Судебный акт
Спор об признании причиной инвалидности трудового увечья
Документ от 26.08.2008, опубликован на сайте 12.09.2008 под номером 10967, 2-я гражданская, об установл.причины инвалидн., возлож.обязан.внести дополнения в акт о несчастн.случ.на произв-ве, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Чурбанова Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 августа 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Г*** В.П. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июля 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требовании Г*** В*** П*** удовлетворить частично.

Признать причиной II группы инвалидности Г*** В*** П*** «трудовое увечье», явившееся следствием несчастного случая на производстве 7 июня 2007 года,  в результате чего Г*** В*** П***  были получены следующие телесные повреждения: сочетанная травма: закрытая травма груди и живота, разрыв купола диафрагмы слева, разрыв селезенки, ушиб левого легкого; посттравматическая левосторонняя пневмония, множественные ушибы, ссадины мягких тканей головы, туловища, конечностей; черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, с последующим развитием посттравматической энцефалопатии 2, с умеренно-выраженным вестибуло-атактическим синдромом, синдромом паркинсонизма.

В удовлетворении исковых требований Г*** В*** П*** в части установления причинно-следственной связи заболеваний: посттравматической катаракты и помутнения роговицы обоих глаз, артифакии левого глаза, транзисторной артериальной гипертензии  с несчастным случаем на производстве, имевшем место 07.06.2007, и внесения дополнений в п. 8.2 Акта № *** о несчастном случае на производстве от 29.12.2007 о полученной черепно-мозговой травме отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Г*** В.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», открытому акционерному обществу «Пивоваренная компания «Витязь» об установлении факта причины инвалидности «трудовое увечье» в связи с несчастным случаем на производстве и внесении дополнений в характер полученных повреждений в Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1.

В обоснование своих требований указал, что он работал водителем в ОАО «ПК «В***» и 07.06.2007, возвращаясь из служебной командировки на автомобиле КАМАЗ, попал в ДТП, которое произошло по вине водителя автомобиля «Ивеко» под управлением М*** Ш.М. В результате ДТП он получил тяжелые телесные повреждения, длительное время находился на лечении.

30.11.2007 он прошел медицинское освидетельствование в филиале № 9 «ГБ МСЭ по Ульяновской области», где ему была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию. 29.12.2007 в ОАО «ПК «В***» был составлен акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, на основании которого филиал № 9 «ГБ МСЭ по Ульяновской области» выдал ему справку об установлении 20% утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем от 07.06.2007 на срок с 09.01.2008 до 01.02.2009. При этом причина инвалидности была оставлена прежней – «общее заболевание».

ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» отказалось удовлетворить его заявление об изменении причины инвалидности на «трудовое увечье» и не приняло во внимание, что резкое ухудшение состояния его здоровья наступило в результате несчастного случая на производстве после полученных многочисленных телесных повреждений: закрытой травмы груди и живота, разрыва купола диафрагмы слева, разрыва селезенки, ушиба левого легкого; посттравматической левосторонней пневмонии, множественных ушибов, ссадин мягких тканей головы, туловища, конечностей.

Кроме того, после травмы при обследовании и лечении в неврологическом отделении ГУЗ УОКБ с 08.11.2007 по 22.11.2007 у него были обнаружены последствия повторных закрытых черепно-мозговых травм в виде: посттравматической энцефалопатии с синдромом паркинсонизма, акинетикоригидной формы, с нарушением функций конечностей, статики, когнитивными нарушениями; помутнения роговицы обоих глаз, катаракты правого глаза, артифакии левого глаза; остеохондроза поясничного отдела позвоночника с явлениями хронической нейродистрофической люмбоишалгии; транзиторной артериальной гипертензии. Данные заболевания ранее у него никогда не диагностировались и имеют причинно-следственную связь с несчастным случаем на производстве 07.06.2007. После полученной производственной травмы он стал инвалидом II группы, полностью утратил трудоспособность, не в состоянии выполнять какую-либо работу. Указание причины инвалидности «общее заболевание» лишает его права на получение предусмотренного законом возмещения.

Просил установить, что причиной установленной ему инвалидности является «трудовое увечье», полученное в результате несчастного случая на производстве; установить причинно-следственную связь несчастного случая на производстве и имеющихся заболеваний: посттравматической энцефалопатии, посттравматической катаракты и помутнения роговицы обеих глаз, артифакии левого глаза, транзиторной артериальной гипертензии, и обязать ОАО «ПК «В***» внести дополнительную запись в п. 8.2 Акта № *** о несчастном случае на производстве от 29.12.2007 о полученной (в числе других) черепно-мозговой травме.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-го лица Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Г*** В.П. не соглашается с решением суда, указывая, что закон не запрещает вносить изменения в Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Суд в решении допустил противоречивые выводы, указав в одной части, что черепно-мозговая травма связана с трудовым увечьем, в другой части ему в данных требованиях отказал. Просил изменить решение суда в части установления причинно-следственной связи заболеваний: посттравматической энцефалопатии, посттравматической катаракты и помутнения роговицы обеих глаз, артифакии левого глаза, транзиторной артериальной гипертензии  с несчастным случаем на производстве 07.06.2007 и внести изменения в Акт о несчастном случае на производстве.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Г*** В.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, 29.12.2007 в ОАО «ПК «В***» составлен акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, из которого следует, что 07.06.2007 в 16 часов произошел несчастный случай с водителем предприятия Г*** В.П., который на автомашине предприятия марки «КАМАЗ» 5320, гос. № ***, на 456 км автодороги М-5 «Урал» попал в ДТП, произошедшее по вине водителя автомашины «Ивеко», гос. № ***, М*** Ш.М.

