Судебный акт
Ч.1 ст.17.15
Документ от 09.11.2023, опубликован на сайте 20.11.2023 под номером 109403, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Сайгин Н.В.                                                         Дело № 7-631/2023

73RS0002-01-2023-004392-42

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    9 ноября 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2023 года (дело №12-1021/2023),

 

установил:

 

постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области №*** от 05.07.2023 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21.08.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

Подробно позиция защитника администрации Болониной О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с
ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Деяние администрации города Ульяновска квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 26.11.2021 на администрацию города Ульяновска возложена обязанность устранить нарушения возле дома 41 по ул.Врача Михайлова в г.Ульяновске, обеспечить плавное понижение высот поверхностей пешеходных путей в соотношении 1:20 (5%) в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», устранить нарушения возле дома 32 по ул. Оренбургской, обеспечить плавный перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью на пересечении пешеходных и транспортных путей в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения».

14.06.2022 возбуждено исполнительное производство № ***.

29.06.2022 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

10.03.2023 должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 08.06.2023.

09.06.2023 составлен акт, из которого следует, что решение суда в полном объеме не исполнено, в связи с чем администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

22.06.2023 по данному факту в отношении администрации города Ульяновска  судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и 05.07.2023 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по указанной норме.

Решением судьи районного суда указанное постановление от 05.07.2023 оставлено без изменения.

Вместе с тем с постановлением должностного лица административного органа от 05.07.2023 и решением суда первой инстанции от 21.08.2023 согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как усматривается из материалов дела, постановлением врио начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 30.12.2022, вступившим в законную силу 25.05.2023, администрация города Ульяновска уже привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

При этом основанием для привлечения должника к ответственности также послужило неисполнение в рамках исполнительного производства №*** к установленному судебным приставом-исполнителем сроку требований об исполнении решения Заволжского районного суда города Ульяновска от 26.11.2021 (л.д. 18-19).

Соответственно, неисполнение требований судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 имело место после того, как администрация города Ульяновска была подвергнута административному наказанию в виде штрафа по постановлению от 30.12.2022. Соответственно, на 22.06.2023, то есть  на момент возбуждения производства по настоящему делу,  постановление от 30.12.2022 уже вступило в законную силу 25.05.2023, что исключало возможность квалификации деяния администрации города Ульяновска по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 № 17-П, согласно которой ч.2 ст.17.15 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании ч.1 либо ч.2 ст.17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.17.15 и ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются, переквалификация действий невозможна, поскольку при этом будет ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности.

Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации деяния с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ на ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, администрация не подлежит привлечению к ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом указанных выше положений закона постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

р е ш и л:

 

постановление врио начальника межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области
от 5 июля 2023 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска 21 августа 2023 года, вынесенные в отношении администрация города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                  В.Г. Буделеев