У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Сайгин Н.В. Дело № 7-631/2023
73RS0002-01-2023-004392-42
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 9 ноября 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на решение
судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 21 августа 2023 года (дело №12-1021/2023),
установил:
постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области №*** от 05.07.2023
администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности
по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в
виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21.08.2023
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными
по делу постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене,
производство по делу – прекращению.
Подробно позиция
защитника администрации Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с
ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к
следующему.
Деяние администрации
города Ульяновска квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела
следует, что решением Заволжского районного суда города Ульяновска от
26.11.2021 на администрацию города Ульяновска возложена обязанность устранить
нарушения возле дома 41 по ул.Врача Михайлова в г.Ульяновске, обеспечить
плавное понижение высот поверхностей пешеходных путей в соотношении 1:20 (5%) в
соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений
для мобильных групп населения», устранить нарушения возле дома 32 по ул. Оренбургской,
обеспечить плавный перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью
на пересечении пешеходных и транспортных путей в соответствии с требованиями СП
59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения».
14.06.2022
возбуждено исполнительное производство № ***.
29.06.2022 вынесено
постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
10.03.2023 должнику
установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до
08.06.2023.
09.06.2023 составлен
акт, из которого следует, что решение суда в полном объеме не исполнено, в
связи с чем администрация города Ульяновска привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
22.06.2023 по
данному факту в отношении администрации города Ульяновска судебным приставом-исполнителем МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и 05.07.2023 администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по указанной
норме.
Решением судьи
районного суда указанное постановление от 05.07.2023 оставлено без изменения.
Вместе с тем с
постановлением должностного лица административного органа от 05.07.2023 и
решением суда первой инстанции от 21.08.2023 согласиться нельзя по следующим
основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами
производства по делам об административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения
дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения,
виновность лица в совершении административного правонарушения и иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст.17.15 КоАП
РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения
административного штрафа.
Как усматривается из материалов дела, постановлением врио начальника межрайонного отдела судебных приставов по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области от 30.12.2022, вступившим в законную силу 25.05.2023, администрация
города Ульяновска уже привлекалась к административной ответственности по ч.1
ст.17.15 КоАП РФ.
При этом основанием для привлечения должника к ответственности также
послужило неисполнение в рамках исполнительного производства №*** к
установленному судебным приставом-исполнителем сроку требований об исполнении
решения Заволжского районного суда города Ульяновска от 26.11.2021 (л.д.
18-19).
Соответственно, неисполнение требований судебного пристава-исполнителя
от 10.03.2023 имело место после того, как администрация города Ульяновска была
подвергнута административному наказанию в виде штрафа по постановлению от
30.12.2022. Соответственно, на 22.06.2023, то есть на момент возбуждения производства по
настоящему делу, постановление от
30.12.2022 уже вступило в законную силу 25.05.2023, что исключало возможность
квалификации деяния администрации города Ульяновска по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в
постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 № 17-П, согласно которой ч.2
ст.17.15 КоАП РФ признана не противоречащей
Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает, что судебный
пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника
к административной ответственности на основании ч.1 либо ч.2 ст.17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником
содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера,
не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение
которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу
указанного постановления о привлечении к административной ответственности на
момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового
применения административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП
РФ.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к
административной ответственности, на другую статью КоАП
РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект
посягательства, допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит
положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.17.15 и
ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, имеют единый родовой объект
посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются,
переквалификация действий невозможна, поскольку при этом будет ухудшено
положение лица, привлекаемого к ответственности.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации деяния с
ч.1 ст.17.15 КоАП РФ на ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ
производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а
начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава
административного правонарушения.
Таким образом, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП
РФ, администрация не подлежит привлечению к ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по
результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении
производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности
обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом указанных
выше положений закона постановление должностного лица и решение судьи районного
суда подлежат отмене, а производство по данному делу – прекращению в связи с отсутствием
состава административного правонарушения.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление врио начальника межрайонного отделения судебных приставов
по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы
судебных приставов по Ульяновской области
от 5 июля 2023 года и решение судьи Засвияжского
районного суда г.Ульяновска 21 августа 2023 года, вынесенные в отношении
администрация города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава
административного правонарушения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев