Судебный акт
О признании недействующим в части НПА
Документ от 20.11.2023, опубликован на сайте 06.12.2023 под номером 109751, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

              73OS0000-01-2023-000188-78                                      

Дело № 3а-269/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 ноября 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокуроров Холодилиной Ю.О., Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                 №3а-269/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Грузовое автотранспортное предприятие № 4»  о признании недействующими пунктов 5990, 8884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года; пунктов 12037, 18969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года; пунктов 11353, 18538 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, о взыскании судебных расходов, 

установил:

 

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость», на 2023 год» (далее также приказ             № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Акционерное общество «Грузовое автотранспортное предприятие № 4» (далее по тексту также АО «ГАТП-4») обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании  недействующими со дня принятия пунктов 5990, 8884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года; пунктов 12037, 18969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года; пунктов 11353, 18538 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2021-2023 годы включено принадлежащее административному истцу имущество:

- нежилое здание с кадастровым номером: ***, общей площадью 865 кв.м, расположенное по адресу: ***, -  в пункт 5990 Перечня на 2021 год, в пункт 12037  Перечня на 2022 год, в пункт 11353 Перечня на 2023 год;

- нежилое помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м, расположенное по адресу: ***,   - в пункт 8884 Перечня на 2021 год, в пункт 18969 Перечня на 2022 год, в пункт 18 538 Перечня на 2023 год.

Административный истец указывает, что включение вышеуказанных объектов в Перечни незаконно, поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Нежилое здание с кадастровым номером: *** имеет наименование «здание», назначение «нежилое». Оно расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, площадью 900 кв.м,  с видом разрешенного использования «по двухэтажным  зданием административного корпуса и зданием склада». Это здание состоит из двух помещений: с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м, и с кадастровым номером: ***, площадью 9,6 кв.м, назначение которых не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, общая площадь которых составляла бы более  20 % от общей площади.

Наименование здания, наименование и назначение помещений в нем, вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечни на 2021-2023 годы не производилось.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены: публичное акционерное общество «Мегафон», частное учреждение – организация дополнительного профессионального образования «Авто-класс», общество с ограниченной ответственностью (далее также ООО) «Частное охранное предприятие «Скорпион +», индивидуальный предприниматель (далее также ИП) Завадский Руслан Васильевич, ООО «Оптовая торговая группа», кредитный потребительский кооператив «Триумф», ООО «ДС-Волга», ООО  «Азимут», ООО «Транс-авто»,                 ООО  «Группа компаний «ПИПЛ», ООО  «Сфера», ООО «Профиль Торговый дом»,                            ООО «ГазПромСтрой Сибирь», ООО  «Абсолют», ООО «Улсервис»,                           ООО «Элит-плюс», ООО  «Грузовые технологии», ООО «Строй монтаж ХММ», ООО  «УЛПРОФ73», ООО «Миленна», ООО «ЧОО «Скорпион-ММ».

В процессе судебного рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Росич-Автогаз»,                                   ООО «Консул-Венд». Определением суда от 2 октября 2023 года они исключены из числа участников по делу, так как было установлено, что их права и интересы рассматриваемым делом не затрагиваются и не могут быть затронуты.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по приведенным основаниям. Просила учесть также дополнительные письменные пояснения.  Пояснила, что большая часть площадей здания пустует. Для торговой и коммерческой деятельности используется и в спорный период использовалась только помещение, площадью 66,3 кв.м, арендуемое ИП Завадским Р.В.  Организация истца находится в указанном здании по адресу: ***. В нем размещен штат предприятия вместе с руководителем. Предприятие занимается перевозками и сдачей имущества в аренду. Здание принадлежит только истцу. Юридические лица, указанные в сведениях налогового органа как зарегистрированные по адресу: ***, находятся либо в соседнем здании (у них адрес иной, с литерой в номере дома; ранее был одинаковый адрес, но здания всегда были разные), либо формально числятся, но не находятся в здании, а помещения пустуют, нумерация помещений непостоянная и хаотичная.  Технический план здания от 16.04.2019 не содержит экспликации входящих помещений. На основании этого документа, подготовленного кадастровым инженером ***, были внесены изменения в сведения об общей площади здания с 788,6 кв.м на 865 кв.м. Изменения были связаны исключительно с изменением методики расчета площади помещений (в расчет не включена площадь внутренних стен и перегородок). Иных помещений, кроме указанных двух с кадастровым номером: ***, общей площадью              755,4 кв.м, и с кадастровым номером: ***, площадью 9,6 кв.м,  в здании не имеется. Возражения административного ответчика полагала несостоятельными. Указала, что ссылки административного ответчика на размещенное в общем доступе объявление о коммерческой недвижимости  по адресу: ***, касаются иного здания (не спорного), что также подтверждается фотографиями. Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида их фактического использования для  включения в Перечни на 2021-2023 годы не производилось, со стороны истца препятствий в этом не чинилось.  Сообщила, что, суммарная площадь помещений истца, сдаваемых в аренду в период 2021-2023 годы, фактически используемых для целей, обозначенных в статье 378.2 НК РФ, не превышает 20 % от общей площади здания за каждый год.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель по доверенности Елистратова А.В. с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. Представила также письменные возражения на иск. Указала, что административный ответчик полагает, что нежилое здание с кадастровым номером: *** и находящееся в нем помещение с кадастровым номером: ***, включены в оспариваемые пункты Перечней обоснованно, так как вид разрешенного использования земельного участка под ним «по двухэтажным  зданием административного корпуса и зданием склада», и по данным открытых источников сети Интернет в здании по адресу: ***, расположены 17 организаций. В сети имеется объявление о сдаче помещения в аренду. Фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений не производилось. Пояснила, что при указании в оспариваемых пунктах Перечней на 2022 и 2023 годы помещения с кадастровым номером: *** допущена описка в адресе: ошибочно указано как «***».

Представители заинтересованных лиц ПАО «Мегафон»,                                       ЧУО ДПО «Авто-класс», ООО «Частное охранное предприятие «Скорпион +»,               ИП Завадского Р.В.,  ООО «Оптовая торговая группа», КПК «Триумф»,                         ООО «ДС-Волга», ООО  «Азимут», ООО «Транс-авто», ООО  «Группа компаний «ПИПЛ», ООО  «Сфера», ООО «Профиль Торговый дом», ООО «ГазПромСтрой Сибирь», ООО  «Абсолют», ООО «Улсервис», ООО «Элит-плюс», ООО  «Грузовые технологии», ООО «Строй монтаж ХММ», ООО  «УЛПРОФ73», ООО «Миленна», ООО «ЧОО «Скорпион-ММ» -  в судебное заседание не явились, извещены.

От заинтересованного лица ИП Завадского Р.В. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что он арендует в здании по адресу: ***, два нежилых помещения, общей площадью 113,5 кв.м, из которых для торговых целей используется помещение, площадью 66,3 кв.м (помещение № ***), помещение, площадью 47,2 кв.м (помещение № ***) используется под склад.

Представителем заинтересованного лица ЧУО ДПО «Авто-класс» представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что оно является арендатором нежилых помещений площадью 100 кв.м, в здании по адресу: ***, которые фактически используются для образовательной деятельности (школы для подготовки водителей автотранспортных средств).

От представителя заинтересованного лица ПАО «Мегафон» поступило заявление с указанием, что данное юридическое лицо является арендатором нежилого помещения, площадью 13 кв.м, в здании по адресу: ***, которое используется для размещения антенно-фидерного оборудования.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона    от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                               статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 245-пр от 11 ноября 2020 года,  № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на  2021 и 2022 годы.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»  № 85 (24.359)     от 17 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

Пунктом 5990 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктом 12037 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, включено принадлежащее административному истцу АО «ГАТП-4» имущество:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 8884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктом 18969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, включено принадлежащее административному истцу АО «ГАТП-4» имущество:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** (при указании номера дома допущена техническая описка).

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175) с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр                    от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, номер публикации 7301202211300001.

Пунктом 11353 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включено принадлежащее административному истцу АО «ГАТП-4» имущество:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 18538 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, включено принадлежащее административному истцу АО «ГАТП-4» имущество:

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** (при указании номера дома допущена техническая описка).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2  пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее                 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Административный истец акционерное общество «Грузовое автотранспортное предприятие № 4» (ОГРН 1027301172788) является действующим юридическим лицом, зарегистрировано по адресу: ***. По данным ЕГРЮЛ имеет основной вид деятельности: «аренда и управление собственным или арендованным нежилым имуществом», дополнительный вид деятельности «аренда грузового автомобильного транспорта с воителем» (т.2, л.д. 1-8).

Штат организации составляет 13 человек (т. 2, л.д. 239). По пояснениям представителя административного истца, все сотрудники располагаются по  адресу: ***.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция пункта 1 статьи 1.1 указанного закона ранее предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В дальнейшем пункт 1 статьи 1.1 указанного закона был изложен в иной редакции, предусматривающей, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в редакции Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО, изменения вступили в силу с 01.01.2022).

В данной редакции норма действовала на момент издания приказа №  264-пр от 25.11.2022.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2021 – 2023 годы подлежали включению такие административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Данный документ действовал в спорный период и по 03.10.2023; утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 28.09.2023 № 512-П «Об утверждении Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость»,  вступившего в силу 04.10.2023.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование    (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Из анализа приведенных норм Порядка следует, что к числу документов и сведений, которые подлежат оценке уполномоченным органом при определении вида фактического использования объекта недвижимости, могут быть отнесены, среди прочих, как документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так и договоры аренды.

При этом в случае их недостаточности (наряду с иными документами и сведениями, указанными в пункте 1.3 Порядка) для определения вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченный орган организует и проводит обследование с составлением акта, форма которого установлена приложением № 1 к Порядку.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

Таким образом, объект недвижимости, находящийся на территории Ульяновской области, подлежит включению в перечень по основанию определения вида его фактического использования без составления акта лишь в том случае, если по результатам анализа документов и сведений, указанных в пункте 1.3 Порядка, следует однозначный вывод уполномоченного органа о том, что их достаточно и при этом они с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в установленных статьей 378.2 НК РФ целях. В противном случае, при недостаточности названных документов и сведений, наличии в них каких-либо сомнений и противоречий объект недвижимости без проведения обследования и составления акта в перечень по указанному основанию включен быть не может.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

АО «ГАТП-4» является собственником объектов недвижимости:

1) нежилого здания с кадастровым номером: ***, общей площадью 865 кв.м, назначение «нежилое», расположенное по адресу: ***. Право собственности АО «ГАТП-4» возникло в порядке приватизации, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.12.2001 на двухэтажное здание административного корпуса с принадлежностями, площадью 788,63 кв.м                       (т.2, л.д. 238).

По данным инвентарного дела на объект по адресу:  ***, инвентарный номер дела ***) объект имел наименование «производственная база».

Материалами дела подтверждается, что по адресу: ***, кроме спорного объекта, находится несколько зданий с самостоятельными кадастровыми номерами – с кадастровым номером: *** с наименованием «гараж»  (т.1, л.д. 136-137), с кадастровым номером: *** с наименованием «здание склада» - в настоящее время имеет адрес: *** (т.2, л.д. 138-140). 

2) нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м, расположенное по адресу: *** назначение помещения – нежилое, данные о наименовании в ЕГРН отсутствуют. Право собственности за                          АО «ГАТП-4» зарегистрировано 10.06.2019 без обременений (т. 1, л.д.124-126).

Нежилое здание с кадастровым номером: ***, общей площадью 865 кв.м, состоит из двух помещений:

нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м,

нежилого помещения с кадастровым номером: ***, площадью 9,6 кв.м.

