Судебный акт
Перерасчет страховой части трудовой пенсии
Документ от 26.08.2008, опубликован на сайте 02.09.2008 под номером 10960, 2-я гражданская, о понужд.к перерасч.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33 - *** - 2008 г.                                                    Судья Скобенко Е.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 августа 2008 год                                                                                город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей  Аладина П.К. и Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 23 июля 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования Х*** Н*** Ш*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости Х*** Н.Ш. с 13 октября 2006 года  исходя из фактически начисленных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за период с 01 января 2002 года по 12 октября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Х*** Н.Ш. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее УПФ РФ) о перерасчете трудовой пенсии по старости из фактически начисленной суммы страховых взносов за 2002-2006 гг.

В обосновании иска Х*** Н.Ш. указала, что она с 13 октября 2006 года является пенсионером и получает трудовую пенсию по старости. Страховая часть трудовой пенсии по старости ответчиком была рассчитана не из начисленной суммы страховых взносов, а из фактического поступления указанных взносов в Пенсионный фонд. В связи с этим она получает пенсию по старости в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ просит отменить решение суда.

Жалоба мотивирована тем, что законных оснований для перерасчета пенсии за период до 10.07.2007 г. у Пенсионного фонда не имелось, поскольку Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П вступило в силу на эту дату. Такой вывод сделан Конституционным Судом РФ в определении от 20.11.2007 г. № 798-0 «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской федерации от 10 июля 2007 года № 9-П».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Из материалов дела усматривается, что Х*** Н.Ш. с 13 октября 2006 года является получателем трудовой пенсии по старости.

Сумма фактически начисленных страховых взносов с 2002 года по 2006 год подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета Х*** Н.Ш. за данный период.

В соответствии со ст. ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Истица обращалась в УПФ РФ  с просьбой о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов за 2002 - 2006 гг. исходя из сумм начисленных страховых взносов. Однако в перерасчете пенсии ей было отказано,  поскольку уплата по сумме начисленных страховых взносов не производилась.

Между тем, поскольку по смыслу ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что Х*** Н.Ш. не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.  

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Предусмотренный пунктом 3 статьи 17 вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части пенсии), имеет целью обеспечить повышение уровня трудовой пенсии. Такое правовое регулирование не может зависеть от добросовестности работодателя и его платежеспособности.  В противном случае это нанесло бы материальный ущерб работающему пенсионеру и ущемило его социальные права, а поэтому противоречило бы статьям 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2)  Конституции РФ.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Пункт 2 статьи 7 указанного Федерального закона  не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Конституционным Судом РФ прямо определено, что перерасчет и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ, а обязанности страхователя по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств исполняются государством.

Довод кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии не может быть произведен ранее 10.07.2007 г. – даты вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, судебная коллегия находит необоснованным.

Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должен производиться в одинаковом порядке для всех без исключения пенсионеров в Российской Федерации, независимо от того, когда такой перерасчет производится. В противном случае работающие пенсионеры оказались бы в неравном положении, чего не должно быть.

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 23 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: