Судебный акт
О перерасчете размера страховой пенсии
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 27.11.2023 под номером 109576, 2-я гражданская, об обязывании прогизвесвти перерасчет страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                 73RS0008-01-2023-000559-68

Дело № 33-5124/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 3 августа 2023 года по гражданскому делу № 2-1-457/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Вишнякова Ивана Васильевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести перерасчет размера страховой пенсии Вишнякова Ивана Васильевича с учетом сведений, содержащихся в заверенной Главным управлением пенсионного фонда Украины в Николаевской области копии справки о заработной плате №55028 от 25.05.2006, выданной организацией Государственная акционерная холдинговая компания «***», с 1 июня 2023 года.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Вишнякова И.В. и его представителя Букиной Е.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вишняков И.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указано, что с 2006 года истцу назначена пенсия на Украине. С 25.02.2022 Вишняков И.В. переехал на постоянное место в Российскую Федерацию. С этого же времени истцу была назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом Вишнякову И.В. не был учтен период работы в Украине, и при исчислении размера пенсии не учтена заработная плата с 01.01.1986 по 31.12.1991.

Вишняков И.В. обратился с заявлением в ОСФР по Ульяновской области о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с просьбой учесть при расчете размера пенсии справку о заработной плате за 1986-1991 годы.

В связи с предоставлением Вишняковым И.В. копий документов: справок о заработной плате, актов об обследовании рабочего места, справок, уточняющих особый характер работы для назначения пенсии, а не их подлинников, ответчиком было вынесено решение от 18.05.2023 об отказе в перерасчете размера пенсии.

Однако все представленные истцом копии заверены печатью Главного управления Пенсионного фонда Украины в Николаевской области, а затем переведены на русский язык и удостоверены нотариусом нотариального округа города Ульяновска.

Факт работы Вишнякова И.В. с 1986 по 1991 гг. подтверждается его трудовой книжкой, справками о заработной плате, актами об обследовании рабочего места, справками, уточняющими особый характер работы для назначения пенсии. Следовательно, истец считает отказ ответчика формальным, не соответствующим требованиям действующего законодательства.

С учетом изложенного, Вишняков И.В. просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области произвести перерасчет страховой пенсии истца и рассчитать её, с учётом сведений, изложенных в справке о заработной плате № 55028, выданной ГАХК «***» 25.05.2006.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Вишняковым И.В. были представлены копии справок о заработной плате за периоды работы с января 1986 года по декабрь 1996 года в Государственной акционерной холдинговой компании «***» Украины. Проверить достоверность представленных справок пенсионный орган не может ввиду отсутствия почтового сообщения с Украиной.

В возражениях на апелляционную жалобу Вишняков И.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вишняков И.В. с 01.10.2022 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОCФР по Ульяновской области от 18.05.2023 № 70917/23 Вишнякову И.В. отказано в перерасчете размера страховой пенсии. При этом ответчиком не приняты к рассмотрению представленные истцом справки о заработной плате от 25.05.2006 №№ 55028, 55028/1, 55028/2 (л.д. 24).

Не согласившись с данным отказом, Вишняков И.В. оспорил его в судебном порядке.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для перерасчета установленного Вишнякову И.В. размера страховой пенсии с учетом сведений о размере его заработной платы, подтвержденных справкой от 25.05.2006 № 55028.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) и Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ для расчета размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В силу п.п. «б» п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы (сведения) об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

На основании п. 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н (далее - Правила), решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ст. 36 Закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 г. Закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу ст. 30.3 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительны документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен частью 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Письмом Министерства труда и социального развития РФ № 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 разъяснено, что в случая утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.

Принимая представленную Вишняковым И.В. в подтверждение размера его заработка в период с 1986 по 1991 гг. справку Государственной акционерной холдинговой компании «***» от 25.05.2006 № 55028 (л.д. 10), суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал указанную справку в качестве относимого и допустимого доказательства по делу.

При этом суд указал, что в спорной справке приведено, на основании каких первичных бухгалтерских документов она составлена (лицевые счета за 1986-1991), содержит копию оттиска печати выдавшей ее организации, заверена оттиском штампа «С подлинником верно», имеется дата проставления штампа – 25.04.2023, подпись должностного лица, заверившего справку – *** Т.М., а также оттиск печати организации, заверившей копию справки – Главное управление Пенсионного фонда Украины в Николаевской области.

Справка переведена с украинского на русский язык переводчиком *** О.П., подлинность подписи переводчика заверена нотариусом нотариального округа г. Ульяновска М*** О.Ю.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для иной оценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Судебная коллегия также отмечает, что сведения, содержащиеся в справке от 25.05.2006 № 55028, полностью согласуются с записями в трудовой книжке истца.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии возможности проверить достоверность представленных истцом справок путем направления межведомственного запроса в пенсионный орган Украины направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 3 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.11.2023