Судебный акт
О корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Документ от 14.11.2023, опубликован на сайте 23.11.2023 под номером 109440, 2-я гражданская, об обязании вести корректирующие сведения в лицевой счет застрахованного лица, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева Г.И.                                                 73RS0015-01-2023-000124-32

Дело № 33-5051/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Салихова Айси Саитовича на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-111/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Салихова Айси Саитовича к открытому акционерному обществу «Зарубежнефть», обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» об обязании внести корректирующие сведения в лицевой счет застрахованного лица - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя истца Салихова А.С. – адвоката Насырова Н.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Салихов А.С. обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Зарубежнефть» (далее – ОАО «Зарубежнефть»), обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (далее – ООО «Ульяновскнефтегаз») о возложении обязанности внести корректирующие сведения в лицевой счет застрахованного лица.

Требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа от 28.09.2022 № 202082/22 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом в специальный стаж не засчитан период работы Салихова А.С. в качестве сливщика-разливщика на участке добычи нефти в ООО «Ульяновскнефтегаз» с 01.07.2013 по 31.10.2016, так как указанная профессия не предусмотрена Списком № 2. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период работы отражен страхователем без указания кода особых условий труда.

Истец полагает, что выполняемая им работа в должности сливщика-разливщика на участке добычи нефти в ООО «Ульяновскнефтегаз» с 01.07.2013 по 31.10.2016 (3 года 4 месяца 1 день), должна расцениваться как работа с тяжелыми условиями труда.

Ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, несет работодатель, который до настоящего времени корректирующие сведения не представил.

С учетом изложенного, Салихов А.С. просил обязать ОАО «Зарубежнефть», ООО «Ульяновскнефтегаз» внести корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет – Салихова А.С., и произвести уплату дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период работы в должности сливщика-разливщика на участке добычи нефти в ООО «Ульяновскнефтегаз» с 01.07.2013 по 31.10.2016, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФНС России по Ульяновской области, ООО «Нестро».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Салихов А.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, считает решение суда несправедливым и необоснованным, нарушающим его права на объективное и справедливое судебное разбирательство. Просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указывает, что нормативные документы не содержат требований о предоставлении работником заключения промсанлаборатории для подтверждения класса опасности. Перечень веществ, с которыми он работал в спорный период, отнесены ко 2 и 3 классу опасности. Таким образом, работая в должности сливщика-разливщика, он был занят на работах с вредными условиями труда. Данное обстоятельство подтверждается также показаниями свидетелей. Ссылается на выводы эксперта о невозможности дачи заключения о качестве проведения специальной оценки условий труда в 2015 году на рабочем месте сливщика-розливщика в ООО «Ульяновскнефтегаз», ввиду непредставления работодателем необходимых документов. Утверждение ответчика о сдаче документов, касающихся предмета иска, в архив опровергаются объемом документов, предоставленных по запросу суда Новоспасским архивом. Полагает, что ООО «Ульяновскнефтегаз» злоупотребил своим правом при подаче сведений в пенсионный орган, так и при исполнении определения суда о предоставлении документов. Работник не несет ответственности за ненадлежащую организацию хранения документов работодателем. Представленные в материалах дела документы не содержат сведений о его работе по сокращенному рабочему времени или сокращенной рабочей неделе. Стороной ответчика не представлено доказательств обратного. Определение и подтверждение полной занятости работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность предоставленной информации несет работодатель. Полагает, что суд уклонился от дачи оценки всей совокупности представленных по делу доказательств. Изменение наименований профессии было сопряжено с реструктуризацией предприятия, а характер и объем работы выполняемых сливщиком-разливщиком и оператором по добыче нефти в спорный период времени были идентичными. Кроме этого, ссылается на утрату здоровья вследствие контакта с вредными веществами.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, ООО «Нестро» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, с 13 апреля 2013 года Салихов А.С. был принят в ООО «Ульяновскнефтегаз» на должность сторожа в транспортный участок, между сторонами заключен трудовой договор от 12 апреля 2013 года № 10/2013 (т. 1, л.д. 33-34).

На основании приказа от 30 июня 2013 года № 8Л/С Салихов А.С. переведен на должность сливщика-разливщика *** месторождения с тарифной ставкой (оклад) 10 127 руб. (т. 1,л.д. 36).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 28 октября 2016 года Салихов А.С. с 1 ноября 2016 года переведен в цех по добыче нефти и газа на должность оператора по добыче нефти и газа 5 разряда (т. 1, л.д. 38-39).

По условиям указанного дополнительного соглашения к трудовому договору № 10/2013 за работу во вредных условиях устанавливается дополнительный отпуск 7 дней и надбавка за вредные условия труда в размере 901 руб. (пункты 2,3).

Из материалов дела также следует, что Салихов А.С. обращался в Пенсионный фонд России с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 28 сентября 2022 года № 202082/2022 в назначении такой пенсии истцу отказано по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Согласно указанному решению, на дату обращения специальный стаж истца составил 5 лет 3 месяца 5 дней, при требуемом не менее 6 лет 3 месяцев (т. 1, л.д. 12-13).

При этом пенсионным органом в специальный стаж Салихова А.С. не включен период его работы в должности сливщика-разливщика на участке по добыче нефти в ООО «Ульяновскнефтегаз» с 1 июля 2013 года по 31 октября 2016 года (3 года 4 месяца 1 день).

Вступившим в законную силу решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2022 года исковые требования Салихова А.С. к ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов оставлены без удовлетворения (т. 3, л.д. 222-226).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Салихов А.С. указал, что за период его работы с 1 июля 2013 года по 31 октября 2016 года работодатель, несмотря на льготные условия труда истца, не включил его должность в перечень работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и не предоставил в пенсионный фонд корректирующие сведения о льготном характере работы истца для учета на его индивидуальном лицевом счете.

Отказывая в удовлетворении заявленных Салиховым А.С. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того факта, что занимаемая истцом в заявленный период должность сливщика-разливщика на участке по добыче нефти в ООО «Ульяновскнефтегаз» на дает ему права на включение указанного периода работы в специальный страховой стаж для назначения досрочно страховой пенсии по старости, в связи с чем у работодателя отсутствует обязанность по направлению в пенсионный орган корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Рассматривая данный трудовой спор в пределах доводов жалобы истца Салихова А.С., судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. № 987н, действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

Аналогичные требования к порядку ведения индивидуального (персонифицированного) учета предусмотрены действующей Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 211н.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – Порядок № 519п).

Пунктом 3 Порядка № 519п установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда России осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Согласно п. 4 Порядка № 519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, а также документы, в том числе подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет: о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж (подп. 1); о периодах обучения и об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (подп. 2); о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии, в том числе о доходе, полученном в связи с выполнением предпринимательской деятельности (подп. 3); о трудовой деятельности за период с 1 января 2002 года (подп. 4).

Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений (пункт 15 Порядка № 519п).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом Пенсионного фонда России проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 данного Порядка (пункт 18 Порядка № 519п).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время – Социальный фонд России) не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что ООО «Ульяновскнефтегаз» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является добыча нефти. С 9 октября 2007 года Общество зарегистрировано в качестве страхователя.

Салихов А.С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 октября 1999 г.

При этом как установлено судом, страхователем ООО «Ульяновскнефтегаз» в отношении своего работника Салихова А.С. сведения о его работе в данной организации в период с 1 июля 2013 года по 31 октября 2016 года в должности сливщика-разливщика на участке по добыче нефти были представлены для отражения в системе индивидуального (персонифицированного) учета без указания о льготном характере работы, дающим право на включение данного периода в специальный страховой стаж.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Аналогичное положение установлено и пунктом 1 части 1 статьи 30 действующего с 01.01.2015 г. Федерального закона № 400-ФЗ - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом «б» части 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).

В разделе XII (Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца) Списка № 2 профессия «сливщик-разливщик по добыче нефти» не поименована.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что для включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с тяжелыми условиями труда необходима совокупность таких условий, как включение должности (профессии) в Список № 2; соответствие класса условий труда вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как отражено в многочисленных определениях Конституционного суда Российской Федерации, в том числе от 20 июля 2021 г. № 1490-О, такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, а оспариваемая норма, будучи его элементом, не может рассматриваться как нарушающая права лиц, не относящихся к указанной категории, включая заявителя.

Между тем, из представленных материалов дела следует, что занимаемая Салиховым А.С. в спорный период должность «сливщик-разливщик по добыче нефти» не поименована в разделе XII (Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца) Списка № 2, в связи с чем работа в указанной должности не дает ему право на включение этих периодов в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно карте специальной оценки условий труда от 19 марта 2015 года № 24А по должности «сливщик-разливщик» установлен 2 класс условий труда. Гарантии и компенсации не предусмотрены (т. 2, л.д. 173-179).

В Перечне производств, работ, профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение за 2009 - 2015 годы, утвержденном генеральным директором ООО «Ульяновскнефтегаз», должность «сливщик-разливщик» отсутствует (т. 1, л.д.154-161).

В штатных расписаниях ООО «Ульяновскнефтегаз» за 2013-2016 годы предусматривалась как должность «сливщик-разливщик», в отношении которой работодателем надбавка за работу во вредных условиях труда не устанавливалась и не выплачивалась, так и должность «оператор по добыче нефти и газа».

При этом на основании анализа должностных обязанностей по должности «сливщик-разливщик» и должности «оператор по добыче нефти и газа» суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что работники, занимавшие указанные должности выполняли различные трудовые функции и разный объем работы, что опровергает доводы истца о тождественности выполняемой им работы.

Более того, как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с результатами специальной оценки условий труда со ссылкой на выводы судебной экспертизы о невозможности дачи заключения о качестве проведения специальной оценки условий труда в 2015 году на рабочем месте сливщика-розливщика в ООО «Ульяновскнефтегаз» ввиду непредставления работодателем необходимых документов, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку сам по себе факт работы с вредными (опасными) условиями труда не порождает права на включение периода этой работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии, что занимаемая работником должность не предусмотрена Списком № 2.

Кроме того, судебная коллегия в указанной части также отмечает, что доказательств выполнения истцом в спорный период работы в должности сливщика-разливщика, предусмотренной разделом XXXIII (Общие профессии) Списка № 2, по делу не установлено, поскольку не доказано, что истец был занят на сливе и разливе вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что льготный характер работы истца в спорный период подтверждается показаниями допрошенных в суд первой инстанции свидетелей, отклоняются судебной коллегией, поскольку частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ прямо предусмотрено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салихова Айси Саитовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2023