В результате ДТП Г*** В.П. причинены телесные повреждения: закрытая травма груди и живота, разрыв купола диафрагмы слева, разрыв селезенки, ушиб левого легкого; посттравматическая левосторонняя пневмония, множественные ушибы, ссадины мягких тканей головы, туловища, конечностей (п. 8.2).

Причиной несчастного случая в акте указано нарушение Правил дорожного движения, допущенное водителем М*** Ш.М. (п. 9).

Филиалом № 9 ГБ МСЭ по Ульяновской области Г*** В.П. установлена инвалидность II группы по общему заболеванию на срок до 01.12.2008. Как следует из акта освидетельствования, основанием для установления инвалидности явились имеющиеся у Г*** В.П. заболевания: дисциркуляторная энцефалопатия II-III степени смешанного генеза (посттравматического по анамнезу, церебросклеротического) с синдромом паркинсонизма, акинетико-ригидной формы, с нарушением функции конечностей, статики, когнитивными нарушениями; атеросклеротический кардиосклероз, ИБС, стенокардия напряжения II ФК НК I ст.

Кроме того, Филиалом № 9 Г*** В.П. на срок с 09.01.2008 до 01.02.2009 установлено 20% утраты профессиональной трудоспособности по последствиям трудового увечья.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что имеющиеся у Г*** В.П. в настоящее время и не указанные в акте о несчастном случае на производстве формы Н-1 заболевания – энцефалопатия 2  с умеренно выраженным вестибуло-атактическим синдромом и синдромом паркинсонизма – являются следствием черепно-мозговой травмы и ушиба головного мозга, полученных Г*** В.П. в результате ДТП 07.06.2007. Остальные болезни: катаракта и помутнение роговицы обеих глаз, артифакия левого глаза, транзиторная артериальная гипертензия  – с несчастным случаем не связаны.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал причиной инвалидности II группы Г*** В.П. трудовое увечье, полученное 07.06.2007, установив, что в результате трудового увечья Г*** В.П. были причинены телесные повреждения: сочетанная травма: закрытая травма груди и живота, разрыв купола диафрагмы слева, разрыв селезенки, ушиб левого легкого; посттравматическая левосторонняя пневмония, множественные ушибы, ссадины мягких тканей головы, туловища, конечностей; черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, с последующим развитием посттравматической энцефалопатии 2, с умеренно-выраженным вестибуло-атактическим синдромом, синдромом паркинсонизма. В удовлетворении остальных исковых требований, как не основанных на законе, суд отказал.

Доводы, приведенные Г*** В.П. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Статья 79 ГПК РФ обязывает суд при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний, назначить экспертизу.

Поскольку для решения вопроса о причинной связи имеющихся у Г*** В.П. заболеваний с трудовым увечьем 07.06.2007 требовались специальные познания в области медицины, суд обоснованно назначил по делу судебно-медицинскую экспертизу.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы от 07.07.2008 следует, что посттравматическая этиология имеющихся у Г*** В.П. заболеваний: помутнения роговицы, катаракты правого глаза, артифакии, ангиосклероза сетчатки левого глаза – не подтверждается объективными данными в представленных медицинских документах. Не имеет посттравматической этиологии (причины) также выявленная у Г*** В.П. в ноябре 2007 года артериальная гипертензия, которая является следствием имеющейся у него ишемической болезни сердца с развитием хронической сердечной недостаточности.

Не доверять заключению экспертной комиссии у суда не было оснований. Экспертизу проводили пятеро квалифицированных специалистов со стажем экспертной работы до 38 лет, трое из них являются специалистами высшей категории, двое – специалистами первой категории. В состав экспертной комиссии входили врач-нейрохирург, врач-невролог и врач-офтальмолог. Из содержания исследовательской части заключения следует, что эксперты изучили всю имеющуюся в отношении Г*** В.П. медицинскую и клинико-экспертную документацию, запросили недостающие сведения из МУЗ «Городская поликлиника № 4», МУЗ «Городская больница № 3», ОАО «ПК «В***», трижды провели личный осмотр Г*** В.П. Таким образом, у суда не имелось оснований признавать выводы судебно-медицинской экспертизы недостаточно убедительными и удовлетворять заявленные Г*** В.П. требования в этой части.

Статья 231 Трудового кодекса РФ и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях или организациях, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73, прямо не предусматривают возможности вносить в акт о несчастном случае на производстве какие-либо изменения и дополнения.

Из содержания пункта 6 Разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17 (ред. от 29.04.2005)) следует, что причина инвалидности «трудовое увечье» устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Таким образом, акт о расследовании несчастного случая на производстве по форме Н-1 в части п. 8.2 «характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья» не является единственным основанием для определения причины инвалидности «трудовое увечье», поэтому суд не усмотрел оснований для внесения в данный пункт каких-либо дополнений.

Описка, допущенная судом в резолютивной части    решения,    касающаяся    

невключения в перечень телесных повреждений, полученных в результате несчастного случая 07.06.2007, посттравматической энцефалопатии и черепно-мозговой травмы, исправлена определением суда от 28.07.2008.  

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г*** В.П. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: