УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2023-000195-87
Судья Мельникова О.В. Дело
№ 33-4979/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
14
ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования
«Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской
области от 2 августа 2023 года по делу № 2-2-179/2023, по которому
постановлено:
уточненные исковые
требования прокурора Сурского района Ульяновской области к муниципальному
учреждению администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному
бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко» р.п.Сурское
об обеспечении финансирования и возложении обязанности оборудовать
помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий,
индукционными петлями и звукоусиливающей
аппаратурой удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, в
течение десяти месяцев после вступления решения
суда в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий
по оснащению индукционными петлями и
звукоусиливающей аппаратурой помещения,
предназначенного для проведения массовых
мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад «Солнышко» р.п.Сурское, расположенном
по адресу: ***
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко» р.п.Сурское, в течение шести месяцев после
поступления финансирования из муниципального учреждения администрация
муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, оборудовать индукционными петлями и
звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное для проведения
массовых мероприятий, в здании муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский
сад «Солнышко» р.п.Сурское, расположенном по адресу***
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения
прокурора Вязьмина А.А.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к муниципальному
бюджетному дошкольному образовательному учреждению (МБДОУ) детский сад
«Солнышко» р.п.Сурское, муниципальному учреждению администрация
муниципального образования «Сурский район» Ульяновской о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для
проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей
аппаратурой.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой района проведена проверка
исполнения требований законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере
социальной защиты инвалидов в деятельности МБДОУ детский сад «Солнышко» р.п.Сурское, по результатам
которой выявлены нарушения, а именно: использование помещения
для проведения массовых мероприятий, которое не оборудовано индукционными
петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
что нарушает права и законные
интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
несовершеннолетних.
Просил обязать муниципальное учреждение
администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской
области в течение шести
месяцев после вступления
решения суда в законную
силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в здании МБДОУ детский сад «Солнышко» р.п.Сурское,
расположенном по адресу: ***; обязать МБДОУ детский сад «Солнышко» р.п.Сурское в течение шести месяцев после поступления финансирования из
муниципального учреждения администрация
муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, оборудовать помещение, предназначенное для
проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей
аппаратурой, в здании МБДОУ детский сад
«Солнышко» р.п.Сурское, расположенном по адресу:***.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В
обоснование жалобы указывает, что дело подлежало рассмотрению в порядке
административного судопроизводства. Полагает, что установленный в решении срок
его исполнения не отвечает признаку разумности и достаточности. В материалах
дела отсутствуют доказательства того, что отсутствие в образовательном
учреждении индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры нарушает права
неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, и лиц, желающих получить
образование. Считает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, характера
возлагаемой обязанности для ее выполнения ответчику необходим срок не менее 12
месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в
детском саду учащихся с ограниченными возможностями по причине заболевания
органов слуха либо таких посетителей, что влечет необходимость выполнения
ответчиками указанных в решении мероприятий.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий),
организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников),
в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным
зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие
организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение
пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного
передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них,
посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием
кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной
информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика
и тифлосурдопереводчика.
Подпунктом
«г» пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями
органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования,
обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными
нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных
для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей
аппаратуры.
Удовлетворяя
исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на
здание детского сада, как объект социальной инфраструктуры и образовательного
учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых
норм, в связи с чем в МБДОУ детский сад
«Солнышко» р.п.Сурское должны быть созданы условия для обучения,
воспитания обучающихся, а также соблюдаться права и свободы обучающихся,
родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников
образовательной организации.
Согласно материалам дела, МБДОУ детский сад «Солнышко» р.п.Сурское является некоммерческой организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
Учредителем и собственником ее имущества является
муниципальное образование «Сурский
район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя
исполняет муниципальное учреждение администрация муниципального образования
«Сурский район» Ульяновской области.
Проведенной прокуратурой Старомайнского района Ульяновской
области проверкой деятельности МБДОУ детский
сад «Солнышко» р.п.Сурское выявлены
нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, а именно отсутствие в одном из помещений, предназначенных для
проведения массовых мероприятиях, индукционных петель и звукоусиливающей
аппаратуры.
Поскольку несоблюдение требований действующего
законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод
граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение
условий для обучении, воспитании
обучающихся, а также соблюдение прав и
свобод обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе детей - инвалидов
является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное
развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых
требований являются правильными.
Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального
закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы
местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по
финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления
муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования
относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания
зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство
прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области.
Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой
инстанции правомерно установил
длительный срок для исполнения решения, 10 и 6 месяцев, соответственно.
Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во
внимание незначительный объем предстоящих работ.
В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы
отклоняет как необоснованные.
Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного
решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с
заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.
Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в
порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку
данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии инвалидов среди детей, посещающих детский
сад, а также их родителей, и, как следствие,
отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории не могут быть приняты во внимание,
поскольку исполнение установленной в
Федеральном законе
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в
учебное заведение, не поставлено.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий,
предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией
Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга
лиц.
Нарушений норм материального или процессуального права,
влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023
года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения
администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 15.11.2023.