Собственником этих помещений является административный истец.

Как следует из сообщения ПАО «Роскадастр» от 10.11.2023, 29.04.2019 на основании заявления  АО «ГАТП-4» и технического плана от 16.04.2019, подготовленного кадастровым инженером ***, в ЕГРН были внесены сведения об изменении площади здания с кадастровым номером: ***, с 788,6 кв.м на 865 кв.м. Изменения внесены в связи с изменениями в методике определения подсчета площади нежилого здания, которая отличается от методики определения площади нежилых помещений. В силу пунктов 6 и  10  Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 (действовал до 31.12.2020 и утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 № 851), расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте 1,1 - 1,3 метра от пола, при наклонных наружных стенах - на уровне пола. Площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок на высоте 1,1 - 1,3 метра от пола. Площади, занятые внутренними стенами (перегородками), в площади нежилых помещений не включаются. Нежилое здание с кадастровым номером: ***, общей площадью 865 кв.м, состоит из двух помещений: нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м, и нежилого помещения с кадастровым номером: ***, площадью         9,6 кв.м. сведения о других помещениях, расположенных в этом здании, отсутствуют (т.3, л.д. 199-200).

Согласно ответу на запрос суда от кадастрового инженера                     ***, технический план от 16.04.2019 на нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений: о площади, местоположение границ; материале наружных стен.

Кадастровым инженером были внесены следующие сведения: количество контуров - 1, площадь здания - 865,0 кв.м.

Изменение площади произведено в связи с тем, что площадь здания                 865,0 кв.м рассчитана согласно действовавшему на тот момент пункту 9 Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90, то есть определена в пределах внутренних поверхностей наружных стен и включает в себя площадь внутренних стен и перегородок.

Технический план         от 14.05.2019 подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием 2-х помещений, расположенных по адресу: ***, в здании с кадастровым номером ***, площадь 755,4 кв.м. Площадь помещений 765,0 кв.м, рассчитана согласно действовавшему на тот момент Приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.

При выполнении кадастровых работ площадь всех помещений, указанных в данном техническом плане 765,0 кв.м, составляет площадь помещений здания в целом. Данная площадь состоит из двух помещений, указанных в техническом плане, иных помещений в здании с кадастровым номером: *** не имеется. Разница площади здания 865 кв.м, (согласно сведениям из ЕГРН) и площади помещений здания 765 кв.м в  100 кв.м., произошла за счет разных методик подсчета площадей, составляющих площадь внутренних стен и перегородок, включенных в площадь здания (т. 4, л.д. 4-5).

Указанные сведения подтверждаются техническим планом здания от 16.04.2019 с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, подготовленным кадастровым инженером *** (т.4, л.д. 6-15).

Оснований для недоверия представленным сведениям у суда не имеется.

Указание кадастровым инженером *** на прежнюю площадь нежилого здания с кадастровым номером: ***, равную                765 кв.м, суд расценивает как описку, так как таковая составляла 788,6 кв.м., что подтверждается сведениями ЕГРН (т.2, л.д. 238), а также техническим заключением на нежилое здание от 10.04.2019, подготовленным *** (т.4, л.д. 18-21).

Экспликации помещений в технической документации не содержится.

Нежилое здание с кадастровым номером: *** расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, площадью 900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под двухэтажным зданием административного корпуса и зданием склада, имеет ограничение в связи с нахождением в охранной зоне транспорта.  Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.09.2021, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером: ***. Земельный участок принадлежит на праве собственности  АО «ГАТП-4» (т.3, л.д. 201-205).

Земельный участок  с кадастровым номером: ***, площадью 9243 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: под двухэтажным зданием административного корпуса и зданием склада, принадлежал на праве собственности АО «ГАТП-4» (т. 1, л.д. 51-56).

