Судебный акт
О признании незаконным бездействие администрации в отношении водоводов
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 29.11.2023 под номером 109587, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-001169-55

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                              Дело №33а-5082/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 24 мая 2023 года по делу №2а-1260/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п.Пригородный г. Ульяновска до выгребной ямы, и выгребную яму, бесхозяйными.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов №5 и №7 по                ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска до выгребной ямы, и выгребную яму, бесхозяйными.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г.Ульяновска до выгребной ямы, и выгребную яму.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., возражения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района г.  Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании о признании незаконным бездействия в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенных прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска мероприятий в сфере надзора за исполнением федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, постановлением главы города Ульяновска от 28.09.2005 №2279 в муниципальную собственность были приняты многоквартирные дома  №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска.

При этом система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась. Для водоотведения используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб. Выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п.Пригородный г. Ульяновска.

Вышеуказанные сети и выгребная яма предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, общим имуществом собственников помещений данных домов по смыслу жилищного законодательства не являются, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано. Собственники помещений многоквартирных домов по своей воле бремя содержания канализационной системы на себя не принимали.

Вышеуказанные инженерные объекты обладают признаками бесхозяйных вещей по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, администрацией г. Ульяновска в нарушение ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и  ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» меры по выявлению бесхозяйных канализационных сетей и выгребной ямы, постановки их на учет и включению в состав муниципальной собственности своевременно приняты не были. В результате этого возникла ситуация, при которой вышеуказанные объекты надлежащим образом не содержатся.

С целью устранения выявленных нарушений 03.08.2021 в адрес главы г.Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по их устранению принято не было.

До настоящего времени водоотведение вышеуказанных многоквартирных домов надлежащим образом не организовано. В связи с отсутствием собственника канализационных сетей, они надлежащим образом не содержатся и не обслуживаются, находятся в ненормативном состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям.

Данные обстоятельства приводят к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе проживающих и планирующих проживать в многоквартирных домах №5 и №7 по ул. Фасадной, на предоставление коммунальной услуги водоотведения надлежащего качества, на благоприятные и безопасные условия проживания и на благоприятную окружающую среду, а также в создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В связи с чем, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска;

- обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения указанных многоквартирных домов;

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения указанных многоквартирных домов до выгребной ямы и выгребную яму бесхозяйными;

- возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения данных многоквартирных домов до выгребной ямы и выгребную яму бесхозяйными;

- возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения указанных многоквартирных домов, расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы, и выгребную яму.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМУП «Ульяновскводоканал», ООО «Обслуживающая компания», Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывают, что выгребная яма в п. Пригородном, в которую транспортируются стоки многоквартирных жилых домов №5 и №7 по ул.Фасадной, не является объектом централизованной системы водоотведения, ее содержание не может быть включено в тариф водоотведения УМУП «Ульяновскводоканал», оказывающего услуги по вывозу жидких бытовых отходов из посёлков пригородной зоны г.Ульяновска по отдельному тарифу.

Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие бесхозяйность данных сетей.

Таким образом, правовые основания для включения в реестр муниципального имущества выгребной ямы, расположенной по адресу: г.Ульяновск, п.Пригородный, ул.Фасадная, дома №№5 и 7, и входящий в нее канализационных выпусков, отсутствуют. Указанная выгребная яма и входящие в неё канализационные выпуски являются общим имуществом собственников жилых домов №№5 и 7 по ул.Фасадной в п.Пригородном г.Ульяновска и не относятся к бесхозяйному имуществу.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Обслуживающая Компания» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По правилам пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Закона №131-ФЗ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.

Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») определено, что канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

По правилам пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №941 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы города Ульяновска от 28.09.2005 № 2279 многоквартирные дома №5 и №7 по ул.Фасадная в п.Пригородный г. Ульяновска включены в реестр муниципальной собственности.

Между тем, как следует из материалов дела, система водоотведения вышеуказанных домов и выгребная яма в реестре муниципальной собственности муниципального образования «г. Ульяновск» не числятся, не поставлены на баланс УМУП «Ульяновскводоканал».

На основании решения собственников помещений многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п. Пригородный г. Ульяновска от 18.06.2018 собственники выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, заключив с ООО «Обслуживающая компания» договор на оказание услуг по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Для водоотведения  многоквартирных домов №5 и №7 по ул. Фасадная в п.Пригородный г. Ульяновска используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточного колодца, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб, выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов двух многоквартирных домов. Данные сети и выгребная яма общим имуществом собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов не является, собственники бремя содержания канализационной системы решением общего собрания не принимали. 

Спорные объекты канализационной сети расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена.  

Между тем, право собственности на данную систему водоотведения ни за кем не зарегистрировано, система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась.

Спорная система водоотведения надлежащим образом  не обслуживается, не прочищается, контроль за ее техническим состоянием не осуществляется, в результате чего происходят утечки жидких отходов, затопление подвальных помещений домов, а также не исключается возможность возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозы санитарному благополучию людей, загрязнению грунтовых вод, поверхностей почвы.

Вышеперечисленные многоквартирные дома подключены к системе централизованного водоснабжения, но не подключены к системе централизованного водоотведения; при этом жидкие бытовые отходы удаляются из жилых домов в канализационный трубопровод, из него в выгребную яму (септик),  после чего специализированным автотранспортном УМУП «Ульяновск водоканал» жидкие бытовые отходы доставляются в канализационную насосную станцию.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная система канализации, в которую осуществляется сброс жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, не является общедомовым имуществом, а является бесхозяйным имуществом, собственники многоквартирных домов не могут нести бремя содержания данного имущества, в связи с чем административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворил.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1. статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных норм Федеральных законов, организация отведения сточных вод  и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование внешней канализации является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено в пунктах 2 и 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011      №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;  канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание термина «канализация», согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» включает в себя отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Согласно «ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 №1388-ст) «...сточные воды (wastewater; sewage, US): Вода, сбрасываемая после использования в домашнем хозяйстве или в процессе или произведенная процессом, другие воды в комбинированной системе и вода, которая проникла в канализационную систему...».

В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3).

Орган местного самоуправления не освобожден от обязанностей по организации водоотведения, напротив, на него возложена обязанность организовать надлежащим образом водоотведение на вверенной ему территории.

Доводы заявителя о том, что спорная система водоотведения является общим имуществом многоквартирных домов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), согласно пункту которых состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с пунктом 8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из материалов дела видно, что вышеуказанные сети и расположенные на них канализационные колодцы предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, не относятся к внутридомовой инженерной системе водоотведения, следовательно, спорная система канализации  не может быть отнесена к общедомовому имуществу многоквартирных домов.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 24 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.11.2023