Судебный акт
Оспаривание предписания
Документ от 31.10.2023, опубликован на сайте 07.11.2023 под номером 109212, 2-я гражданская, о признании предписания об устранени выявленных нарушений требований (полномочий) в области гражданской обороны, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-002742-98

Судья Царапкина К.С.                                                                   Дело № 33а-4955/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              31 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2023 года  по делу № 2а-3482/2023, по которому постановлено:          

в удовлетворении административного иска Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании предписания Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 05.05.2023 № 1 отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя                    Межрегионального  территориального управления Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - Исхаковой Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя  Главного  управления  МЧС  России по Ульяновской области - Рожкова А.С.,  полагавшего  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о признании незаконным  и отмене предписания от 05.05.2023 № 1.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области  Идиатуллова Р.М. от 29.03.2023 № 1 в отношении                           МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее -                 МТУ Росимущества) вынесено предписание от 05.05.2023 № 1 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

С данным  предписанием  административный истец не согласен, поскольку  согласно ранее выданного предписания № 53 от 18.11.2021 МТУ Росимущества  были осуществлены работы в отношении защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО).

В отношении объектов ЗС ГО № 64-73 г.Ульяновск, ***;  № 75-73 г.Ульяновск, ***; № 58-73 г.Ульяновск, ***, к.2; № 63-73 г.Ульяновск, ***; № 66-73                          г.Ульяновск, ул.Хваткова, д.9; № 70-73 г.Ульяновск, ***; № 21-73   г.Ульяновск ***; № 59-73 г.Ульяновск, *** в  МТУ Росимущества отсутствуют какие-либо документы и сведения о                   ЗС ГО, так как по итогам совместной инвентаризации с органами местного самоуправления и органами МЧС России ЗС ГО 2006 г. (акт от 01.08.2006) данные убежища были признаны государственной собственностью Ульяновской области и муниципальной собственностью. Указанные ЗС ГО не учтены в реестре федерального имущества, не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствуют сведения о возможной регистрации прав третьих лиц на объекты недвижимости. Мероприятия по снятию с учета могут быть проведены только после государственного кадастрового учета и регистрации прав на ЗС ГО. Денежные средства на проведение кадастровых работ запрошены в центральном аппарате Росимущества.

Предписание  ГУ МЧС России по Ульяновской области в части возложения на МТУ Росимущества обязанности поддерживать в постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО не исполнимо.

Возлагая на МТУ Росимущества обязанность по приведению убежища в надлежащее состояние, должностное лицо в предписании не указало источник и порядок финансирования мероприятий по ремонту убежищ, не установило, предусмотрена ли нормативными актами возможность МТУ Росимущества по самостоятельному определению порядка объема финансирования мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние, не установило объемы работ и затрат, которые должно произвести                                  МТУ Росимущества для исполнения предписания, в каком порядке это необходимо сделать.

Проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, поэтажные планы и экспликации помещений объекта                               ГО отсутствуют, в связи с чем журнал учета ЗС ГО вести не представляется возможным. Кроме того, МТУ Росимущества организацией - балансодержателем указанных в предписании ЗС ГО не является.

В отношении ряда ЗС ГО отсутствует техническая документация, мероприятия по снятию с учета ЗС ГО могут быть проведены только после регистрации прав на объекты.

В ходе проведения внеплановой проверки осмотр объектов ЗС ГО не осуществлялся. Фактическое состояние, их наличие и использование третьими лицами не установлено. Вся вышеуказанная информация в рамках проверки была направлена ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на доводы, аналогичные доводам административного иска.  

В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п.2 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.06.2021    1007 (далее - Положение о надзоре в области ГО), объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия контролируемых лиц, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.

Предметом федерального государственного надзора является соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации                           (п.3 Положения о надзоре в области ГО).

В соответствии с ч.3 ст.13.1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991  № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относится к федеральной собственности.

Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В силу содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016  № 458 (действующим на дату вынесения оспариваемого представления) утверждено положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - Положение).

В соответствии с Положением МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ульяновской области.

Из раздела 4 упомянутого Положения следует, что территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.

Отказывая МТУ Росимущества в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что  оснований для признания незаконным и отмене предписания  Главного  управления МЧС России по Ульяновской области  от 05.05.2023 № 1 не имеется.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции  у судебной коллегии не имеется.

Судом установлено, что  в период с 07.04.2023 по 05.05.2023 на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области Идиатуллова Р.М. № 1 от 29.03.2023 Главным управлением МЧС России по Ульяновской области в лице управления надзорной деятельности и профилактической работы проведена внеплановая выездная проверка МТУ Росимущества с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны от 18.11.2021 № 53.

Проверка предписания проведена с рассмотрением предоставленных контролируемым лицом документов и с выездом по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Гагарина, 34. По иным адресам выездное обследование не осуществлялось в связи с получением информации и документов о том, что меры по содержанию защитных сооружений гражданской обороны не принимались и защитные сооружения находятся в том же состоянии, что и при плановой проверке в ноябре 2021 г.

В соответствии с предписанием от 18.11.2021 № 53 контролируемому лицу необходимо было: организовать ведение учета защитных сооружений гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, в журнале учета ЗС ГО;  принять меры по устранению нарушений, связанных с содержанием ЗС ГО, перечисленных в предписании, в соответствии с установленными требованиями либо снять ЗС ГО с учета в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В рамках проводимой проверки в адрес МТУ Росимущества направлен запрос от 07.04.2023 № ИВ-177-4-1705, в котором предлагалось предоставить журнал учета ЗС ГО, а также документы, подтверждающие принятие исчерпывающих мер по содержанию ЗС ГО и документы, подтверждающие снятие ЗС ГО с учета.

Кроме этого, направлен запрос об уточнении сведений (от 26.04.2023                     № ИВ-177-4- 2096) о передаче прав владения, пользования, распоряжения, а также прав содержания названных ЗС ГО в готовности иным лицам.

В ответ от МТУ Росимущества получена информация (письмо от 13.04.2023 № 16- МС-06/3586) о том, что журнал учета ЗС ГО в настоящее время не ведется.

Сведения о снятии с учета рассматриваемых ЗС ГО в установленном порядке МТУ Росимущества не предоставило: акты о снятии с учета ЗС ГО, согласованные с МЧС России и утвержденные руководителем МТУ Росимущества, вопреки требованиям пунктов 2.10 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, на момент окончания проверки не представлены.

Также не представлены сведения о принятии исчерпывающих мер по содержанию ЗС ГО; о передаче прав использования и содержания третьим лицам в отношении ЗС ГО.

По результатам проведенной проверки надзорный орган пришел к обоснованному выводу о том, что предписание об устранении нарушений в области гражданской обороны от 18.11.2021 № 53 не исполнено в установленный срок, что послужило основанием для вынесения нового предписания от 05.05.2023 № 1 об устранении в срок до 01.07.2024 нарушений в области гражданской обороны (т.1 л.д.171 -198).

Вопреки доводам апелляционной жалобы,  комплектование  документов для снятия с учета  в отношении части ЗС ГО  не подтверждает фактическое снятие с учета ЗС ГО.

Порядок снятия с учета ЗС ГО установлен Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом                       МЧС России от 15.12.2002 № 583. Документов, подтверждающих снятие с учета  рассматриваемых ЗС ГО  в установленном порядке: актов о снятии с учета ЗС ГО, согласованных с МЧС России и утвержденных руководителем МТУ Росимущества, вопреки  требованиям п.2.10 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны на момент выдачи обжалуемого предписания не предоставлено.

Доводы апелляционной жалобы  об отсутствии  сведений и документов о части ЗС ГО не могут быть приняты во внимание, поскольку 10.08.2022 руководителем  МТУ Росимущества утвержден перечень ЗС ГО, отнесенных к федеральной собственности, в котором указаны все ЗС ГО, поименованные в  обжалуемом предписании.

Доводы  апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля          2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 03.11.2023.