Судебный акт
Отказ в перераспределении земельного участка
Документ от 31.10.2023, опубликован на сайте 03.11.2023 под номером 109195, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-000877-67

 

Судья Денисова М.А.                                                                     Дело №33а-4355/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      31 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рузавина Валерия Николаевича, Рузавиной Светланы Анатольевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2023 года по делу  №2-1401/2023, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Рузавина Валерия Николаевича, Рузавиной Светланы Анатольевны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении от 15.12.2022 №ПЗУ-20221122-10357744711-4, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, заключить соглашение о перераспределении земельного участка, - отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения Рузавиной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Рузавин В.Н., Рузавина С.А. обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

В обоснование исковых требований указали, что они на праве общей долевой собственности являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** расположенного по адресу: г.Ульяновск, ***

Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** (дата постановки на кадастровый учет 09.12.2004), который фактически был сформирован до 1993 года, задолго до принятия генерального плана города.

Данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». Вид разрешенного использования земельного участка: под существующим жилым домом.

Решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № ПЗУ-20221122-10357744711-4 от 15.12.2022 Рузавину В.Н. и Рузавиной С.А. отказано в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении. Отказ в перераспределении земельного участка обусловлен тем, что представленная для утверждения схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена с нарушением требований к подготовке схемы. Согласно Генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования, а также в границах оползневой зоны, за границами допустимой застройки.

С данным решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области административные истцы не согласны, поскольку перераспределение публичных и частных земельных участков (глава V.4 ЗК РФ) не относится к предоставлению земельных участков (глава V.1 ЗК РФ), следовательно, основания отказа в предоставлении земельного участка не могут рассматриваться в качестве оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении публичного и частного земельных участков (если только они не совпадают). Глава V.4 ЗК РФ не содержит такого основания отказа, как несоответствие документам территориального планирования (генеральный план). Обоснование для вывода о том, что схема расположения испрашиваемых земельных участков, представленная с заявлением о перераспределении земельных участков, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона, отсутствует. По своему фактическому использованию испрашиваемый земельный участок к перечню земельных участков, указанных в п. 12 ст. 85 ЗК РФ, не относится, поскольку не занят площадями, улицами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами. Участок является тупиковым проездом к участку административных истцов, находящемуся в их собственности, не является пожарным проездом, разворотным проездом, не может использоваться третьими лицами как территория общего пользования.

Рузавин В.Н., Рузавина С.А. просили признать незаконным решение об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении от 15.12.2022 №ПЗУ-20221122-10357744711-4, обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Ульяновска, ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Рузавин В.Н., Рузавина С.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить. В обоснование жалобы приводят доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Также указывают, что противооползневые работы в соответствии с техническими условиями от 27.03.2017 №13-З производились не только в границах земельного участка, принадлежащего административным истцам на праве собственности, но и на испрашиваемой территории, что подтверждается исполнительной съемкой жилого дома, топографической съемкой, представленной в ходе судебного заседания. Отмечают, что судом к участию в деле профильная организация по выдаче технических условий на проведение противооползневых работ в качестве третьего лица не привлечена, однако, по мнению административных истцов, только профильный специалист может дать пояснения по этим обстоятельствам.

Утверждают, что проведенные противооползневые мероприятия в полном объеме предотвращают оползневые процессы, позволяя использовать всю территорию, застраивать ее индивидуальными жилыми домами, что подтверждается также фактом регистрации индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, а также фактом признания права собственности Рузавиной С.А. и Рузавина В.Н. на основании решения суда на земельный участок (решение Ленинского районного суда от 18.12.2018 по делу №2-4842/2018), в рамках которого администрация г.Ульяновска сообщала, что не располагает сведениями относительно возможности раздела земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ***

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 03.10.2023 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за исключением Рузавиной С.А., не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу  п.3 ст.11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4  настоящего Кодекса.

В  п.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации  перечислены случаи и основания, при которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. К ним относятся:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Пунктом  3 данной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

Исходя из п.8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Рузавиной С.А. и Рузавину В.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, общей площадью 1107 +/-12 кв.м, кадастровый номер *** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующим жилым домом, по адресу: г.Ульяновск, ***

Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** и поставлен на кадастровый учет 29.01.2020.

Рузавин В.Н., Рузавина С.А. обратились 22.11.2022 к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков.

15.12.2022 (письмо № ПЗУ-20221122-10357744711-4) административный ответчик отказал административным истцам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 и пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку рассматриваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования, а также в границах оползневой зоны, за границами допустимой застройки; представленная для утверждения схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в нарушении п.4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, выполнена без учета Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83.

Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии со схемой природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана рассматриваемый земельный участок частично расположен на территории, не подлежащей застройке (крутые эрозированные склоны, подверженные оползневым процессам).

В соответствии со статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 № 1166, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции указал, что отказ административного ответчика в перераспределении земельных участков  в связи с расположением   образуемого земельного участка в зоне  зеленых насаждений общего пользования и в границах оползневой зоны соответствует положениям действующего законодательства, с чем судебная коллегия соглашается. 

В соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, спорный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.3 ст.11.2); ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. (подп.7 п.5 ст.27).

Согласно п. п. 1, 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1)жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования), утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Пунктом 4 Требований предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Учитывая, что в результате перераспределения земельных участков в собственность истца подлежит передача земельного участка, расположенного в зоне зеленых насаждений общего пользования, отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в перераспределении земельных участков на основании заявления  Рузавина В.Н. и Рузавиной С.А.  является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что до утверждения Генерального плана г.Ульяновска спорный земельный участок находился в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, выводов суда по делу не опровергают.

В силу  п.2 ч.1 ст.18 Градостроительного  кодекса Российской Федерации  генеральный план  городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.

Генеральный план г.Ульяновска утвержден Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска», является действующим правовым актом, который в установленном порядке не отменен и не признан незаконным.

Соответственно, генеральный план городского округа определяет назначение территорий в целом, и предусматривает возможность ориентировочного изображения на нем зеленых насаждений.

Доводы жалобы о проведении противооползневых мероприятий не могут быть приняты в качестве оснований для отмены решения, поскольку изначально установлено отнесение участка к зоне зеленых насаждений общего пользования.

В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рузавина Валерия Николаевича, Рузавиной Светланы Анатольевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.