Дело № 3а-242/2023
73-OS0000-01-2022-000069-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
акционерного общества «Военторг-Центр» к
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным
решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в
размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
АО
«Военторг-Центр» обратилось в суд с административным исковым заявлением к
областному государственному
бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее - ОГБУ «БТИГКО»)
о признании незаконным
решения №*** от 27 декабря 2022
года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с
кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, установлении архивной
кадастровой стоимости земельного участка, площадью 2046 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: ***, равной его рыночной стоимости 3 695 076 руб. по состоянию на 12 сентября 2022 года.
Требования мотивированы
тем, что административный истец является собственником земельного участка,
плательщиком земельного налога.
Кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым
номером *** определена по состоянию на 12 марта 2021 года в размере 24 451 881 руб. 04 коп.
Согласно отчету об
оценке № *** от 14 октября 2022 года, составленному оценщиком ООО Оценочная
Компания «Легион-Эксперт», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12 сентября 2022
года составляет 3 695 076 руб.
Решением ОГБУ «ЦГКО»
№ *** от 27 декабря 2022 года по
результатам рассмотрения заявления АО
«Военторг-Центр» об установлении
кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной
стоимости отказано в его удовлетворении
ввиду несоответствия отчета законодательству об оценочной деятельности.
Данное решение истец
считает незаконным.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ППК «Роскадастр», Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, администрация МО «город Ульяновск», ООО «Оценочная
компания легион-Эксперт», оценщик Губанова Е.В.
В судебное заседание
представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. С
заключением проведенной по делу судебной экспертизы согласен.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» Елистратова А.В. просила отказать в удовлетворении заявленных
требований. Указала на законность принятого учреждением решения, поскольку
проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке
требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Также пояснила, что
требование об установлении рыночной
стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не
может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием
решения уполномоченного органа.
Не согласна с
расчетом рыночной стоимости земельного участка, произведенным судебным экспертом.
Представители
заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения
представителя ОГБУ «БТИГКО», исследовав материалы дела, суд приходит к
следующему.
Согласно статье 65
Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
(до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная
плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии со
статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость
земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом
об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления
кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая
оценка (пункт 2).
В случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии
с законодательством
Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Судом установлено,
что АО «Военторг-Центр» является собственником земельного участка с кадастровым
номером ***, площадью 2046
кв.м, расположенного по адресу: ***,
категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –
для размещения основного производства (л.д. 117-120 т.1).
Кадастровая
стоимость земельного участка определена актом ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки» № *** от 29 марта 2021 года в размере 24 451 882
руб. 04 коп. по состоянию на 12 марта 2021 года. Дата начала применения
указанной кадастровой стоимости – 12 марта 2021 года (л.д. 11 т.1).
В
рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая
стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 года
в размере 27 465 858 руб. 48 коп., утверждена приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 263-пр от 25 ноября
2022 года (л.д. 116 т.1).
Дата
начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.
Таким
образом, кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 12 марта 2021
года, в настоящее время является архивной.
В соответствии с
разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении
кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости
сведения сохраняются (далее – архивные сведения).
Требование о
пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по
существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на
применение результатов такого пересмотра для целей, установленных
законодательством.
В данном случае
размер налоговых платежей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости
земельного участка. Истец имеет право на перерасчет налоговых платежей от
кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок установления
кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован
статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой
оценке, Закон № 237-ФЗ).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П
установлена дата перехода
к применению на территории Ульяновской области положений
статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их
рыночной стоимости – 1 января 2021
года.
Согласно части 1
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость
здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства,
машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в
размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению
юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или
обязанности этих лиц.
Заявление об
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного
кадастрового учета.
Заявление об
установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или
многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3
статьи 22.1).
К заявлению об
установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается
в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме
электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем
заявителя.
Отчет об оценке
рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого
устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из
Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных
правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в
указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).
Заявление об
установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с
даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 11
статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение
вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости:
1) об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
(далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2)
об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных
сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат
определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением
требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об
отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия
решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть
приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной
стоимости причины, предусмотренные пунктом 2
части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия
такого решения (часть 12 статьи 22.1).
Как указано в части
15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона,
решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного
судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в
суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В целях определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской
области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное
учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».
На основании
распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки».
Соблюдая
установленный законом порядок, истец 5 декабря 2022 года обратился в ОГБУ
«Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении
кадастровой стоимости земельного участка с
кадастровым номером *** в размере
его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной
кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № ***
от 14 октября 2022 года, составленный ООО «Легион-Эксперт», согласно которому
рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 12 сентября 2022 года составила 3 695 076 руб. (л.д.33-76 т.1).
