УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2023-000199-75
Судья Мельникова О.В.
Дело № 33-4978/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
14 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В.,
Логинова Д.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 июля
2023 года по делу № 2-2-177/2023, по которому постановлено:
уточненные исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области
к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному
общеобразовательному учреждению средняя школа р.п.Сурское Сурского района
Ульяновской области об обеспечении финансирования и возложении обязанности
оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий,
индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Сурский район»
Ульяновской области, в течение десяти месяцев после вступления решения суда в
законную силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными
петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещения, предназначенного для
проведения массовых мероприятий, в здании муниципального общеобразовательного
учреждения средняя школа р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области,
расположенного по адресу: ***
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
школа р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области, в течение шести месяцев после поступления финансирования из
муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, оборудовать
индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное
для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального
общеобразовательного учреждения средняя школа р.п.Сурское Сурского
района Ульяновской области,
расположенного по адресу: ***
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения
прокурора Вязьмина
А.А., полагавшего решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к муниципальному
общеобразовательному учреждению (МОУ) средняя
школа р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области, администрации
муниципального образования «Сурский район»
Ульяновской области о возложении
обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых
мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой района проведена проверка
исполнения требований законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере
социальной защиты инвалидов в деятельности МОУ средняя школа
р.п.Сурское, по результатам которой выявлены нарушения, а
именно помещение для
проведения массовых мероприятий, не
оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что
нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями
здоровья.
Просил обязать муниципальное учреждение
администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, в
течение шести месяцев после вступления решения
суда в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий
по оснащению индукционными петлями и
звукоусиливающей аппаратурой в здании
МОУ средняя школа р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области,
расположенного по адресу: ***; обязать МОУ средняя школа р.п.Сурское Сурского
района Ульяновской области в
течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области,
оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий,
индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в здании МОУ средняя школа р.п.Сурское Сурского
района Ульяновской области, расположенного по адресу: ***.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об
отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что дело
подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку
предмет спора вытекает из административных и публичных правоотношений. Полагает, что установленный в решении срок
его исполнения с учетом бюджетного финансирования затрат образовательного
учреждения и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих
договоров не отвечает признаку разумности и достаточности. В материалах дела
отсутствуют доказательства того, что отсутствие в образовательном учреждении
индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры нарушает права неопределенного
круга лиц, в том числе посетителей, и лиц, желающих получить образование. Полагает,
что обжалуемое решение вынесено преждевременно.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий),
организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников),
в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным
зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие
организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение
пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного
передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них,
посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием
кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной
информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Подпунктом
«г» пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и
организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается
создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с
требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми
актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых
мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Удовлетворяя
исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на
здание школы, как объект социальной инфраструктуры и образовательного
учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых
норм, в связи с чем в МОУ средняя школа р.п.Сурское должны быть созданы условия для обучения, воспитания обучающихся, а также
соблюдаться права и свободы обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников
образовательной организации.
Согласно материалам дела, МОУ средняя школа р.п.Сурское
является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
Учредителем и собственником ее имущества является муниципальное
образование «Сурский
район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя
исполняет муниципальное учреждение
администрации МО «Сурский район» Ульяновской области.
Проведенной прокуратурой Старомайнского
района Ульяновской области проверкой деятельности МОУ средняя школа р.п.Сурское выявлены нарушения законодательства о
социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно отсутствие в
одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятиях,
индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Поскольку несоблюдение требований действующего
законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод
граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение
условий для обучении, воспитании
обучающихся, а также соблюдение прав и
свобод обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
детей-инвалидов является одним из способов обеспечения их права на достойную
жизнь и свободное развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором
района исковых требований являются правильными.
Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17
Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения
органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по
финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных
районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных
организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания
зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство
прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации муниципального образования «Сурский район»
Ульяновской области.
Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой
инстанции правомерно установил
длительный срок для исполнения решения,
10 и 6 месяцев, соответственно.
Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во
внимание незначительный объем предстоящих работ.
В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы
отклоняет как необоснованные.
Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного
решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с
заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.
Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в
порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку
данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии инвалидов среди детей, посещающих школу, а
также их родителей, и, как следствие,
отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории не могут быть приняты во внимание, поскольку исполнение установленной в Федеральном законе
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в
учебное заведение, не поставлено.
Статус школы как
образовательного учреждения, исходя из видов его деятельности, закрепленных в
Уставе и включающих в себя, в числе прочих, выполнение специальных работ по
договорам, предоставление услуг по консультационную, просветительскую
деятельность, деятельность в сфере
охраны здоровья граждан, в том числе организации отдыха и оздоровления
обучающихся в каникулярное время, предполагает возможность посещения школы
неопределенным кругом лиц.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, данное
исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему
федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией
Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга
лиц.
Нарушений норм материального или процессуального права,
влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 27 июля 2023
года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения
администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 15.11.2023.