Судебный акт
Обеспечение специализированным жилым помещением
Документ от 31.10.2023, опубликован на сайте 09.11.2023 под номером 109266, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002577-11

судья Жилкина А.А.                                                                        Дело № 33-4865/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               31 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2827/2023 по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования Вершининой Маргариты Юрьевны удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Вершинину Маргариту Юрьевну,                            ***.2004 года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии                  *** № ***, специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Вершининой М.Ю., её представителя Сотникова И.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Вершинина М.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

Исковые требования мотивированы тем, что Вершинина М.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Её мать В*** Е.В. лишена родительских прав, отец с момента рождения истца в воспитании и содержании участия не принимал. В настоящее время истец обучается на 3 курсе в областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенции». В собственности жилого помещения, доли жилого помещения не имеет. Решением координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетний от 26.11.2018 она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного государственного фонда Ульяновской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Истец просил суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного  жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом», Департамент Министерства социального развития в г. Ульяновске.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, установить Министерству срок для принятия решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения не позднее 01.07.2024.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством                                 жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области принимаются  исчерпывающие меры для реализации возложенных на него полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот. Невозможность обеспечения истца жилым помещением является следствием недостаточности выделяемого на данные цели финансирования. При этом по обеспечению истца жилым помещением по достижении возраста 18 лет Министерством приняты исчерпывающие меры. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением ответчик признает. Вместе с тем реальная возможность обеспечить истца жилым помещением имеется только в 2024 финансовом году.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996                 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста   18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья  4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996                 № 159-ФЗ).

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012             № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшим до 01.01.2023 года), которым так же предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Судом установлено, что Вершинина М.Ю., ***.2004 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 37).

Её мать В*** Е.В. решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от ***.2009 лишена родительских прав (л.д. 42-44).

Постановлением главы города Ульяновска от 11.03.2009 № 1842 несовершеннолетняя Вершинина М.Ю. помещена в государственное учреждение социального обслуживания социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса», за Вершининой М.Ю. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** (л.д. 46).

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 10.09.2009 № 803-Р несовершеннолетняя Вершинина М.Ю. помещена под надзор областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Соловьиная роща»                            (л.д. 45 оборотная сторона).

С 21.05.2004 по настоящее время несовершеннолетняя Вершинина М.Ю. зарегистрирована по адресу: ***                         (л.д. 46 оборотная сторона).

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях от 13.11.2018                                        № 73-ИОГВ-08.01.02/19515 установлен факт невозможности проживания Вершининой М.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: *** (л.д. 37 оборотная сторона).

Решением координационного совета при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 26.11.2018               Вершинина М.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 37).

Вершинина М.Ю. является студентом 3 курса областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенции» (л.д. 8).

Согласно представленных сведений Вершинина М.Ю. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 34).

В связи с длительным периодом непредставления жилья истец обратился с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Вершининой М.Ю. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Судебная коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не выполнены.

При этом материалами дела подтверждено наличие у Вершининой М.Ю. нереализованного права на однократное получение благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору социального найма, предоставляемого в соответствии с вышеприведенными положениями закона.

Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.

Следовательно, надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Отклоняя доводы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении прав указанной категории граждан. Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых    Вершинина М.Ю. не является.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                                от 6 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу              Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства                    Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу                со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                        (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд                                 города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.11.2023