УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0008-01-2023-000419-03
Судья Гельвер Е.В. Дело № 33-4433/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
20 октября
2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Рыбалко В.И.,
судей Власовой Е.А.,
Грудкиной Т.М.,
при секретаре
Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по
апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сфера» на решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2023 года по делу №
2-1-365/2023, которым постановлено:
исковые требования
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.
Признать
противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия общества с ограниченной ответственностью «Сфера»,
выразившиеся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения
ненадлежащего качества 23 января 2023 года и 7 апреля 2023 года жителям
г. Инза Инзенского района Ульяновской области.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сфера»
прекратить нарушение прав неопределенного круга потребителей путем подачи
питьевой воды жителям г. Инза Инзенского района Ульяновской области надлежащего
качества в пределах допустимых
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сфера» для потребителей, проживающих г. Инза Инзенского района
Ульяновской области уменьшить размер платы за коммунальную услугу по
водоснабжению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления
такой коммунальной услуги ненадлежащего качества в соответствии с п. 101 Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6
мая 2011 г. № 354.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Сфера» в десятидневный срок с момента вступления
решения в законную силу довести его до сведения неопределенного круга
потребителей г. Инза Инзенского района Ульяновской области через средства
массовой информации или иным способом.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской
области) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью
(ООО) «Сфера» о признании незаконными действий, выразившихся в обеспечении
услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества, возложении обязанности обеспечить
подачу качественного водоснабжения в
пределах допустимых норм, установленных СанПиН, и уменьшить размер платы
за коммунальную услугу по водоснабжению.
В
обоснование иска указано, что между муниципальным образованием «Инзенское
городское поселение» Инзенского района Ульяновской области (далее – МО «Инзенское городское
поселение»), в лице администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, и
ООО «Сфера» заключено концессионное соглашение № 2-Д в отношение объектов
холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО
«Инзенское городское поселение». Таким образом, в настоящее время коммунальные
услуги по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Инзенское
городское поселение», в частности в г. Инза, осуществляется ООО «Сфера». В нарушение норм действующего
законодательства ООО «Сфера» допускает предоставление неопределенному кругу
потребителей г. Инза коммунальных услуг по водоснабжению ненадлежащего
качества. Так, 27 января 2023 года и 10 апреля 2023 года Управлением
Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Инза регистрировались пробы
питьевой воды, отобранные в рамках проведения социально-гигиенического
мониторинга, которые не соответствовали нормативным величинам, установленным
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Пробы
были отобраны из следующих водоразборных колонок в *** Таким образом, ООО «Сфера»
были нарушены права неопределенного круга потребителей г. Инза на получение
качественной услуги по водоснабжению.
Управление
Роспотребнадзора по Ульяновской области просило
суд признать противоправными в отношении неопределенного круга
потребителей действия ООО «Сфера», выразившиеся в
обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества 23 января 2023 года и 7 апреля 2023 года жителям
г. Инза Инзенского района Ульяновской области; обязать ООО «Сфера» прекратить нарушение прав неопределенного
круга потребителей путем подачи питьевой воды жителям г. Инза Инзенского района
Ульяновской области надлежащего качества в пределах допустимых норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать ООО «Сфера»
для потребителей, проживающих г. Инза Инзенского района Ульяновской области
уменьшить размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению на размер платы,
исчисленный суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги
ненадлежащего качества в соответствии с п. 101 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утв. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6
мая 2011 года № 354. В случае удовлетворения требований обязать ООО «Сфера» в десятидневный срок с
момента вступления решения в законную силу довести его до сведения
неопределенного круга потребителей г. Инза Инзенского района Ульяновской
области через средства массовой информации или иным способом.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сфера» просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение.
Полагает решение
суда первой инстанции незаконным и необоснованным, выводы суда не
соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Отмечает, что отборы
проб проводились в период паводка, который мог стать одной из причин
однократного изменения показателей состава воды. Второй причиной изменения
показателей состава воды мог послужить застой в водоразборных колонках по
причине их редкого использования потребителями. При этом отмечает, что отбор
проб в домах потребителей и в скважинах, из которых вода поступает в указанные
водоразборные колонки, не производился.
Указывает, что
произведенный отбор проб не охватывает все источники забора воды и как
следствие всех потребителей. Полагает, что перерасчет платы за холодное
водоснабжение должен производиться только пользователям водозаборных колонок,
из которых произведен отбор проб, с учетом источников из которых поступает
питьевая вода. Таким образом, судом не установлен круг потребителей, которым
подлежит произвести перерасчет за коммунальную услугу по водоснабжению.
В возражениях на
апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Поскольку лица, не
явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени
его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их
отсутствие.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 11, п.
3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с
осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного
законодательства, а также
постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение
санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 8
Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» концессионер обязан обеспечивать при осуществлении деятельности,
предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями
соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного
соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущие ремонт и
капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не
установлено концессионным соглашением.
Согласно ч.ч. 1, 12, 13 ст. 3 данного
Федерального закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер)
обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим
соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое
имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для
осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за
исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта,
предусмотренного п. 21 ч.
1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое
принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять
деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного
соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок,
установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом
концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионер несет расходы на исполнение
обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не
установлено иное.
Концедент вправе принимать на себя часть
расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения,
использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять
концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых
концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия
предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных
гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения,
в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы
концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если
установление платы концедента по концессионному соглашению определено в
качестве критериев конкурса.
Установлено, что между МО «Инзенское
городское поселение» (концедент), от имени которого выступает администрация МО
«Инзенский район» Ульяновской области, и ООО «Сфера» (концессионер) в порядке,
предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О
концессионных соглашениях», заключено концессионное соглашение № 2-Д от 4
февраля 2021 года в отношении объектов холодного водоснабжения и
водоотведения, расположенных на территории МО «Инзенское городское поселение».
Объекты водоснабжения и водоотведения
переданы ООО «Сфера» по акту приема-передачи № 1 от 25 февраля 2021 года к концессионному соглашению. ООО «Сфера» осуществляет
водоснабжение и водоотведение на территории МО «Инзенское городское
поселение».
23 января 2023 года
и 7 апреля 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области
регистрировались пробы питьевой воды, отобранные в рамках проведения
социально-гигиенического мониторинга, которые не соответствовали нормативным величинам
установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
Пробы были отобраны
из следующих водоразборных колонок в г. Инза: по ***
Согласно протоколам
испытаний (измерений) *** от 27 января 2023 года, *** от 10 апреля 2023 года
установлено следующее:
в пробе, обобранной
23 января 2023 года по адресу: ***, зафиксировано превышение норматива мутности
(по формазину);
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: ***
зафиксировано несоответствие нормативу по хлору остаточному свободному;
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: ул*** зафиксировано несоответствие нормативу по
хлору остаточному свободному;
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: по ***, зафиксировано несоответствие нормативу по
хлору остаточному свободному;
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: по ул*** зафиксировано несоответствие нормативу
по хлору остаточному свободному;
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: по ул. ***, зафиксировано превышение норматива
мутности (по формазину) и несоответствие нормативу по хлору остаточному
свободному;
в пробе, обобранной
7 апреля 2023 года по адресу: по ул. *** (около школы ***), зафиксировано
превышение норматива мутности (по формазину) и несоответствие нормативу по
хлору остаточному свободному.
Между тем, в соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений», к водным объектам, питьевой
воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатация производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды
должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Согласно
п. 2 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011
года № 354 (далее - Правила) исполнителем является юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель,
предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель
- собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном
основании помещением в многоквартирном дом жилым домом, домовладением,
потребляющее коммунальные услуги.
Согласно
подп. «а» п. 4 Правил холодным водоснабжением является
снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям
холодного водоснабжения внутридомовым инженерным системам в жилой дом
(домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в
помещения, входящие в состав общего имущества
в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда
многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми
инженерными системами холодного
водоснабжения.
В приложении № 1 к Правилам установлены требования
к качеству коммунальных услуг. Такими
требованиями являются постоянное соответствие состава и свойств холодной воды
требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение состава и свойств холодной воды от
требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не
допускается.
Согласно
п. 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги
ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный
за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на
размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой
коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением
№ 1 к
настоящим Правилам.
Размер
платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги
ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за
коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с
приложением № 2 к
настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной
услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей
продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Согласно
преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее – Закон о защите прав
потребителей), указанный Закон регулирует отношения, возникающие между
потребителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ,
оказании услуг).
В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель)
обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), качество
которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве
товара (работе, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить
работу, оказать услугу пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга)
такого рода обычно используется.
По
смыслу Закона, потребитель имеет право предъявить претензии по качеству товара
(выполнению работы, оказанию услуги) как непосредственно к лицу, оказывающему
услуги, так и к исполнителю работ (услуг), в результате выполнения которых
нарушены права потребителей.
В силу п. 1 ст. 7 Закона о защите
прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга)
при обычных условиях его использования, был безопасен для жизни,
здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу
потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья
потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда
имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в
установленном им порядке.
В
соответствии со ст. 46 Закона о защите
прав потребителей уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по
контролю (надзору) в области зашиты прав потребителей (его территориальные
органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные
органы), осуществляющие функции по контролю, надзору в области защиты прав
потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного
самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации,
союзы) вправе предъявлять иски в суды о
признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной
организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)
противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении
этих действий.
При
удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в
установленный судом срок через средства
массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно
разъяснениям, изложенным в п. 53
Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О
рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае удовлетворения исков о признании действий
изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении
неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из
ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в
резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой
информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив
собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правильно признал
обоснованными исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.
Поскольку судом был установлен факт нарушения ООО
«Сфера» прав неопределенного круга потребителей г. Инза на оказание коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего
качества, суд первой инстанции правильно признал противоправными действия
ООО «Сфера» и обязал его прекратить
нарушение прав неопределенного круга потребителей путем подачи жителям г. Инза
питьевой воды надлежащего качества.
С
выводами суда первой инстанции в вышеуказанной части судебная
коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам
дела и основаны на правильно примененных нормах материального права.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о
наличии объективных причин изменения показателей состава воды, поскольку они не подтверждаются материалами дела и не
свидетельствуют о надлежащем исполнении ООО «Сфера» обязанностей по обеспечению населения г. Инза
коммунальной услугой по холодному водоснабжению надлежащего качества.
В то же время
судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части порядка уменьшения
платы за коммунальную услугу по водоснабжению в связи со следующим.
Из ответа
администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области на запрос судебной
коллегии следует, что водозабор для предоставления услуг по холодному водоснабжению
населения г. Инза осуществляется из следующих источников: водозабор «Пазухино»,
водозабор «Диатомовый комбинат», скважина «Туберкулезный санаторий», скважина
«мкр-н Китовка», скважина «ул. Николаева – ул. Малиновского», скважина «Фабрика
нетканых материалов», скважина
«ул. Октябрьская», скважина «ул. Революции».
Питьевая вода в
водоразборные колонки в г. Инза поступает из следующих источников: по ул. *** –
из водозабора «Пазухино»;
по ул*** – из скважины «ул. Николаева – ул. Малиновского»; по ул. *** – из водозабора
«Диатомовый комбинат»; по ул. *** - из водозабора
«Пазухино»; по ул. *** - из водозабора «Пазухино»; по ул. *** - из скважины «ул. Николаева – ул. Малиновского».
Определение круга
потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению (с указанием улицы и
№ дома), получающих коммунальные услуги из определенного источника (водозабора)
возможно.
В связи с этим, судебная коллегия считает
необходимым изменить решение суда, изложив абзац четвертый резолютивной части
решения суда следующим образом:
обязать ООО «Сфера» для потребителей,
проживающих в г. Инза Инзенского района Ульяновской области, получающих
коммунальную услугу по водоснабжению из водозабора «Пазухино», из скважины «ул.
Николаева – ул. Малиновского», из водозабора «Диатомовый комбинат», уменьшить
размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению на размер платы,
исчисленный суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги
ненадлежащего качества в соответствии с п. 101 Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2011 года № 354.
В остальной части
решение суда является правильным и отмене или изменению по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 22 июня 2023 года
изменить в части порядка уменьшения платы за коммунальную услугу по
водоснабжению, изложив абзац четвертый резолютивной части решения суда
следующим образом:
Обязать общество с ограниченной
ответственностью «Сфера» (ИНН ***) для потребителей, проживающих в г. Инза
Инзенского района Ульяновской области, получающих коммунальную услугу по
водоснабжению из водозабора «Пазухино», из скважины «ул. Николаева – ул.
Малиновского», из водозабора «Диатомовый комбинат», уменьшить размер платы за
коммунальную услугу по водоснабжению на размер платы, исчисленный суммарно за
каждый день предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества в
соответствии с п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
В остальной части решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Сфера» - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Инзенский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 27 октября 2023 года.