Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 24.10.2023, опубликован на сайте 10.11.2023 под номером 109285, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-003209-55

Судья Жилкина А.А.                                                                            Дело № 33-4864/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-3408/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Аваргина Ивана Сергеевича удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Аваргина Ивана Сергеевича, *** года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии *** № ***, специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Аваргин И.С. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

В обоснование заявленных требований указал, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просил суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «г. Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области», Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерство социального развития Ульяновской области

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение, установив срок для принятия решения о предоставлении истцу специализированного жилого помещения не позднее 01.07.2024.

В обоснование доводов жалобы указывает, что для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот принимаются исчерпывающие меры. Вместе с тем, в связи с недостаточностью ежегодно выделяемого финансирования на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, в Ульяновской области образовалась очередь на предоставление их нуждающейся категории лиц. Для целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Квартиры в государственную собственность Ульяновской области приобретаются в соответствии требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Обязанность по их приобретению возложена на ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области». Учреждением с целью исполнения судебных решений были проведено 128 закупочных процедур, а также объявлены закупки 8 квартир не в рамках судебных решений. Доведенных в 2023 году до Министерства лимитов на приобретение квартир не достаточно для исполнения всех неисполненных судебных решений, а также обеспечения нуждающихся жилыми помещениями. С учетом объективного состояния рынка недвижимости на территории города Ульяновска у Министерства отсутствует реальная возможность обеспечить истца жилым помещением в 2023 году. Однако имеется такая возможность только в 2024 финансовом году в срок с 09.01.2024 до 03.07.2024 за счет доведения новых лимитов финансирования на 2024 год. Необоснованным также является возложение на Министерство обязанности по заключению договора найма специализированного жилого помещения, поскольку обеспечение жильем является социальной гарантией для детей-сирот, а получение жилого помещения – их правом, а не обязанностью.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Аваргин И.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители К*** О.А., А*** С.В. лишены родительских прав на основании решения Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 28.04.2009 (л.д. 43-47).

Решением Координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних от 21.12.2016 истец был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на обеспечение жилым посещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 12).

Обращаясь в суд с иском о возложении на Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить ему жилое посещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, Аваргин И.С. просил предоставить ему такое жилое помещение на территории МО «г. Ульяновск».

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Аваргиным И.С. иска.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Ранее, до 06.07.2023 на территории Ульяновской области действовал Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П, согласно пункту 3 которого специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений граждане из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком (пункт 5).

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора (пункт 6).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения (пункт 7).

В настоящее время, постановлением Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П утверждено Положение о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Положение).

Согласно указанному Положению (пункты 7-19) гражданам, имеющим в соответствии с Законом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, специализированные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах по их выбору.

Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), формируемым исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения), с учетом положений пункта 9.1 статьи 8 Федерального закона.

Орган социальной защиты населения представляет в уполномоченное учреждение на бумажном носителе и в форме электронного документа:

1) список, сформированный по состоянию на 1 января, - ежегодно не позднее 15 января;

2) сведения о лицах, включенных в список и исключенных из него за истекший месяц по состоянию на первое число каждого месяца, - ежемесячно не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, сведения за который подлежат представлению.

В целях получения специализированных жилых помещений, в том числе по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также в случае выбора гражданами другого населенного пункта, в котором они подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, граждане подают в уполномоченное учреждение заявление о предоставлении специализированного жилого помещения, заявление об отсрочке предоставления специализированного жилого помещения либо заявление об изменении населенного пункта, в котором они подлежат обеспечению специализированным жилым помещением.

Заявления, указанные в абзаце первом настоящего пункта, подаются гражданами, имеющими в соответствии с Законом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет либо до достижения возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Формы заявлений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Уполномоченное учреждение на основании списка, сведений о лицах, включенных в список и исключенных из него, и заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, формирует реестр.

Форма реестра утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Заявления, указанные в пункте 10 настоящего Положения, регистрируются уполномоченным учреждением в день их поступления в журнале регистрации заявлений о предоставлении специализированного жилого помещения, об отсрочке предоставления специализированного жилого помещения, об изменении населенного пункта, в котором граждане подлежат обеспечению специализированным жилым помещением, и рассматриваются в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации.