Из пояснений представителя административного истца и представленных доказательств, в том числе фотоматериалов, представленных договоров аренды с актами и приложениями, а также из документов технического учета следует, что помещения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: *** не отражают такие признаки размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не свидетельствуют о размещении в них  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из всех представленных в материалы дела договоров аренды, относящихся к спорному периоду, только договор аренды с ИП Завадским Р.В. в отношении торговой площади размером 66,3 кв.м, подпадает по целевому использованию арендуемого помещения в здании под регулирование  статьей 378.2 НК РФ                  (т.1, л.д. 228-23, т.2, л.д. 202-203).

Иные имеющиеся в материалах дела договоры аренды не содержат условий о целевом использовании арендуемых помещений в здании в соответствии со статьей 378.2 НК РФ либо цель аренды (связанная с услугами по обучению, охране, складированию)  по смыслу 378.2 НК РФ не позволяет их отнести к предмету регулирования указанной нормы.

В соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

В данном случае помещения, арендуемые с назначением «склад» не могут быть отнесены к  торговым объектам по смыслу статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, принадлежащие административному истцу нежилое здание и нежилое помещение не могли быть включены в Перечни, так как  уполномоченным  органом не установлено, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего  административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Доказательств, опровергающих условия договоров аренды, материалы дела не содержат.

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что названный объект недвижимого имущества был включен в Перечни исходя из поступивших сведений о виде разрешенного использования земельного участка, а также ввиду нахождения большого количества организаций по данному адресу.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П указано, что взимание налога на имущество организаций, исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования указанного земельного участка не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к административно-деловому центру либо торговому центру (комплексу).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1176-О, при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из пояснений представителя административного истца и представленных им доказательств, в том числе фотоматериалов, следует, что помещения объекта недвижимого имущества, и документы технического учета не отражают такие признаки размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не свидетельствуют о размещении в них  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания на площади не менее 20 процентов от общей площади здания.

Документы технической инвентаризации при включении объектов в перечни ответчиком не исследовались.

Фактические обследования здания и помещений на момент включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества и на момент рассмотрения данного административного дела не проводились.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ                 «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости действующим законодательством не предусмотрено.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).

Учитывая изложенное, не имеется оснований не доверять имеющемуся в материалах дела техническому плану от 14 мая 2019 года, то есть надлежащему документу технического учета (инвентаризации) здания по состоянию на дату, наиболее приближенную к датам утверждения оспариваемых перечней.

Отсутствие в техническом плане экспликации нормам действующего законодательства не противоречит и применительно к рассматриваемому спору свидетельствует лишь о том, что по своему предназначению здание, спорное помещение в соответствии с указанным документом технического учета (инвентаризации) не подлежало включению в оспариваемые перечни.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не проводилось.

В нарушение приведенных выше положений административного процессуального закона административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания с кадастровым номерам: ***, и помещения с кадастровым номером: *** критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и необходимым для их включения в Перечни на 2021 – 2023 годы не представлено.

Учитывая вышеизложенное, не имелось оснований для включения принадлежащего административному истцу недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером: ***, общей площадью 865 кв.м, расположенное по адресу: ***, -  в пункт 5990 Перечня на 2021 год, в пункт 12037  Перечня на 2022 год, в пункт 11353 Перечня на 2023 год; а также нежилого помещения с кадастровым номером: ***, общей площадью 755,4 кв.м, расположенное по адресу: ***,   - в пункт 8884 Перечня на 2021 год, в пункт 18969 Перечня на 2022 год, в пункт 18 538 Перечня на 2023 год.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2021 по 2023 годы и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу акционерного общества  «Грузовое автотранспортное предприятие № 4» в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины  13 500 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административное исковое заявление акционерного общества                        «Грузовое автотранспортное предприятие № 4» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 5990, 8884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр                     от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующими со дня принятия пункты 12037, 18969 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр             от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующими со дня принятия пункты 11353, 18538 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области           № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу акционерного общества                                              «Грузовое автотранспортное предприятие № 4» в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины  13 500 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете      «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  30 ноября 2023 года.