Судебный акт
Оборудовать помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой
Документ от 14.11.2023, опубликован на сайте 20.11.2023 под номером 109498, 2-я гражданская, о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0009-02-2023-000197-81

Судья Мельникова О.В.                                                                  Дело № 33-4984/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               14 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильева Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2023 года по делу №2-2-182/2023, по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское об обеспечении финансирования и возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой удовлетворить. 

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в течение десяти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское, расположенном по адресу: Ульяновская область, Сурский район, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 29.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское, расположенном по адресу: Ульяновская область, Сурский район, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 29.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское выявлены нарушения, а именно: названное дошкольное образовательное учреждение, являющееся юридическим лицом и осуществляющее образовательную деятельность, в нарушение требований подп. «г» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в своей деятельности использует помещение для проведения массовых мероприятий, которое не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой, является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

С учетом уточненных требований прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское и обязать указанное дошкольное образовательное учреждение в течение шести месяцев после поступления финансирования оборудовать помещение детского сада, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований  прокурора в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что установленный в решении срок  исполнения решения, с учетом бюджетного финансирования затрат и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров, не отвечает признаку разумности и достаточности. В соответствии с конкретными обстоятельствами дела, характером возлагаемой обязанности для ее выполнения необходим срок не менее 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Ссылается на отсутствие в деле доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием в образовательном учреждении индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры, отсутствие в дошкольном учреждении воспитанников, нуждающихся в использовании названного оборудования, а также отсутствие в Сурском районе несовершеннолетних жителей, имеющих инвалидность по причине заболевания органов слуха. Решение суда влечет экономически нецелесообразные расходы. Полагает, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков и третьего лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Подпунктом «г» пункта 3 названных Правил предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на здание детского сада, как объект социальной инфраструктуры и образовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское должны быть созданы условия для воспитания детей, а также соблюдаться права и свободы несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), работников образовательной организации.

По делу установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежный мишка» р.п. Сурское является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

Согласно п.п. 1.6, 1.7 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Белоснежный мишка» р.п. Сурское, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 15.05.2017 № 249-П-А, учредителем детского сада является муниципальное образование «Сурский район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в лице Управления образования администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области. Функции и полномочия собственника муниципального имущества муниципального образования «Сурский район» от лица муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования Сурский район» Ульяновской области.

В ходе проведенной прокуратурой Сурского района Ульяновской области проверки деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Белоснежный мишка» р.п. Сурское выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: отсутствие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Поскольку несоблюдение названных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение условий для воспитания детей, а также соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, то выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором района в иске требований являются правильными.

Как верно указано судом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В связи с указанным, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к компетенции администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой инстанции правомерно установил более длительный срок для исполнения решения, чем заявлено прокурором в иске, 10 месяцев – для администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области и 6 месяцев – для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Белоснежный мишка» р.п. Сурское.

Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и достаточными для выполнения возложенной на ответчиков обязанности по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов, принимая во внимание незначительный объем предстоящих работ.

Таким образом, доводы в апелляционной жалобе о недостаточном сроке исполнения решения являются несостоятельными.

При наличии затруднений при исполнении судебного решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.

Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не опровергает правильность принятого по делу решения и не нарушает права сторон.

Довод в жалобе об отсутствии инвалидов по слуху среди детей, посещающих детский сад, а также их родителей, и, как следствие, отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории не может быть принят во внимание, поскольку исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в дошкольное образовательное учреждение.

Довод об отсутствии доказательств наличия неопределенного круга лиц, права которых нарушаются или могут быть нарушены отсутствием в детском саду звукоусиливающего оборудования для слабослышащих лиц также является несостоятельным.

Статус детского сада как образовательного учреждения, исходя из видов его деятельности, закрепленных в Уставе и включающих в себя, в числе прочих, предоставление консультационных услуг, ведение просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья граждан, предоставление иных образовательных услуг, предполагает возможность посещения детского сада неопределенным кругом лиц.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2023.