Судебный акт
О возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований
Документ от 24.10.2023, опубликован на сайте 09.11.2023 под номером 109236, 2-я гражданская, об обязании разработать проекты зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытого водоснабжения для населения района Нижняя Терраса, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-002399-95

Судья Высоцкая А.В.                                                                     Дело №33а-4811/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    24 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 7 июля 2023 года, по делу №2а-2047/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к администрации города Ульяновска, УМУП «Ульяновскводоканал» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения района Нижняя Терраса левобережной части г.Ульяновска - насосно-фильтрованной станции (НФС) УМУП «Ульяновскводоканал».

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения района Нижняя Терраса левобережной части города Ульяновска - насосно-фильтрованной станции (НФС) УМУП «Ульяновскводоканал» с установлением границ и режима зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника, внесением сведений о границах и режиме зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника в градостроительную документацию.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Хакимовой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя УМУП «Ульяновскводоканал» Седова А.А., не согласившегося с решением суда, судебная коллегия

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к администрации города Ульяновска, УМУП «Ульяновскводоканал» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении УМУП «Ульяновскводоканал» была проведена плановая выездная проверка, в результате которой установлено, что не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения левобережной части города Ульяновска - насосно-фильтрованной станции (НФС) на Нижней Террасе с последующей экспертизой данного проекта, с установлением границ и режима зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27 Водного кодекса Российской Федерации и ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования.

К полномочиям Роспотребнадзора отнесены оценка пригодности поверхностных и подземных водных объектов, для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов ЗСО с последующим оформлением санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта и проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в водозаборах подземного типа и мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.

Административный истец просил обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения района Нижняя Терраса левобережной части города Ульяновска – насосно-фильтровальная станция УМУП «Ульяновскводоканал» с последующей экспертизой данного проекта с последующим установлением границ и режима зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника, нанесению этих границ на градостроительную документацию.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Ульяновская Дамба».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.

Указывает, что принятие мер по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения относится к обязанности УМУП «Ульяновскводоканал», поскольку рассматриваемая насосно-фильтровальная станция передана указанному юридическому лицу на праве хозяйственного ведения.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, филиал «Ульяновская дамба» ФГБВУ «Центррегионводхоз» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации города Ульяновска и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и другие.

Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27 Водного кодекса Российской Федерации и ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление, в пределах установленных законодательством полномочий, собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».)

Пунктом п.1.4 СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п.1.6 названных СанПиН 2.1.41110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11 СанПиН 2.1.41110-02).

Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса РФ в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования.

По делу установлено, что водоснабжение Левобережной части г.Ульяновска водой питьевого качества осуществляется из двух источников с соответствующими станциями водоподготовки: Архангельское месторождение грунтовых вод – Архангельский грунтовый водозабор со станцией обезжелезивания (АГВ), дренажные подрусловые воды ФГУ «Ульяновская дамба» насосно-фильтровальная станция (НФС) на Нижней Террасе.

Источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения района Нижняя Терраса левобережной части г.Ульяновска НФС является муниципальной собственностью, передан УМУП «Ульяновскводоканал» на праве хозяйственного ведения.

15.03.2023 при проведении Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области плановой выездной проверки установлено, что УМУП «Ульяновскводоканал» допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: в нарушение требований пунктов 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» УМУП «Ульяновскводоканал» не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения левобережной части города Ульяновска - насосно-фильтровальной станции (НФС) на Нижней Террасе с последующей экспертизой данного проекта, с установлением границ и режима зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника.

По факту допущенных УМУП «Ульяновскводоканал» нарушений санитарно-эпидемиологических требований последнему 27.03.2023 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 27.03.2024 в части разработки проекта зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения левобережной части города Ульяновска - насосно-фильтровальной станции (НФС) на Нижней Террасе с последующей экспертизой данного проекта, с установлением границ и режима зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника.

Данное предписание УМУП «Ульяновскводоканал» не оспаривалось.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2023 УМУП «Ульяновскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше нормами права, в том числе: статьями 27, 55 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пришел к выводу о наличии у административных ответчиков в соответствии с осуществляемой ими деятельностью и полномочиями обязанности по выполнению требований санитарного законодательства в отношении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для населения района Нижняя Терраса левобережной части г.Ульяновска - НФС УМУП «Ульяновскводоканал».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о том, что принятие мер по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения относится к обязанности УМУП «Ульяновскводоканал», поскольку рассматриваемая насосно-фильтровальная станция передана указанному юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, судебная коллегия считает несостоятельным.

Непосредственное осуществление УМУП «Ульяновскводоканал» деятельности по водоснабжению населения Левобережной части города Ульяновска холодной водой и водоотведению не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения населения левобережной части города.

Согласно действующим нормам права администрация города Ульяновска, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника в отношении спорного источника водоснабжения, независимо от того, кому он передан и на каком основании.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и правильность принятого по делу решения.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 7 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.