Решением ОГБУ «Центр
государственной кадастровой оценки» от 27 декабря 2022 года № *** по
результатам рассмотрения указанного заявления истцу было отказано в установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере его
рыночной стоимости 3 695 076 руб. по состоянию на 12 сентября 2022
года (л.д. 18 т.1).
Основанием для
принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости явилось несоответствие оформления и содержания отчета
об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня
1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке, информации, используемой при
проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки, а именно:
1. Согласно «Задания
на оценку» вид стоимости, определяемой оценщиком – рыночная. На стр.4 отчета об
оценке оценщиком указаны применяемые стандарты оценочной деятельности, в том
числе Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденный Приказом Минэкономразвития
России от 20 июня 2015 г. № 508.
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
2. Требования п.п.
«г» п. 11 ФСО №7 предусматривают проведение анализа основных факторов, влияющих
на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением
интервалов значений этих факторов. В нарушение вышеуказанного пункта ФСО,
факторы (элементы сравнения): «Условия финансирования состоявшейся или
предполагаемой сделки» стр. 32 отчета об оценке, «Условия продажи» стр. 33 отчета
об оценке, «Условия рынка» стр. 33 отчета об оценке, «Обеспеченность
инженерными коммуникациями» стр. 37 отчета об оценке не содержат сведений об
интервале значений для данных факторов.
Нарушены требования
п.п. «г» п. 11 ФСО № 7.
3. На стр. 38 отчета
об оценке оценщиком указано, что «В данных условиях на рынке продаж земельных
участков под индустриальную застройку в Ульяновской области типичный срок
экспозиции объектов составляет 2-11 месяцев и зависит, прежде всего, от
обоснованности цены на объект и активности продвижения предложения на рынке
недвижимости». Информация о сроке
экспозиции от 2 до 11 месяцев принята оценщиком на основании данных
информационно-аналитического портала Ассоциации развития рынка недвижимости
«Статриелт», что соответствует сроку экспозиции для земельных участков
населенных пунктов (для размещения и строительства жилых и общественных зданий,
строений) (стр. 33 отчета об оценке).
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
4. На стр. 42 отчета
об оценке оценщиком приведены правила отбора аналогов: категория земель: земли
населенных пунктов, сопоставимое местоположение, разрешенное использование:
земельные участки под индустриальную застройку (производственно-складского
назначения), площадь земельного участка, удельная цена преимущественно должна
быть в пределах доверительного интервала, определенного по результатам анализа
рынка. Обоснование отказа от использования предложения №5 в качестве аналога по
причине «недостаточно данных для расчета» не обосновано. Оценщиком так же
указано, что предложения № 6, 7, 9, 10, 11 «не используются в качестве
аналогов, не сопоставимы по площади с объектом оценки». В правилах отбора на
стр. 42 отчета об оценке критерии
факторов «сопоставимое
местоположение», «площадь» не описаны.
Вышеизложенное
нарушает требования п.5 ФСО №3.
5. На стр. 8 отчета
об оценке оценщиком приведено описание объекта оценки. Согласно данному разделу
на оцениваемом земельном участке имеется строение: нежилое здание, площадью
1235,9 кв.м, кадастровый номер ***, источник информации фотографии объекта
оценки, краткое описание. Фотоматериалы, представленные оценщиком на стр. 11 -
14 отчета об оценке, не позволяют доподлинно установить наличие и назначение
строений (комбинат бытового обслуживания) на земельном участке. Согласно данным Публичной кадастровой карты
назначение здания – нежилое здание, наименование нежилого здания – комбинат
бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка - для
размещения основного производства. Согласно действующим правилам
землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»
объект оценки расположен в зоне ЗРЗ Р-5 (Зона регулирования застройки и
хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или
муниципального значения).
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
Исследуя отчет об
оценке объекта недвижимости, отклоненный учреждением, суд проверяет его на
соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе
федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20
Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации»).
С учетом того, что
результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке,
экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной
деятельности).
Судом, в целях
оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО», и проверки отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости
объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза,
проведение которой поручено ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции РФ.
Поскольку изначально
административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой
стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании
отчета об оценке земельного участка № *** от 14 октября 2022 года,
составленного ООО «Легион-эксперт», судом перед судебным экспертом был
поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области
оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в
оспариваемом решении ОГБУ «БТИГКО». Иное
бы противоречило части
16 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой
следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной
стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает
решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то
есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта
недвижимости.
Из
заключения судебной экспертизы № *** от 15 сентября 2023 года следует, что в отчете
№ *** от 14 октября 2022 года, составленном ООО «Легион-эксперт»,
выявлены нарушения ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, п. 8 (ж), (з) ФСО № 3,
п.п. (б), (в), (г) п. 11 ФСО № 7, п.10 ФСО № 7, которые не повлияли на итоговую
величину стоимости объекта оценки.