В случае если заявления, указанные в пункте 10 настоящего Положения, поданы гражданами, сведения о которых содержатся в списке, уполномоченное учреждение не позднее 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения соответствующих заявлений направляет таким гражданам уведомления о включении сведений о них в реестр, о предоставлении отсрочки предоставления специализированного жилого помещения или об изменении населенного пункта, в котором они подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Формы уведомлений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, утверждаются приказом уполномоченного учреждения.

Сведения о предоставлении специализированных жилых помещений, об отсрочке предоставления специализированных жилых помещений или об изменении населенного пункта, в котором граждане должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями, вносятся в реестр в день направления гражданам уведомлений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

В случае если заявления, указанные в пункте 10 настоящего Положения, поданы гражданами, сведения о которых отсутствуют в списке, уполномоченное учреждение не позднее 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения соответствующих заявлений направляет таким гражданам уведомления об отказе во включении сведений о них в реестр, об отказе в предоставлении отсрочки предоставления специализированных жилых помещений или об отказе в изменении населенного пункта, в котором они должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями, с указанием причины отказа.

Граждане, сведения о которых включены в реестр, направляют в уполномоченное учреждение уведомления, составленные в произвольной письменной форме, об изменении сведений об адресе места их жительства (пребывания), абонентском номере телефонной связи, адресе электронной почты не позднее 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Уполномоченное учреждение не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомлений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, вносит соответствующие изменения в содержащиеся в реестре сведения.

Ведение реестра осуществляется уполномоченным учреждением в электронной форме и на бумажном носителе.

Реестр ежемесячно не позднее 5 числа утверждается руководителем уполномоченного учреждения по состоянию на 1 число каждого месяца.

На гражданина, сведения о котором включены в реестр, заводится учетное дело. Порядок формирования и хранения учетных дел утверждается приказом уполномоченного учреждения.

Не позднее 5 рабочих дней со дня получения копии решения уполномоченного органа, указанного в пункте 5 настоящего Положения, уполномоченное учреждение подготавливает и направляет в уполномоченный орган предложение о предоставлении специализированного жилого помещения гражданину, сведения о котором включены в реестр (далее - предложение о предоставлении специализированного помещения).

Предложение о предоставлении специализированного жилого помещения подготавливается уполномоченным учреждением на основании сведений, содержащихся в реестре.

Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения предложения о предоставлении специализированного жилого помещения принимает решение о предоставлении гражданину, сведения о котором включены в реестр, специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (далее - решение о предоставлении специализированного жилого помещения), которое оформляется распоряжением уполномоченного органа.

Копия решения о предоставлении специализированного жилого помещения не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия направляется уполномоченным органом в уполномоченное учреждение.

Не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения о предоставлении специализированного жилого помещения уполномоченное учреждение направляет гражданину, сведения о предоставлении специализированного жилого помещения которому содержатся в решении о предоставлении специализированного жилого помещения, уведомление о принятом решении о предоставлении специализированного жилого помещения, содержащее в том числе указание на необходимость в срок, продолжительность которого не превышает 3 рабочих дня после дня его получения, согласовать дату и время проведения совместно с работником уполномоченного учреждения выездного осмотра специализированного жилого помещения в целях последующего заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Уведомление о принятом решении о предоставлении специализированного жилого помещения направляется гражданину способом, позволяющим подтвердить его получение, по адресу места жительства (пребывания) гражданина или телефонограммой на основании содержащихся в реестре сведений.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается уполномоченным учреждением сроком на 5 лет не позднее 20 календарных дней со дня получения гражданином уведомления о принятом решении о предоставлении специализированного жилого помещения и является основанием для вселения гражданина в предоставленное ему специализированное жилое помещение.

Уполномоченное учреждение ежемесячно не позднее третьего числа направляет в орган социальной защиты населения копии договоров найма специализированного жилого помещения, заключенных в предыдущем месяце.

Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, действовавшие как на момент включения Аваргина И.С. в соответствующий список, так и действующие в настоящее время, не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Аваргина И.С.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал в резолютивной части срок исполнения решения суда, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение данного закона нормы регионального законодательства не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.10.2023.