Дело № 3а-280/2023
73OS0000-01-2023-000204-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2023 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Мытаревой А.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Никоновой Натальи Михайловны к
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Никонова Н.М.
обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок.
В обоснование заявленных требований указал,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2021 года по
делу № *** на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области была
возложена обязанность обеспечить её
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
До настоящего времени решения суда должником
не исполнено, несмотря на применяемые в отношении него в рамках исполнительного
производства меры принудительного исполнения.
Неисполнением решения суда нарушаются её
права.
В связи с этим Никонова Н.М. просила взыскать
в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 200 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области.
В судебное заседание участники процесса не
явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения
дела.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие
не явившихся лиц.
Представитель Министерства финансов
Ульяновской области в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении
требований истца. Не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку
судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает
обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает
исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (правопреемник – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области).
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того указывает, что нарушение
установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает на то, что Министерство
систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в
текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон
(решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.
Исследовав
материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда
г.Ульяновска № ***, материалы
исполнительного производства № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования
неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении
компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В абзаце 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по
неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного
характера осуществляется органом государственной власти, органом местного
самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом,
государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного
документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не
установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не
ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу
или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем
через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения
судебного акта (часть 8
статьи 3 Закона о компенсации, часть 4
статьи 250 КАС РФ, часть 3
статьи 222.1 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае,
если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или
неимущественного характера осуществляется органом государственной власти,
органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным
лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного
документа и возбуждения исполнительного производства или производства по
обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного
акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию
или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных
актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении
исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления
им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи
242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом
установлено, что решением
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2021 года по
делу № *** были удовлетворены исковые
требования Никоновой Н.М. - на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области возложена обязанность обеспечить его благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированных жилых помещений в МО «город Ульяновск».
Решение суда сторонами не обжаловалось и
вступило в законную силу 11 января 2022 года.
14 марта 2022 года Никонова Н.М. получила
исполнительный лист и 31 мая 2023 года предъявила его к исполнению в МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области, где 1 июня 2023 года было возбуждено исполнительное производство.
В рамках данного исполнительного производства
с должника взыскан исполнительский сбор, ввиду неисполнения решения суда
должнику установлен новый срок его исполнения – до 3 ноября 2023 года.
Определением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 30 июня 2023 года Министерству жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области отказано в
предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 11 сентября 2023 года произведена замена должника –
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его
правопреемником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области.
До настоящего времени решение суда не
исполнено.
С настоящим административным исковым
заявлением Никонова Н.М. обратилась в суд 5 октября 2023 года, т.е. в
установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи
250 КАС РФ срок.
Определяя продолжительность периода
исполнения решения Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 30 ноября 2021
года, суд считает необходимым руководствоваться
вышеприведенными разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок», о том,
что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со
дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований
имущественного или неимущественного характера осуществляется без выдачи исполнительного документа и
возбуждения исполнительного производства.
При этом суд исходит из того, что требование
о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения
очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных
административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения
исполнительного производства.
Таким образом, суд считает необходимым
исчислять общую продолжительность исполнения решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30
ноября 2021 года со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную
силу, то есть с 12 января 2022 года.
С учетом этого период исполнения судебного
решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет
1 год 9 мес. 22 дня.
Приведенное Министерством финансов
Ульяновской области в качестве причины, препятствующей исполнению решения суда,
обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете
Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в
удовлетворении исковых требований.
В силу изложенного и, учитывая, что
доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих
исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что
общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности,
установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от
4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются
достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 30 ноября 2021 года.
При таких обстоятельствах Никонова Н.М. имеет право на присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы
и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности и справедливости.
Учитывая установленные выше обстоятельства
дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его
последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Никоновой Н.М. компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб. Заявленный ею размер
компенсации в сумме 200 000 руб. не отвечает требованиям разумности.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Никоновой
Натальи Михайловны удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Никоновой Натальи Михайловны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Никоновой Наталье Михайловне отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено 2 ноября 2023 года.