Судебный акт
Перечень
Документ от 26.10.2023, опубликован на сайте 07.11.2023 под номером 109087, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-274/2023

73-OS0000-01-2023-000196-54

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 октября 2023 года                                                                   город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Каразеева Алексея Михайловича о признании не действующими:

- пункта *** перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 года, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, № 214-пр от 29 ноября 2021 года;

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

 

У с т а н о в и л :

 

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Каразеев А.М. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просил признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 год.

Указанными пунктами в Перечни на 2022 и 2023 годы включено принадлежащее ему на праве общей долевой собственности здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. 

Требования мотивировал тем, что здание не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Включение здания в Перечни нарушает его права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости здания.

Также истец просил взыскать с ответчика госпошлину в размере 600 руб. 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр».

В судебном заседании представитель административного истца       - Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте  и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении  исковых требований, указывая на то, что приказы были изданы  уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Здание было включено в перечни в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Для разрешения вопросов о соответствии или несоответствии объектов недвижимого имущества критериям, предусмотренным ст. 378.2 ГК РФ, создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Административный истец с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** не обращался, что лишает возможности выезда на осмотр.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности, строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, соответственно, на 2022 год.

Приказ № 214-пр опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Согласно указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктом *** приказа № 214-пр в Перечень на 2022 год и пунктом *** в Перечень на 2023 год   включено принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/3) здание с кадастровым номером ***,  площадью 1186,8 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами –Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров. 

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 1.1 указанного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Каразеев  А.М. является собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым номером ***, общей площадью 1186,8 кв.м, расположенного по адресу: ***,  назначение здания – нежилое, наименование – здание (л.д. 74-78 т.1).

Вторым сособственником здания (доля в праве – 1/3) является          Аганин М.В.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – административные объекты (л.д. 78-81 т.1).

При этом из выписки из ЕГРН на земельный участок следует, что на указанном земельном участке расположено еще 2 объекта недвижимости.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, безусловно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

С учетом этого здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения.

При этом, как было указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В данном случае 20% от общей площади здания составляет 237,36 кв.м.

Согласно инвентарному делу на здание по адресу: ***,  (поступило из ОГБУ «БТИГКО») объект недвижимого  имущества имеет наименование «производственная база», состоит из 4х корпусов.

Постройки под ***  представляют собой  административное 2х-этажное здание с подвалом, общей площадью 711,51 кв.м. Классификация помещений в здании следующая – «учрежденческая» – 509,19 кв.м, куда входят помещения с наименованием «кабинет»,  и «служебная» – 202,32 кв.м, куда входят помещения с наименованиями  – «подсобная», «лестница», «тепловой узел», «коридор», «санузел», «эл.щитовая», «лестничная клетка». Вместе с тем наименование помещений «кабинет» не тожественно наименованию «офис».

Здание ***  имеет наименование «Здание», представляет собой одноэтажное здание общей площадью 184,56 к.м. Классификация помещений в указанном здании – «гараж» – 124, 23 кв.м, куда входят помещения с наименованием «гараж», и «служебная» – 60,33 кв.м, куда входят помещения с наименованиями «коридор», «подсобная».

Постройка под *** представляет собой одноэтажное здание гаража, площадью 149,6 кв.м. Классификация помещений в указанно здании – «гараж» – 149,6 кв.м, наименование помещения – «гараж».

Постройка под *** представляет собой одноэтажное здание гаража, общей площадью 141,11 кв.м. Классификация помещений в здании – «гараж» – 114,11 кв.м,  наименование помещения – «гараж». 

Таким образом, разрешенное использование и наименование помещений в указанных зданиях безусловно не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

С учетом вышеизложенного здание могло быть включено в перечни при условии его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вместе с тем до включения здания в перечни его фактическое использование Министерством не проверялось, осмотр здания не производился.

В целях проверки фактического использования здания судом были запрошены из налогового органа сведения о размещении в здании юридических лиц.

Согласно представленным сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по адресу: ***,   были зарегистрированы 8 организаций, которые на настоящий момент либо исключены из ЕГРЮЛ, либо прекратили деятельность, либо ликвидированы.

В целях проверки фактического использования принадлежащего истцу здания судом были запрошены договоры аренды.

Из представленных в суд контрактов на аренду недвижимого имущества следует, что, начиная с 1 января 2022 года государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» арендует в здании по адресу: *** помещения общей площадью 910,40 кв.м, из которых в административном здании *** - 725,84 кв.м, а также здание гаража (***)  общей площадью 184,56 кв.м для размещения в нем архива, склада и бытового помещения.

Также в материалах дела имеется договор аренды с ***, из которого следует, что с 1 января 2023 года он арендует здание гаража *** площадью 149,6 кв.м, с 10 января 2023 года он арендует также здание гаража *** общей площадью 141,11 кв.м. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности *** является деятельность по производству прочей мебели.

Таким образом, представленные суду документы не подтверждают фактическое использование здания по адресу: *** в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности включения принадлежащего истца здания в перечни на 2022 и 2023 годы, поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2022 - 2023 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Каразеева Алексея Михайловича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 года, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, № 214-пр от 29 ноября 2021 года;

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Каразеева Алексея Михайловича расходы  по госпошлине в сумме  600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено  3 ноября 2023 года.