УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2023-000194-90
Судья Мельникова О.В. Дело
№ 33-4977/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
14 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой
Е.В., Логинова Д.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 3 августа
2023 года по делу № 2-2-178/2023, по которому постановлено:
уточненные исковые
требования прокурора Сурского района Ульяновской области к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному дошкольному
образовательному учреждению детский сад с.Астрадамовка об
обеспечении финансирования и
возложении обязанности оборудовать
помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными
петлями и звукоусиливающей аппаратурой
удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, в течение
десяти месяцев после
вступления решения суда в
законную силу, обеспечить финансирование
мероприятий по оснащению индукционными
петлями и звукоусиливающей
аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад с.Астрадамовка, в
течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области,
оборудовать индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение,
предназначенное для проведения массовых мероприятий, в здании муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения
прокурора Вязьмина А.А.,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к муниципальному
бюджетному дошкольному образовательному учреждению (МБДОУ) детский сад
с.Астрадамовка, муниципальному
учреждению администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области о возложении
обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых
мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой района проведена проверка
исполнения требований законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере
социальной защиты инвалидов в деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, по результатам которой
выявлены нарушения, а именно помещение для проведения
массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей
аппаратурой, что нарушает права и законные интересы граждан с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних.
Просил обязать муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, в течение
шести месяцев после
вступления решения суда в
законную силу, обеспечить финансирование
мероприятий по оснащению индукционными
петлями и звукоусиливающей
аппаратурой в здании МБДОУ детский
сад с.Астрадамовка, расположенном по адресу: ***; обязать МБДОУ детский сад с.Астрадамовка в течение
шести месяцев после поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области,
оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий,
индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в здании МБДОУ детский сад с.Астрадамовка,
расположенном по адресу: ***
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования «Сурский
район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить
и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы
указывает, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного
судопроизводства. Полагает, что установленный в решении срок его исполнения с
учетом бюджетного финансирования затрат образовательного учреждения и
необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров не
отвечает признаку разумности и достаточности. В материалах дела отсутствуют
доказательства того, что отсутствие в образовательном учреждении индукционной
петли и звукоусиливающей аппаратуры нарушает права неопределенного круга лиц, в
том числе посетителей, и лиц, желающих получить образование.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких
обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации
независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая
инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям,
строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие
организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение
пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного
передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них,
посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием
кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной
информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Подпунктом
«г» пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и
организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается
создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с
требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми
актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых
мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Удовлетворяя
исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на
здание детского сада, как объект социальной инфраструктуры и образовательного
учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых
норм, в связи с чем, в МБДОУ детский сад
с.Астрадамовка должны быть созданы условия для обучения, воспитания
обучающихся, а также соблюдаться права и свободы обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников
образовательной организации.
Согласно материалам дела, МБДОУ детский сад
с.Астрадамовка является некоммерческой
организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учредителем и собственником ее имущества является
муниципальное образование «Сурский район» Ульяновской области, от имени которого
функции и полномочия учредителя исполняет муниципальное учреждение
администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области.
Проведенной прокуратурой Старомайнского
района Ульяновской области проверкой деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка
выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, а именно отсутствие в одном из помещений, предназначенных для
проведения массовых мероприятиях, индукционных петель и звукоусиливающей
аппаратуры.
Поскольку несоблюдение требований действующего
законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод
граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение
условий для обучении, воспитании
обучающихся, а также соблюдение прав и
свобод обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе детей - инвалидов
является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное
развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых
требований являются правильными.
Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17
Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного
значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают
полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления
муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования
относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания
зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство
прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.
Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой
инстанции правомерно установил
длительный срок для исполнения решения, 10 и 6 месяцев, соответственно.
Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во
внимание незначительный объем предстоящих работ.
В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы
отклоняет как необоснованные.
Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного
решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с
заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.
Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в
порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку
данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии инвалидов среди детей, посещающих детский
сад, а также их родителей, и, как следствие,
отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории не могут быть приняты во внимание,
поскольку исполнение установленной в
Федеральном законе
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в
учебное заведение, не поставлено.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий,
предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией
Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга
лиц.
Нарушений норм материального или процессуального права,
влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 3 августа 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального
образования «Сурский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 15.11.2023.