У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0013-01-2023-002028-52
Судья Федосеева С.В. Дело № 33а-5215/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 28
ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония №3
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 21 июля 2023 года по делу
№ 2а-1651/2023, по которому постановлено:
уточненный
административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить
частично.
Признать незаконным
бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской
области и УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению
благоприятной среды обитания осужденным, содержащимся
в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области.
Обязать ФКУ ИК-3 УФСИН
России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения
закона, а именно:
- оборудовать системой
пожарной сигнализации цех деревообработки в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 5 Федерального закона
от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3
Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками
пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.09.2021, согласно которым каждый объект защиты должен иметь
систему обеспечения пожарной безопасности;
- произвести ремонт в
камере ШИЗО № 17, камерах ПКТ №№ 2-4,
7-11, камерах ЕПКТ №№ 7-11, помещении для сушки белья, осужденных содержащихся
в ЕПКТ, на лестничном марше, спальном помещении, помещении гардеробной, комнате
для умывания здания отряда № 2, комнате политико-воспитательной работы,
помещении санузла здания отряда № 3, коридоре, комнате политико-воспитательной
работы, помещении санузла здания отряда № 4.1, лестничном марше, спальном
помещении, комнате для умывания здания отряда № 4.2, на лестничном марше,
комнате политико-воспитательной работы
здания отряда № 6, помещениях здания клуба, спортзала, швейного цеха,
участка антикоррозийной обработки металла, участка сварки металла, коридоре
второго этажа, изоляторе № 6, лаборатории № 3, кабинете доврачебного приема,
автоклавной, кабинетах терапевта и психиатра здания медицинской части, в
соответствие с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям
деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44,
согласно которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими
субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и
признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом
с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- привести уровень
искусственной освещенности в пекарне столовой в соответствие с требованиями п.
2.15 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32, согласно которым предприятия
общественного питания должны быть оборудованы исправной системой освещения,
соответствующей гигиеническим нормативам;
- привести уровень искусственной освещенности в камерах ШИЗО №№ 2-19,
ПКТ №№ 1-11, ЕПКТ № 11 в соответствие с требованиями требованиям
п. 130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских
и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому
водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации
производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 3, согласно которым уровень освещения в помещениях должен
соответствовать гигиеническим нормативам;
- оборудовать комнаты для умывания отрядов №№ 2, 4.1, 4.2, камеру ШИЗО
№ 19 исправными смесителями, а камеры ШИЗО №№ 4-11, 13-17,
ПКТ №№ 6, 9, 10 исправным санитарно-техническим оборудованием
в соответствие с требованиями п. 127 Санитарных правил и норм СанПиН
2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий
городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому
водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации
производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 3, согласно которым здания должны быть оборудованы системами
водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в соответствии с требованиями
Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений»;
- оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ горячим водоснабжением в
соответствии с требованиями п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил
и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта,
а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу
товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020
№ 44, п.п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённого
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, Инструкции по проектированию
исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы,
утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 02.06.2003 № 130-ДСП, согласно которым здания, строения, сооружения, помещения,
используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами
холодного и горячего водоснабжения, подводку горячей воды следует
предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой
(умывальникам, раковинам, мойкам, душевым);
- обеспечить приватность санитарных узлов камер здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ в
соответствие с требованиями примечания № 5 к Номенклатуре и срокам эксплуатации
мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и
объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов
уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от
27.07.2006 № 512, п. 55 Правил внутреннего распорядка исправительных
учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, согласно
которым камеры помещений камерного типа оборудуются унитазом, отделенным от
остального помещения экраном высотой 1 м, унитазы в камерах, где размещаются
осужденные к лишению свободы, устанавливаются в изолированных кабинах в целях
обеспечения приватности;
- обеспечить получение допуска федерального органа исполнительной
власти по надзору в сфере защиты прав потребителей, а также других необходимых
разрешительных документов на использование в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ
самонивелирующихся наливных полов в соответствие с требованиями п. 17.13 Свода
правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной
системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр,
согласно которому полы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого
режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах следует предусматривать дощатые
беспустотные с креплением
к трапециевидным деревянным лагам, в зданиях исправительных учреждений
допускается устройство самонивелирующихся наливных полов, допущенных
к использованию федеральным органом исполнительной власти по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также имеющих
другие необходимые разрешительные документы, либо оборудовать напольное
покрытие камер ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ дощатым беспустотным покрытием
с креплением к трапециевидным деревянным лагам.
При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ,
обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных
работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств)
на указанные цели.
В
удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного
круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний об устранении нарушений
требований законодательства пожарной безопасности, материально-бытовом и
медико-санитарном обеспечении осужденных, подозреваемых и обвиняемых отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
пояснения представителя ФСИН
России, УФСИН России по Ульяновской области
Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная
коллегия
установила:
Ульяновский прокурор по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с
административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц,
уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному казенному
учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской
области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) об устранении нарушений
требований законодательства пожарной безопасности, уголовно-исполнительного и
санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование
заявленных требований указал, что в период с 11.04.2023 по 23.05.2023
Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной
безопасности, а также материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении
осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, в ходе
которой выявлены нарушения требований законодательства.
Так, в нарушение ч.
1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности», п. 3 Требований к оснащению объектов защиты
автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации,
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464, абз. 1
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ст. 16
Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.35
«В» Правил противопожарного режима
в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.09.2020 № 1479, цех деревообработки исправительного учреждения не
защищен системой пожарной сигнализации; система оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре в зданиях отрядов №№ 2, 3, 6, столовой неисправна; электрические
светильники в читальном зале здания библиотеки и в спальных помещениях отрядов
№№ 3,6 эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными
конструкциями светильников.
Кроме того, было
выявлено, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области допускаются
нарушения требований ст.ст. 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о
материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, а именно: в
камерах здания ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ отсутствует горячее водоснабжение.
В нарушение
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20, 2.3/2.4.3590-20,
2.1.3684-21 имеются множественные дефекты и повреждения покрытия пола, потолка
и стен, а также следы протеканий и признаки поражений грибком в камере ШИЗО №
17, камерах ПКТ №№ 2-4, 7-11, камерах ЕПКТ №№ 7-11 и других помещениях
исправительного учреждения; уровень искусственной освещенности не соответствует
гигиеническим нормативам в пекарне и варочном цехе столовой, в камерах ШИЗО №№
2-19, ПКТ №№ 1-11, ЕПКТ № 11; в комнатах для умывания отрядов №№ 2, 4.1, 4.2,
камере ШИЗО
№ 19 неисправны смесители, в камерах ШИЗО №№ 4-11, 13-17, ПКТ №№ 6, 9, 10
неисправно санитарно-техническое оборудование.
Как установлено проверкой, в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ имеются самонивелирующиеся
наливные полы. Вместе с тем, в нарушение Свода правил 308.1325800.2017
«Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила
проектирования» (далее – СП 308.1325800.2017), утвержденных приказом
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации от 20.10.2017 №
1454/пр, администрацией исправительного учреждения процедура допуска к
использованию самонивелирующихся наливных полов в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ не
соблюдена, подтверждающие документы о допуске к использованию наливных полов в
камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области отсутствуют.
По фактам несоблюдения требований действующего законодательства 07.04.2023 Ульяновской прокуратурой по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях области начальнику ФКУ ИК-3
УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении
нарушений уголовно-исполнительного законодательства, однако имевшиеся нарушения
не устранены.
Согласно Уставу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области,
доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении
учреждения осуществляет УФСИН России по Ульяновской области. При
недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его
обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.
В результате проведения
контрольной проверки в период с 05.07.2023 по 14.07.2023 Ульяновской
прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
области было установлено, что администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области частично устранены нарушения.
Уточнив требования по факту устранения исправительным
учреждением ряда нарушений, просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3
УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению
благоприятной среды обитания осужденным, содержащимся
в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области; обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона.
При недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ,
обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных
работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств)
на указанные цели.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика
привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных
лиц - Федеральное казенное учреждение
здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения
наказаний», Главное управление Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской
области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что в
резолютивной части решения не указан срок устранения выявленных нарушений, при
этом в описательной части содержится вывод суда, что срок для исполнения
решения суда возможно установить в течение 12 месяцев со дня вступления его в
законную силу. Считает разумным сроком для устранения нарушений - до
31.12.2024. Просит учесть, что помещение осужденных в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО является
мерой взыскания, в связи с чем предполагает отбытие наказания в специально
установленных условиях, характеризующихся повышенной степенью ограничений.
Указывает, что здание «ШИЗО и ПКТ (ЕПКТ)» оборудовано горячим водоснабжением.
Кроме того, ЕПКТ оборудованы системой круглосуточного холодного водоснабжения.
Подача горячей воды в камеры ЕПКТ при проектировании и строительстве здания не
была предусмотрена. Горячее водоснабжение подведено к душевым, расположенным в
здании «ШИЗО и ПКТ (ЕПКТ)», обеспечивающих помывку осужденных не реже двух раз
в неделю. Отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено
обязательное наличие системы горячего водоснабжения в каждой камере ЕПКТ.
Судебная коллегия с учетом
положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от
21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения,
исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать
условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а
также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию
своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим
содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры
пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и
исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом
от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений».
Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» определено, что
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством
обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной
части осуществляемой ими деятельности. Организации всех форм собственности
обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет
собственных средств (статья 2).
Обязанность соблюдения администрацией исправительного
учреждения требований пожарной безопасности установлена Федеральным законом от
21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008
№123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами
пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы
исполнения наказаний, утвержденными приказом ФСИН России от 30.03.2005 №214,
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, другими
нормативными актами.
Удовлетворяя уточненные требований прокурора Ульяновской
области о возложении на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области
обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного
законодательства в помещениях исправительной колонии, суд первой инстанции
обоснованного исходил из доказанности выявленных прокуратурой нарушений, в
числе которых: ненадлежащее санитарно-техническое состояние помещений, а также
несоблюдение правил пожарной безопасности.
Данные обстоятельства установлены в ходе проведенных
прокуратурой проверок и не оспаривались административными ответчиками в ходе
рассмотрения дела.
Невыполнение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области
требований санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства
свидетельствует о несоблюдении администрацией учреждения ст.13 Закона
Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы», Федерального закона
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
и нарушает права лиц, пребывающих в зданиях и помещениях исправительной
колонии.
Довод
жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области о том, что подача горячей
воды в камеры ЕПКТ не предусмотрена, подлежит отклонению. Как правильно указал
суд первой инстанции, проверкой выявлено нарушение п. 2.2 санитарных правил СП
2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений,
зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, поэтому обоснованно возложил на
ответчика обязанность по устранению данного нарушения.
Довод представителя ФСИН России и УФСИН России по
Ульяновской области, изложенные в суде апелляционной инстанции, о том что
решение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного
органа и ограничивает право главного распорядителя средств федерального бюджета
на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа,
судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку решение суда в данной
части соответствует требованиям ст. 296 ГК РФ и п.7 ст.161 БК РФ. Кроме того
следует учитывать, что судом не устанавливался ни объем работ, подлежащих
финансированию, ни объем бюджетных средств, подлежащих выделению на эти цели,
то есть, права УФСИН России по Ульяновской области по решению данных вопросов
ничем не ограничены.
Принятое по делу решение является по существу правильным,
судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и
объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы права,
регулирующие спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не
имеется.
Вместе с тем, решение следует изменить, дополнив указанием
на срок его исполнения – 12 месяцев со дня вступления в законную силу, как
указал суд в мотивировочной части решения.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 21 июля 2023 года
изменить, дополнив резолютивную часть указанием на срок исполнения 12 месяцев
со дня вступления в законную силу, в остальной части решение оставить без
изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная
колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области» - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 29.11.2023.