Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 15.11.2023, опубликован на сайте 01.12.2023 под номером 109718, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-260/2023

73OS0000-01-2023-000177-14

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 ноября 2023 года                                                                     город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания» о признании недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и  строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной  схемы обращения  с отходами Ульяновской области и её электронной  модели»,

 

у с т а н о в и л :

 

28 июля 2022 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство)  принят приказ № 17-од «Об утверждении территориальной  схемы обращения  с отходами Ульяновской области и её электронной  модели» (далее – Территориальная схема обращения с отходами).

ООО «Симбирская экологическая компания» (далее также – общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и  строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной  схемы обращения  с отходами Ульяновской области и её электронной  модели».

В обоснование требований указало, что в Территориальную схему обращения с отходами  Ульяновской области неправомерно не включен межмуниципальный объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе, строительство которого реализуется во исполнение Плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082-р. Между ООО «Симбирская экологическая компания» и Правительством Ульяновской области было заключено Соглашение № 114-дп от 31 декабря 2016 года «О взаимодействии сторон по реализации инвестиционного проекта строительства «Объекта размещения, обработки, утилизации, обезвреживания ТКО в поселке городского типа Новоспасское Ульяновской области». Объект в статусе перспективного был включен в территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области  2017 года. В настоящее время объект размещения отходов и первичной сортировки  в Новоспасском районе построен,  7 августа 2023 года Администрацией МО «Новоспасский район»  выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.  Таким образом,   общество является субъектом, деятельность которого должна регулироваться оспариваемым приказом. Исключение из перспективной схемы потоков в зоне действия регионального оператора № 5  объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе, строительство которого осуществляет административный истец, ввиду отсутствия мощности мусоросортировочного комплекса на обработку всего объема ТКО незаконно и необоснованно. Оспариваемый приказ нарушает законные права и интересы общества  и противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон об отходах производства и потребления).

Пункт 4.3 раздела 4 Нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО)   и расчет массы образуемых ТКО противоречит пункту 3 статьи  13, статье 18 Закона об отходах производства и потребления, поскольку  при разработке оспариваемого приказа учитывались нормативы накопления ТКО на территории Ульяновской области, утвержденные приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года № 06-77. Однако приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 30-ОД утверждены новые нормативы накопления ТКО в Ульяновской области. Таким образом, в территориальной схеме использовались нормативы накопления ТКО, установленные неуполномоченным органом, оспариваемый приказ содержит недостоверные сведения о нормативах накопления ТКО.

Нарушена процедура принятия оспариваемого приказа. В нарушение пункта 22 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с  отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем   (далее также Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в установленном порядке не уведомлялась Министерством о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта на электронном носителе.

В нарушение п. 24 Правил Министерством проигнорированы замечания Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, что следует из заключения об учете замечаний и предложений,  подготовленного по результатам общественного обсуждения в мае 2022 года. В нарушение пункта 26 Правил Министерством не проведена процедура повторного размещения на официальном сайте проекта территориальной схемы в целях повторного проведения общественного обсуждения в связи с наличием замечаний на доработанную территориальную схему.

Министерством нарушен 10-дневный срок для утверждения территориальной схемы, исчисляемый со дня окончания  срока проведения общественного обсуждения, установленный пунктом 27 Правил.

Министерством были нарушены порядок введения оспариваемого приказа в действие и порядок его опубликования ввиду того, что территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области и её электронная модель была официально опубликована не в полном объеме.

Включение в Территориальную схему обращения с отходами  объекта обработки и утилизации отходов ООО «Центр Экологических Технологий», объекта ООО «Контракт плюс» является незаконным, поскольку эти объекты находятся в шестой подзоне приаэродромной территории, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.  Неправомерно объект ООО «Центр Экологических Технологий» был включен в раздел 9 территориальной схемы как объект размещения отходов, поскольку данное общество не имеет лицензии на размещение отходов.

Потоки  ТКО,  образующиеся в зоне действия регионального оператора далее также ЗДРО)  5, направляются на полигон ООО «Уют». Однако, данный объект размещения отходов включен в Территориальную схему обращения с отходами незаконно, поскольку является законченным, остаточная вместимость полигона исчерпана и ведется подготовка к его рекультивации.

В нарушение пунктов 14, 15 Правил в разделе 11 Территориальной схемы обращения с отходами отсутствуют сведения об объеме капитальных вложений ООО «Симбирская экологическая компания», это влечет недостоверность сведений в разделе 12 Территориальной схемы обращения с отходами. Отсутствуют сведения о значениях предельных тарифов в области обращения с ТКО с учетом реализации инвестиционной программы и ввода в эксплуатацию объекта административного истца.

В нарушение пункта 6 Правил раздел 9 Территориальной схемы обращения с отходами «Нахождение источников образования отходов» не содержит сведений о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В нарушение требований п. 7 Правил раздел 4 Территориальной схемы обращения с отходами «Количество образующихся отходов» не содержит данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I и V.

В нарушение требований п. 9 Правил раздел 6 «Места накопления отходов» не содержит данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональными операторами по годам.

Электронная модель в установленном порядке не была опубликована.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц  были привлечены ООО «Контракт плюс», ООО «Уют», МБУ «Юг-Сервис», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Представители административного истца Большухина Т.Д., Раков М.А., Большухина А.Н. в судебном заседании настаивали на удовлетворении требования уточненного административного иска по доводам, изложенным  в нем.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Старостин Е.Ю.  в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска ООО «Симбирская экологическая компания», поскольку оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования, положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.

Представители ООО  «Центр экологических технологий» (далее также ООО «Центрэкотех»)  Насонов Д.А., Ботя  И.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении  административного иска, указывая, что включение объекта, эксплуатируемого ООО «Центрэкотех», в Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области является законным, поскольку нахождение в шестой подзоне приаэродромной территории автоматически не делает его объектом, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц. В соответствии с п. 3 постановления  Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1460 обязательства по проведению орнитологического исследования должны быть исполнены до 1 сентября 2024 года. На объекте деятельность по размещению отходов не осуществляется. ООО «Центроэкотех» осуществляет деятельность по рекультивации ранее действовавшего объекта по размещению отходов, расположенного в выработанной части Баратаевского карьера песка. Объект в силу того, что он включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее также ГРОРО)  правомерно отображен в оспариваемом нормативном правовом акте. Указанный объект включен в схему потоков отходов ЗДРО 1, тогда как объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе ООО «Симбирская экологическая компания»  расположен в ЗДРО 5, следовательно, потоки отходов не пересекаются, объемы отходов, образуемых в ЗДРО 1 не влияют на ЗДРО 5, то есть права административного истца не нарушаются.

Представитель  ООО «Межрегиональная экологическая компания» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск ему просил отказать в его удовлетворении, указывая, что правомерно действующей схемой потоков отходы в ЗДРО 5 направляются на объект размещения отходов ООО «УЮТ», который  включен в ГРОРО.  Обоснованно разделом 9 Территориальной схемы обращения с отходами  предусмотрено, что на территории ЗДРО 5 имеется МСК (мобильная сортировка), мощностью 30 000 т/год, а также 3 перспективных объекта: полигон ТКО (по проекту, предусматривающий 3 карты мощностью по 200 000 т., ориентировочным сроком эксплуатации 35 лет), МСК номинальной мощностью 50 000 т/год, объект утилизации органической фракции ТКО (компостирование), мощностью 16 000 т/год, создание и ввод в эксплуатацию которые запланировано в 2022-2030 годах. Исключение полигона ТКО и МСК ООО «Симбирская экологическая компания» из перспективной схемы потоков в ЗДРО 5 является правомерным, поскольку его мощности не обеспечивают обработку всего объема ТКО, образующегося в ЗДРО 5, не позволит достичь установленных показателей обработки, утилизации и привести к нулю объемы захоронения отходов.

Представитель ООО «Контракт плюс» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что расположение эксплуатируемого обществом объекта размещения отходов в шестой подзоне  приаэродромной территории не является основанием для признания незаконной Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области в части включения в схему потоков данного объекта, поскольку пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1460 прямо допускается эксплуатация объектов размещения отходов на приаэродромной территории как  минимум до 1 марта 2025 года, а при наличии положительного орнитологического заключения – без ограничения срока. Согласно проекту полигона и разрешительным документам срок окончания эксплуатации полигона – 2044 год

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск указал на то, что считает его не подлежащим удовлетворению по доводам, аналогичным изложенным административным ответчиком.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск и в  дополнениях к нему поддержал заявленное требование, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание не явились представители ООО «УЮТ», МБУ «Юг-Сервис», Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к  следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей  среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпунктам 7, 7.1, 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2023 года,  к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов  производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Статьей 6 Закона об отходах  производства и потребления предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/52-П  утверждено  Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Положение).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.5 Положения к полномочиям  Министерства в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся  разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами в Ульяновской области.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от  28 июля 2022 года № 17-од утверждены Территориальная схема  обращения с отходами Ульяновской области и её электронная модель.

Таким образом, оспариваемый         приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

В   силу   статьи   5  Закона   Ульяновской  области  от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Текст оспариваемого приказа от  28 июля 2022 года № 17-од опубликован 5 августа 2022 года  на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202208050001, не в полном объеме, а именно: не размещены утвержденная данным приказом  Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области и её электронная модель.

Пунктом 4 оспариваемого приказа предусмотрено, что он вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Таким образом, нарушен установленный региональным законом порядок официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта и вступления его  в силу.

Пунктом 6 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Территориальная схема  обращения с отходами Ульяновской области, утвержденная оспариваемым приказом от  28 июля 2022 года № 17-од, была размещена на официальном сайте  Министерства  жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области http://energy.ulregion.ru/.

Требования к территориальным схемам обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в статье 13.3 Закона об отходах производства и потребления.

Так, территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (часть 3).

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4).

Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 5).

В соответствии с приведенными положениями статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления Правительством Российской Федерации 22 сентября 2018 года принято постановление № 1130, которым утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее также Правила).

Согласно пунктам 19 - 24 названных Правил разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению (пункт 19).

Общественное обсуждение территориальной схемы включает: размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами; направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте «в» пункта 20, в уполномоченный орган предложений и замечаний; подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний (пункт 20).

Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы. Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган (пункт 21).

Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривают проект территориальной схемы и направляют в уполномоченный орган предложения и замечания (пункт 22).

Указанным пунктом 22 Правил к  заинтересованным федеральным органам исполнительной власти отнесена, в том числе и  Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии (пункт 23).

Уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, поступившие в установленный срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.

Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения (пункт 24).

По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости) (пункт 25).

Проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения:

в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

в объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции;

в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в схему потоков отходов (пункт 26).

Территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний (пункт 27).

Анализ представленных административным ответчиком документов показывает, что Министерством не было выполнено требование пункта 22 Правил о направлении при проведении общественных обсуждений по проекту оспариваемого нормативного правового акта в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее также Росприроднадзор) уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе.

Доводы представителя Министерства о направлении уведомления о размещении проекта территориальной схемы в территориальный орган Росприроднадзора – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям не свидетельствуют о выполнении требований пунктов 20, 22 Правил, поскольку, как следует из содержания действовавшего на момент принятия оспариваемого приказа Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, утвержденного приказом Росприроднадзора от 21 января 2022 года № 30, к полномочиям данного Межрегионального управления не отнесено полномочие по согласованию территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.

В нарушение положений приведенного абзаца первого пункта 24 Правил заключение об учете замечаний и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Ульяновской области и (или) о причинах их отклонения, подготовленного по результатам общественного  обсуждения в мае 2022 года, не содержит информацию  об учете либо о причинах отклонения замечаний Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (пункт 5 замечание № 5), из чего следует вывод о том, что данные замечания уполномоченным органом не рассмотрены. 

Доводы представителей административного истца о нарушении порядка принятия  оспариваемой территориальной схемы обращения с отходами, выразившемся в том, что  в третий раз не проведена процедура  размещения на официальном сайте проекта территориальной схемы  в целях проведения  общественного обсуждения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае отсутствуют перечисленные в пункте 26 Правил основания для этого.

Является несостоятельным указание представителей административного истца на нарушение 10-дневного срока утверждения территориальной схемы, исчисляемого со дня окончания срока проведения общественного обсуждения, поскольку по смыслу пункта 27 Правил обязанность уполномоченного органа по соблюдению данного срока возникает при условии отсутствия замечаний по проекту территориальной схемы. Как следует из заключения,  подготовленного по результатам общественного  обсуждения в мае 2022 года,  замечания по проекту территориальной схемы имелись.

Доводы административного иска о том, что пункт 4.3 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов и расчет массы образуемых ТКО» раздела 4 Территориальной схемы обращения с отходами противоречит пункту 3 статьи 13-3, 18 Закона об отходах производства и потребления, поскольку в нем приведены нормативы накопления ТКО, утвержденные приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года № 06-77, являются несостоятельными.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил при разработке территориальных схем используются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

На момент разработки и утверждения оспариваемой территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области действовали  нормативы накопления ТКО на территории Ульяновской области, утвержденные указанным приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года № 06-77. Таким образом, данные нормативы правомерно использовались при разработке оспариваемого нормативного правового акта.

Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 30-од, которым утверждены действующие в настоящее время  нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, вступил в силу с 1 января 2023 года, то есть  при разработке в 2022 году оспариваемой Территориальной схемы обращения с отходами данный нормативный правовой акт не мог быть применен.

Следует указать, что в целях, в том числе,  приведения  Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области в соответствие с действующими в настоящее время нормативами накопления ТКО на территории Ульяновской области Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  заключен государственный контракт  № 12 от 27 марта 2023 года, предметом которого является оказание услуги по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и её электронной модели.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что раздел «Нахождение источников образования отходов" содержит:

а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации;

б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

В нарушение требований указанного пункта 6 Правил  раздел 9 Территориальной схемы обращения с отходами «Нахождение источников образования отходов» не содержит сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, доводы представителей ООО «Симбирская экологическая компания»  о несоответствии раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами  пункту 6 Правил в данной части являются обоснованными.

В соответствии с  пунктом 7 Правил раздел "Количество образующихся отходов" содержит данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V.

Из Территориальной схемы обращения с отходами усматривается, что в разделе 7 указано количество образующихся  ТКО, определенных  по классам опасности от I до V.  Однако, в приложении 4.5 к приказу от 28 июля 2022 года № 17-ОД содержатся сведения об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V.

Таким образом, доводы представителей административного истца о несоответствии Территориальной схемы пункту 7 Правил являются необоснованными.

Согласно пункту 9 Правил раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.

Являются обоснованными ссылки представителей административного истца о несоответствии раздела 6 Территориальной схемы обращения с отходами  приведенным положениям пункта 9  в части отсутствия данных о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам, поскольку таких данных в разделе 6 не приведено, что не отрицалось в судебном заседании представителем Министерства. Непредставление административному ответчику региональными операторами запрошенных данных о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональными операторами по годам, не свидетельствует о законности раздела 9 в данной части.

Согласно разделу 9 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов»  территориальной схемы обращения с отходами предусмотрено, что полигон ТКО и МСК, расположенные на участке ***, управляющая компания ООО «Симбирская экологическая компания», не могут быть использованы в перспективной схеме потоков, так как мощность МСК не обеспечивает обработку всего объема ТКО, образующегося в зоне действия регионального оператора № 5. Использование данного комплекса возможно при наличии МПП с предварительной сортировкой, которые не предусмотрены в данной Территориальной схеме.

Проверяя обоснованность доводов представителей административного истца о  незаконности  указанных положений Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области, то есть правомерность невключения в перспективную схему потоков отходов объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе административного истца,  суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2012 года № 564-П утверждена схема территориального планирования в составе Проектного плана и Положения о территориальном планировании.

Согласно указанным документам в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа от 28 июля 2022 года № 17-од,  в разделе «Инженерная инфраструктура. Основные мероприятия» предусмотрено строительство полигонов ТБО в большинстве муниципальных районов области.  В разделе 1.13 «Сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения в области обращения с отходами производства, потребления и биологических отходов» Положения о территориальном планировании  поименован объект размещения отходов и первичной сортировки в р.п. Новоспасское земельный участок с кадастровым номером ***.  В проектном плане (Предложения по территориальному планированию. Схема планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения) отображено размещение полигона ТБО в районе р.п.Новоспасское.

Таким образом, невключение объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе, строительство которого осуществлялось ООО «Симбирская экологическая компания», в Территориальную схему обращения с отходами свидетельствует о том, что в нарушение пункта 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления документы территориального планирования, в редакции, действовавшей на момент утверждения  оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающие строительство данного объекта, при разработке Территориальной схемы обращения с отходами не учтены.

Кроме того, постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года № 37/415-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы», в соответствии с которой для оздоровления экологической обстановки и уменьшения негативного воздействия на окружающую природную среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ необходимо обеспечить условия для строительства межмуниципальных объектов размещения отходов за счет внебюджетных источников на территории следующих муниципальных образований:

«Барышский район» (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований «Базарносызганский район», «Барышский район», «Вешкаймский район», «Инзенский район», «Карсунский район»);

«Новоспасский район» (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований «Кузоватовский район», «Николаевский район», «Новоспасский район», «Павловский район», «Радищевский район», «Старокулаткинский район»);

«Цильнинский район» (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований «Майнский район», «Сурский район», «Цильнинский район»);

«Чердаклинский район» (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований «Чердаклинский район» и «Старомайнский район»).

Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденным распоряжением Правительства РФ
от 2 июня 2016 года № 1082-р, предусмотрено строительство межмуниципального полигона по утилизации твердых коммунальных отходов в поселке городского типа Новоспасское, Ульяновская область, с указанием ответственного исполнителя – Правительства Ульяновской области.

31 августа 2016 года между Правительством Ульяновской области и
ООО «Симбирская экологическая компания» заключено соглашение о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта строительства «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области».

Распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 31 августа 2018 года № 801-од была утверждена Инвестиционная программа межмуниципального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» на 2019-2026 годы.

ООО «Симбирская экологическая компания» является лицом, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта по строительству  объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области

Административным истцом  произведено строительство указанного объекта.  Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям  от 16 декабря 2022 года № 92-од было выдано заключение  Росприроднадзора о том, что строительство  объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области осуществлено в соответствии с обязательными требованиями  в области охраны окружающей среды, а также в соответствии с проектной документацией, получившее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Согласно актам выполненных работ на 10 августа 2023 года его готовность составляет 100%.

Администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области 7 августа 2023 года  выдано ООО «Симбирская экологическая компания» разрешение на ввод в эксплуатацию объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе.

Указанный объект был включен в ранее действовавшую  Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области, утвержденную приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14 ноября 2019 года № 55, как  планируемый объект.

В Территориальной схеме обращения с отходами Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области, строительство которого осуществлялось ООО «Симбирская экологическая компания», расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, не включен  в перспективную схему потоков в зоне действия регионального оператора.

Из изложенного следует, что ООО «Симбирская экологическая компания, реализующее в соответствии с документами территориального планирования Ульяновской области инвестиционный проект строительства «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области», является субъектом регулируемых Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области отношений. При этом в силу статьи 24.13 Закона об отходах производства и потребления необходимая для осуществления строительства инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что невключение в  перспективную схему потоков отходов в зоне действия регионального оператора 5 Территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области  строящегося объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе является незаконным, поскольку противоречит  положениям Закона об отходах производства и потребления, а именно, приведенным положениям пункта 2 статьи 13.3 данного Закона.

В соответствии с пунктом 14 Правил раздел «Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения об объеме необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, необходимых для развития отрасли обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации.

Оценка объема капитальных вложений осуществляется с учетом необходимости строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, наличия таких мероприятий в региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, обоснованием использования строительных материалов, технологий, оборудования и специализированного автотранспортного парка.

Согласно пункту 15 Правил раздел "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" содержит сведения о прогнозных значениях предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяются для каждой зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по аналогии с установлением тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", с учетом прогнозных показателей, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также объема необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, обезвреживания, захоронения отходов.

Поскольку суд пришел к выводу о неправомерности невключения объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области в перспективную схему потоков в зоне действия регионального оператора 5, следовательно, суд считает обоснованными  доводы  представителей административного истца о том, что  отсутствие сведений об объеме необходимых капитальных вложений в строительство указанного объекта ООО «Симбирская экологическая компания» в разделе 11  Территориальной схемы обращения с отходами,  и неуказание сведений о значениях предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом реализации ООО «Симбирская экологическая компания» инвестиционной программы и ввода в эксплуатацию  объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области в разделе 12 Территориальной схемы обращения с отходами  противоречит пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, а также вышеприведенным пунктам 14, 15 Правил.

Доводы представителей административного истца о незаконности включения в оспариваемую Территориальную схему обращения с отходами объектов захоронения ТКО, эксплуатируемых ООО «Центрэкотех» и ООО «Контракт-плюс»,  ввиду их расположения в шестой подзоне приаэродромной территории, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В разделе 9 Территориальной схемы обращения с отходами указано, что Ульяновская область имеет 9 включенных в ГРОРО объектов захоронения ТКО, в том числе:

- ***, площадью 30 га, вместимостью 2256940 т (использован на 42%), регистрационный N в ГРОРО: ***1; эксплуатирующая компания - ООО "Контракт-плюс", ИНН ***, вид деятельности: размещение отходов - лицензия ***, дата выдачи: 06.08.2020;

- ***, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 23,6 га, вместимостью 2093750 т (использован на 87%), регистрационный N в ГРОРО: ***; эксплуатирующая компания - ООО "Центрэкотех", ИНН ***, вид деятельности: размещение отходов - лицензия N ***, дата выдачи: 06.03.2019.

Однако в разделе 10.3 «Выведение из эксплуатации объектов размещения отходов»  указано, что на территории Ульяновской области зарегистрированы 3 объекта размещения отходов, входящих в ГРОРО, выведенных из эксплуатации и подлежащих рекультивации, общей площадью 48,4 га, в том числе: ***, площадью 23,6 га, регистрационный N в ГРОРО: ***; эксплуатирующая компания - ООО "Центрэкотех".

Также в разделе 9 указывается на то, что  Ульяновская область имеет пять объектов обработки ТКО, в том числе: ***; мощностью 247000 т/год, эксплуатирующая компания - ООО "ЦЭТ", ИНН ***, лицензия N ***, дата выдачи: 06.03.2019.

В приложении 7.1 «Реестр лицензий на право осуществления деятельности по обращению с отходами I и IV классов опасности на территории Ульяновской области» отражено, что  ООО «Центрэкотех» имеет лицензию на осуществление таких видов деятельности, как сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На приаэродрмной территории выделяются шесть подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в соответствии с частью 3 статьи  47 Воздушного кодекса Российской Федерации. Так,  в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 утверждены Положение о приаэродромной территории и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой  подзоны приаэродромной территории.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта  № 94-П от 18 февраля 2021 года установлена приаэродромная территория аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)».

Материалами дела установлено, что вышеуказанные объекты, эксплуатируемые ООО «Центрэкотех» и ООО «Контракт-плюс», находятся  в шестой подзоне приаэродромной территории, что не оспаривалось представителями казанных юридических лиц.

