Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 14.11.2023, опубликован на сайте 20.11.2023 под номером 109422, 2-я гражданская, о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-02-2023-000194-90                                                                        

Судья Мельникова О.В.                                                                 Дело № 33-4977/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                14 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой  Е.В., Логинова Д.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 3 августа 2023 года по делу № 2-2-178/2023, по которому постановлено:

уточненные  исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области к  муниципальному  учреждению администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад                              с.Астрадамовка  об  обеспечении  финансирования и возложении обязанности  оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей  аппаратурой удовлетворить. 

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области,  в течение  десяти  месяцев после вступления  решения  суда  в законную  силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными  петлями и звукоусиливающей  аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых  мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад с.Астрадамовка, в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального  учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения прокурора              Вязьмина А.А.,  полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (МБДОУ) детский сад с.Астрадамовка, муниципальному  учреждению администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, по результатам которой выявлены нарушения, а именно помещение для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,  что  нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних.

Просил обязать муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области,  в течение  шести  месяцев после вступления  решения  суда  в законную  силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению индукционными  петлями и звукоусиливающей  аппаратурой в здании МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***; обязать МБДОУ детский сад с.Астрадамовка в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального  учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в здании                      МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования  «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Полагает, что установленный в решении срок его исполнения с учетом бюджетного финансирования затрат образовательного учреждения и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров не отвечает признаку разумности и достаточности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отсутствие в образовательном учреждении индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, и лиц, желающих получить образование.

В заседание  суда  апелляционной инстанции  кроме прокурора,  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Подпунктом «г» пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на здание детского сада, как объект социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, в МБДОУ детский сад  с.Астрадамовка должны быть созданы условия для обучения, воспитания обучающихся, а также соблюдаться права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно материалам дела, МБДОУ детский сад с.Астрадамовка  является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем и собственником ее имущества является муниципальное образование  «Сурский район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Проведенной прокуратурой Старомайнского района Ульяновской области проверкой деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно отсутствие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятиях, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Поскольку несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение условий  для обучении, воспитании обучающихся, а также соблюдение  прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе детей - инвалидов является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых требований являются правильными.

Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации           муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой инстанции правомерно установил  длительный срок для исполнения решения, 10 и 6 месяцев, соответственно.

Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во внимание незначительный объем предстоящих работ.

В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы отклоняет как необоснованные.

Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.

Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии инвалидов среди детей, посещающих детский сад, а также их родителей, и, как следствие,  отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории  не могут быть приняты во внимание, поскольку  исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в учебное заведение, не поставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от                                     3 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.11.2023.