Судебный акт
Оснащение школы системой оповещения и управления эвакуацией
Документ от 31.10.2023, опубликован на сайте 09.11.2023 под номером 109282, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить финансирование МОУ СШ с. Лава, осуществить мероприятия по оснащению здания МОУ СШ с. Лава системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0009-02-2023-000191-02

Судья Мельникова О.В.                                                                 Дело № 33-5046/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               31 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2023 года по делу № 2-2-183/2023, по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить. 

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Лава, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава, ул. Садовая, д. 1, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Лава в течение шести месяцев после поступления финансирования из муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области осуществить мероприятия по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Лава, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава, ул. Садовая, д. 1, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с. Лава   (далее - МОУ СШ с. Лава) о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению здания школы системой оповещения и управления эвакуацией и оснащению школы данной системой.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что вопреки требованиям п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МОУ СШ с. Лава не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

В соответствии с Уставом школы её учредителем является муниципальное образование «Сурский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.

Прокурор просил обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по оснащению здания МОУ СШ с. Лава, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава, ул. Садовая, д. 1, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать МОУ СШ с. Лава, в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области осуществить названные мероприятия.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, установив для администрации срок исполнения решения суда в части финансирования соответствующих мероприятий в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

С учетом бюджетного финансирования, затрат образовательного учреждения, необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров, считает установленный в решении суда срок неразумным и недостаточным. В отношении администрации подано 9 таких исков, что влечет несение значительных расходов, в общей сумме около пяти миллионов рублей. Также полагает, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст. 5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу подп. «а», «в» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подп. «г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом «д» п. 24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,      п.1 ст.13, п.1 ст.13.2, п.1.2 ст.43 Устава муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 01.11.2006 №38/92) к вопросам, решаемым органами местного самоуправления Сурского района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Сурского района, в границах поселений,

В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 1.1, 1.2 Устава МОУ СШ с. Лава установлено, что учреждение является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.п. 1.6, 1.7 Устава МОУ СШ с. Лава учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Сурский район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области и на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем (п.5.1 Устава).

По делу установлено, что здание МОУ СШ с. Лава, расположенное по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава, ул. Садовая, д. 1, не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Факт отсутствия в школе системы оповещения и управления эвакуацией административными ответчиками не оспаривается.

Поскольку МОУ СШ с. Лава, имеющее 4 категорию опасности, в нарушение действующего законодательства не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

На администрации Сурского района Ульяновской области лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности школы, поскольку на данный орган местного самоуправления в силу приведенных выше норм права возложена обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности расположенных на территории района образовательных учреждений.

Несогласие в апелляционной жалобе с рассмотрением дела в порядке гражданского законодательства не влечет отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство на правильность принятого по делу решения не влияет.

Установленный администрации Сурского района Ульяновкой области судом срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу судебная коллегия читает разумным, оснований для изменения решения в данной части не имеется.

Административные ответчики не лишены права на стадии исполнения решения суда при наличии объективных причин, препятствующих исполнению, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от                        9 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.