Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 10.10.2023, опубликован на сайте 30.10.2023 под номером 109104, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002617-85

Судья Бирюкова О.В.                                                                      Дело № 33-4500/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               10 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Самылиной О.П.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-2880/2023, по которому постановлено:

исковые требования Исаевой Дарьи Николаевны удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» выписывать Исаевой Дарье Николаевне рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата ***, в соответствии с решением врачебной комиссии от 8 ноября 2022 года.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Исаеву Дарью Николаевну лекарственным препаратом ***) в соответствии с решением врачебной комиссии от 8 ноября 2022 года - 26 упаковок на 12 месяцев для самостоятельного применения.

В остальной части иска отказать.

Исковые требования Авдонова Кирилла Николаевича удовлетворить.

Обязать ГУЗ Центральная клиническая медико-санитарная часть имени В.А. Егорова выписывать Авдонову Кириллу Николаевичу рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами: ***, в соответствии с решением врачебной комиссии от 2 февраля 2023 года.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Авдонова Кирилла Николаевича лекарственными препаратами в соответствии с решением врачебной комиссии от 2 февраля 2023 года: *** 26 упаковок на 12 месяцев для самостоятельного применения; *** - не менее 12 шприцов на 6 месяцев; *** 2 флакона по 500 МЕ на 12 месяцев.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истцов Исаевой Д.Н., Авдонова К.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Исаева Д.Н. и Авдонов К.Н. обратились в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»,  ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование заявленных требований указано, что Исаева Д.Н., *** года рождения, и Авдонов К.Н., *** года рождения, страдают редким (орфанным) заболеванием «***.

Заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403.

Заключением врачебной комиссии ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России от 11.11.2022 № *** Исаевой Д.Н. по жизненным показаниям назначено применение препаратов: «***

Заключением врачебной комиссии ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России от 02.02.2023 № *** Авдонову К.Н. по жизненным показаниям назначено применение препаратов: ***

До настоящего времени истцы указанными лекарственными препаратами не обеспечены.

Просили возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить Исаеву Д.Н. лекарственным препаратом «*** в количестве 26 упаковок на 12 месяцев для самостоятельного применения; обеспечить Авдонова К.Н. лекарственными препаратами: *** в количестве 26 упаковок на 12 месяцев для самостоятельного применения, «***» в количестве не менее 12 шприцов на 6 месяцев, «*** в количестве 2 флакона по 500 МЕ на 12 месяцев; возложить на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»,  ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» обязанность выписывать рецепты на данные лекарственные препараты в соответствии с решениями врачебных комиссий.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                     ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ГУ «Ульяновская государственная аптека», Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в настоящее время не представляется возможным производить выписку лекарственных препаратов ***», а также обеспечивать данными лекарственными препаратами, так как они не включены на законодательном уровне ни в один льготный перечень.

Отмечает, что препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет.

Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер,  соответственно, закупка данных лекарственных средств, которые не включены ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указывает, что согласно выписке из Региональной медицинской информационной системы (РМИС) Авдонов К.Н. получает лекарственный препарат ***». Также просит учесть, что после начала старта терапии «***», потребность лекарственного препарата «***» Авдонову К.Н. должна быть пересмотрена согласно протоколу врачебной комиссии.

В возражениях на апелляционную жалобу Исаева Д.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.

В соответствии с частью 9 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из содержания письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации» следует, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Исаева Дарья Николаевна, *** года рождения, и Авдонов Кирилл Николаевич, *** года рождения, страдают редким (орфанным) заболеванием «***

Заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 .

По заключению врачебной комиссии ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России (протокол заседания врачебной комиссии от 11.11.2022 № ***) Исаева Д.Н. по жизненным показаниям должна быть обеспечена: препаратом для долгосрочной профилактики – «***» 26 упаковок на 12 месяцев, препаратом для купирования *** – 5 шприцов «***» на год, препаратом для краткосрочной профилактики «***» 2 флакона по 500 МЕ (т. 1 л.д. 138-141).

По заключению врачебной комиссии ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России (протокол заседания врачебной комиссии от 02.02.2023 № ***) Авдонов К.Н. по жизненным показаниям должен быть обеспечен: препаратом для долгосрочной профилактики – «*** 26 упаковок на 12 месяцев, препаратом для купирования острых состояний – «***» 12 предзаполненных шприцев на 6 месяцев, препаратом для краткосрочной профилактики на случай экстренных оперативных вмешательств «***» 2 флакона по 500 МЕ на 12 месяцев (т. 1 л.д. 142-147).

По сведениям, представленным ГУ «Ульяновская государственная аптека», Исаева Д.Н. обеспечивается лекарственными препаратами «***» и «*** по рецептам, выписанным ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова». Авдонов К.Н. 13.03.2023 обеспечен лекарственным препаратом «***», с рецептами на лекарственный препарат «***» в аптеку Учреждения не обращался. Лекарственный препарат «***» на склад Учреждения не поступал (т. 2 л.д. 1-3).

Разрешая спор по существу, на основании вышеприведенных норм действующего законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку заболевание истцов включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, утвержденный  Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, постоянная нуждаемость Исаевой Д.Н. и Авдонова К.Н. в истребуемых лекарственных препаратах подтверждена в установленном законом порядке  - комиссионно, препараты требуются им по жизненным показаниям.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что лекарственные препараты «***», «***), «***» не включены на законодательном уровне ни в один льготный перечень, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные лекарственные препараты назначены Исаевой Д.Н. и Авдонову К.Н. врачебной комиссией ФГБУ «Государственный научный центр «Институт иммунологии» ФМБА России. При таких обстоятельствах, отсутствие препаратов в льготных перечнях не может умалять право истцов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными им врачебной комиссией по жизненным показаниям.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Авдонов К.Н. обеспечивается лекарственным препаратом «***» являются несостоятельными.

Так, согласно протоколу заседания врачебной комиссии потребность Авдонова К.Н. в лекарственном препарате «***» составляет 12 предзаполненных шприцев на 6 месяцев - не менее чем 2 шприц-ручки в месяц.

Вместе с тем, из выписки из Региональной медицинской информационной системы усматривается, что в 2023 году Авдонов К.Н. был обеспечен данным препаратом лишь 13.03.2023 в количестве 10 мг/мл 3 мл, количество: 3, то есть не в полном объеме.

Приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе доводы о том, что после начала старта терапии «***», потребность лекарственного препарата «***» Авдонову К.Н. должна быть пересмотрена согласно протоколу врачебной комиссии, не могут повлечь отмену решения суда.

Действительно, согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 02.02.2023 № *** Авдонов К.Н. должен быть обеспечен препаратом для купирования острых состояний – «***» не менее чем 2 шприц-ручками в месяц, до старта терапии «***», после старта терапии потребность должна быть пересмотрена.

Вместе с тем, согласно резолютивной части обжалуемого решения, суд обязал ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать Авдонову К.Н. рецепты на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «***», в соответствии с решением врачебной комиссии от 02.02.2023.

Соответственно, принятое решение не нарушает прав Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в случае пересмотра решения врачебной комиссии, обеспечение Авдонова К.Н. спорным лекарственным препаратом на дальнейший период может быть пересмотрена во внесудебном порядке. 

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 октября 2023 года.