Судебный акт
Постановка на учет биотермической ямы
Документ от 19.08.2008, опубликован на сайте 02.09.2008 под номером 10961, 2-я гражданская, о призн.бездейств., выразивш.в непостанов.биотермич ямы на учет, об обязыв администр.поставить ее на учет, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***   2008 г.                                       Судья Манютина Т.А.

 

Определение

 

19 августа 2008 г.                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей  Трифоновой Т.П., Бабойдо И.А.

с участием прокурора Фазылзяновой А.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области на решение Базарносызганского районного суда Ульяновской области от 07 июля 2008 года, по которому суд решил:

 

Исковые требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области, выразившееся в непостановке бесхозного недвижимого имущества биотермической ямы, расположенной в 1,5 км от с. К*** Базарносызганского района Ульяновской области,  на учёт в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области – незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области в срок до 07 сентября 2008 года привести биотермическую яму, расположенную в 1,5 км от с.К*** Базарносызганского района Ульяновской области,  в соответствие с требованиями пунктов 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469 от 04 декабря 1995 года, а именно: огородить глухим забором, высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, с устройством вала из вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, оснастить биотермическую яму люком с запирающимся замком, построить над ямой на высоте 2,5 метра навес длиной 6 метров и шириной 3 метра и рядом с ямой построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Обязать администрацию муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области в срок до 07 октября 2008 года бесхозную биотермическую яму, расположенную в 1,5 км от с.К*** Базарносызганского района Ульяновской области, поставить на учёт в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

Взыскать с администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Исполняющий обязанности прокурора Базарносызганского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что в ходе проведённой проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства при размещении биотермической ямы на территории муниципального образования «Базарносызганское городское поселение». Приводя ссылки на нормы Закона РФ «Об охране окружающей среды» и «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённые Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, прокурор указывает, что данная биотермическая яма не отвечает нормативным требованиям.

Согласно информации ОГУ «Базарносызганская районная станция по борьбе с болезнями животных» биотермическая яма является бесхозяйной, она открыта для свободного доступа, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Ответчик, на территории которого находится биотермическая яма, каких-либо мер к её регистрации не принимает, как не принимает мер и к её обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил. Такая обязанность лежит на администрации муниципального образования в силу требований ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Бездействие ответчика создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, подвергает опасности жизнь и здоровье граждан.

Прокурор, уточнив исковые требования в ходе судебного заседания, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области, выразившееся в непостановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – биотермической ямы, расположенной в 1,5 км от с. К***; обязать администрацию названного муниципального образования в двухмесячный срок обустроить биотермическую яму в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями; обязать администрацию в трёхмесячный срок поставить биотермическую яму на учет в УФРС по Ульяновской области.

По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, определением суда от 05 июня 2008 года привлечена Базарносызганская станция по борьбе с болезнями животных.

Рассмотрев дело по существу, суд первой инстанции вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области с решением не согласна, считает его необоснованным и просит полностью отменить по следующим основаниям.

В жалобе указано, что судом применены нормы законов и нормативно-правовых актов, субъектом действия которых не может являться администрация муниципального образования, которая начала осуществлять свои полномочия лишь с 01 января 2006 года.

По времени действия данные нормы также не могли быть применены к обстоятельствам дела. В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил на местную администрацию возлагается ответственность за устройство, состояние и оборудование биотермической ямы, если она находится в ведении администрации, тогда как прокурор считает её бесхозяйной.

В соответствии с п.п. 49 п.2 ст.26.3 ФЗ РФ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также практикой высших судов РФ, на сферу правоотношений в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, ликвидации возможного появления очага болезней животных распространяются полномочия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Высшие суды сделали вывод о невозможности передачи каких-либо полномочий в сфере ветеринарного законодательства органам местного самоуправления. Прокурором в суд не представлено заключение уполномоченного органа о возможности вспышки инфекционных заболеваний, что не позволило суду оценить степень возможной чрезвычайной ситуации, от которой также зависит (а не от территориального признака), к сфере действия полномочий органа государственной власти какого уровня отнести потенциально опасный объект. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не предусматривает создание компетентных в данной сфере органов в поселениях. Удовлетворение исковых требований прокурора, по сути, является принудительным обращением недвижимого имущества в собственность муниципального образования вопреки его воле, что противоречит действующему законодательству. Судом необоснованно применена при разрешения дела ст. 1065 ГК РФ. Администрация муниципального образования не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим какую-либо производственную деятельность. Решение суда не учитывает уровень финансовых ресурсов, который установлен федеральным законодательством для органов государственной власти разных уровней с целью обеспечения решения вопросов, относящихся к их компетенции.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, полагавшего, что решение является правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

По мнению суда второй инстанции, при рассмотрении дела районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, тщательно исследовал представленные сторонами доказательства и с учетом их правовой оценки постановил по делу законное и обоснованное решение.

Как видно из материалов дела, на территории муниципального образования «Базарносызганское городское поселение», в 1,5 км от с.К*** Базарносызганского района Ульяновской области расположена биотермическая яма, предназначенная для утилизации биологических отходов (трупов животных). Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела актом обследования от 19 октября 2007 года, составленным комиссией с участием главного ветврача ОГУ «Базарносызганская районная СББЖ», специалистов эпидемиолога и эколога, главного госветинспектора Базарносызганского района.

Собранными по делу доказательствами установлено, что данная биотермическая яма является бесхозяйной и не отвечает требованиям по её обустройству, предусмотренным Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469).

Удовлетворяя требования прокурора и признавая незаконным бездействие администрации МО «Базарносызганское городское поселение» по непринятию мер, связанных с постановкой этой биотермической ямы, как бесхозного объекта недвижимости, на учет, суд правильно руководствовался требованиями статьи 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

То обстоятельство, что биотермическая яма, куда сваливаются трупы животных, при отсутствии контроля за её состоянием  может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует.

Участие в предупреждении, равно как и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в силу ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся к вопросам местного значения поселения.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, как указывалось выше, является конституционным.

Согласно положениям ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, возложение на администрацию МО «Базарносызганское городское поселение» обязанности по принятию мер для постановки на регистрационный учет находящейся на их территории бесхозяйной биотермической ямы и принятию мер по её обустройству с тем, чтобы предотвратить возможность возникновения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, не противоречит нормам гражданского законодательства.

Доводы, приведенные МО «Базарносызганское городское поселение» в кассационной жалобе, обоснованности выводов суда первой инстанции не опровергают.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Доводы жалобы о том, что городское поселение не обязано выполнять требования ветеринарного законодательства и обеспечивать безопасное содержание биотермической ямы, не основаны на законе.

Пунктом 6.10 вышеназванных Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование биотермической ямы в соответствии с этими правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Ссылка в кассационной жалобе на судебные акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ несостоятельна, поскольку в указанных актах разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного разбирательства.

Другие доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, и оценка этим доводам дана правильная.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Базарносызганского районного суда Ульяновской области от 07 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи