиц, в том числе бывшие сотрудники, пребывающие в настоящее время на пенсии, таким правом не обладают.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия и решения Росгвардии в отношении Щербакова М.В. не противоречат Закону об оружии, Правилах награждения оружием, Правилах оборота оружия, а также Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, утвержденного совместным приказом Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 г. № 54/90, следовательно, оснований для удовлетворения административного  иска Щербакова  М.В. у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка заявителя на недопустимость представленных по делу доказательств является несостоятельной. Имеющиеся в материалах дела доказательства оценены судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Принятое по делу решение является правильным, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  7 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербакова Михаила Владимировича– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12. 2023.