Шестая подзона устанавливается по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома ( подпункт Д пункта 1 (1)  Положения о приаэродромной территории).

В соответствии с пунктом 1(4) Положения о приаэродромной территории в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенные в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее - объекты по обращению с отходами), не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее - орнитологическое исследование), содержащего выводы об отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) о достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 до 1 сентября 2024 года собственники объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенных в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее - объекты по обращению с отходами), обязаны обеспечить проведение орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее - орнитологическое исследование) в соответствии с пунктом 1(4) Положения о приаэродромной территории, утвержденного настоящим постановлением.

В случае если по результатам орнитологического исследования объектов по обращению с отходами установлены факторы, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, и отсутствие (недостаточность) мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, собственник объекта по обращению с отходами в течение 6 месяцев со дня получения результатов орнитологического исследования обеспечивает принятие мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц и проведение повторного орнитологического исследования в соответствии с пунктом 1(4) Положения о приаэродромной территории, утвержденного настоящим постановлением.

В случае если по истечении 6 месяцев со дня получения заключения по результатам орнитологического исследования собственником объекта по обращению с отходами не реализованы меры защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц и такой собственник не обратился за проведением повторного орнитологического обследования, либо если по результатам повторного орнитологического исследования установлены факторы привлечения и массового скопления птиц и отсутствие (недостаточность) мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, использование объекта по обращению с отходами не допускается, снос, реконструкция объекта по обращению с отходами осуществляются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, оснований говорить о незаконности включения объектов по захоронению ТКО, эксплуатируемых ООО «Центрэкотех» и ООО «Контракт-плюс», в   оспариваемую Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области не имеется.

Кроме того, согласно приведенным выше положениям разделов 9, 10.3 Территориальной схемы усматривается, что объект захоронения отходов ООО «Центрэкотех» выведен из эксплуатации и подлежит рекультивации, то есть оспариваемым документом не предусматривается его эксплуатация в качестве объекта размещения отходов.

Также суд не может признать обоснованными доводы о незаконности включения в  действующую схему потоков отходов Территориальной схемы обращения с отходами  объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО «УЮТ».

Согласно разделу 9 Территориальной схемы обращения с отходами в числе 9 включенных в ГРОРО объектов захоронения ТКО, расположенных в Ульяновской области,  указан объект – ***, площадью 4 га, вместимостью 50 670 т (использован 93%), регистрационный номер в ГРОР ***; эксплуатирующая компания – ООО «УЮТ», вид деятельности: размещение отходов – лицензия № ***, дата выдачи 16.12.2015.

В разделе 10.3 «Выведение из эксплуатации объектов размещения отходов»  Территориальной схемы обращения с отходами указано, что в 2023 году к объектам, подлежащим рекультивации, добавится 1 объект ГРОРО (5 зона)  -  это указанный объект, эксплуатируемый ООО «УЮТ».

Поскольку на момент утверждения оспариваемой Территориальной схемы обращения с отходами  объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «УЮТ», был использован на 93%, данный объект включен в Государственный реестр объектов размещения отходов, оснований говорить о незаконности его включения в схему потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора  5 не имеется. 

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с установленными выше нарушениями процедуры его принятия, его официального опубликования и вступления в законную силу, и он не соответствует в части требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО «Симбирская экологическая компания» о признании недействующим приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и  строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной  схемы обращения  с отходами Ульяновской области и её электронной  модели» подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области, утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и  строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од применялась, и на основании данного нормативного правового акта были реализованы права граждан и юридических лиц, то в соответствии с приведенными положениями статьи 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает, что оспариваемый приказ подлежит признанию недействующим со дня  вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление  общества с ограниченной ответственностью «Симбирская экологическая компания»  удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и  строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной  схемы обращения  с отходами Ульяновской области и её электронной  модели».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                           О.Е.Кинчарова