Также выявлены
нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, п. 5 ФСО № 3, п. 8
(ж) ФСО № 3, п. 22 (в), (д), (е) ФСО № 7, п. 16 ФСО № 7, исправление которых
приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Нарушения,
выявленные сотрудниками ОГБУ «БТИГКО» и указанные в решении об отказе в
установлении кадастровой стоимости – по части п. 4 и п. 5 – имеются, по п. 1,
2, 3, части п. 4 – не выявлены.
Учитывая
наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной
деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 12
сентября 2022 года в размере 11 293 911 руб. (л.д.227 т.3).
В
ходе рассмотрения дела представитель ОГБУ «БТИГКО» выразила несогласие с
расчетом рыночной стоимости, произведенной судебным экспертом. Указала, что:
1.
при расчете корректировки на дату предложения для аналога № 2 и № 3 допущена арифметическая
ошибка. Описание расчета корректировок на стр. 63 и 59 заключения различны.
Размер корректировки на стр. 63 и 59 различны;
2.
отсутствует скриншот, подтверждающий размер корректировок, введенных на
местоположение. Также не проведен дополнительный анализ соответствия
корректировок рыночным условиям (отражают ли сам рынок) исходя из требований
справочника Лейфера.
В
возражениях на данные замечания судебный эксперт указал по п. 1 – согласно
данным Статриелт – информационного портала недвижимости НКО «Ассоциация
развития рынка недвижимости «СтатРиелт», индекс изменения рыночных цен
земельных участков с 1 января 2022 года по 1 июля 2022 года составил 1,02. с
учетом регионального поправочного коэффициента – 1,01: 1,02х1,01 = 1,03.
В
заключении в таблице № 3 с расчетами для аналогов 2 и 3 внесена корректировка
1,03, что соответствует принятым расчетным значениям.
На
стр. 63 заключения абзац «На основании
данных Статриелт-Statrielt-информационный портал недвижимости (база объектов,
статистика, анализ рынка) НКО «Ассоциация развития рынка недвижимости «СтатРиелт» для аналогов 2 и 3 принимается
полугодовой период по датам, близким к датам оценки и предложений с учетом
корректирующего регионального коэффициента 1,02*1,01*1,00*0,99=1,03», следует
читать «На основании данных
Статриелт-Statrielt-информационный портал недвижимости (база объектов,
статистика, анализ рынка) НКО «Ассоциация развития рынка недвижимости «СтатРиелт» для аналогов 2 и 3 принимается
полугодовой период по датам, близким к датам оценки и предложений с учетом
корректирующего регионального коэффициента 1,02*1,01=1,03».
По
п. 2 замечаний ОГБУ «БТИГКО» эксперт указала: описание и расчет корректировки
на местоположение изложены на стр. 61 заключения.
Федеральный
закон № 135-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской
Федерации» и Методические рекомендации по производству судебных экспертизах в
государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции
Российской Федерации» (утверждены Приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 года №
346) не содержат требований иллюстрирования источников исходных данных. В
тексте заключения имеется ссылка на источник получения справочной информации.
При
этом в своих письменных пояснениях экспертом приводится текст таблицы, из
которой взяты корректирующие коэффициенты.
В соответствии со
статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 59
КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на
основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения
административного дела.
Указанное
доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в
совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта
должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность
и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических
данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом
требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и
положено в основу решения суда.
Оценив заключение
судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное
заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в
заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные
стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим
требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Эксперт
*** обладает правом на
проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у неё
соответствующей специальности; предупреждена судом об уголовной ответственности
за дачу заведомо ложного заключения.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено,
что представленный истцом в ОГБУ «БТИГКО» отчет об оценке рыночной стоимости
земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об оценочной
деятельности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения
требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ
«БТИГКО» № *** от 27 декабря 2022 года об отказе в установлении кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной
стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке не имеется.
Разрешая требование
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения
судебной экспертизы, и с учетом этого считает
возможным установить архивную кадастровую
стоимость спорного земельного
участка в размере его рыночной стоимости 11 293 911
руб. по состоянию на 12 сентября 2022 года.
При определении
периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка с
кадастровым номером *** (в настоящее время являющейся архивной), суд исходит из
следующего.
В соответствии с п.
6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной
кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые
внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от
оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в
котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании
которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта
недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки
объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала
применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С заявлением об установлении
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец
обратился в ОГБУ «БТИГКО» 5 декабря 2022 года. Таким образом, установленная решением суда
рыночная стоимость подлежит применению с 1 января по 31 декабря 2022 года (то
есть до даты начала применения кадастровой стоимости, определенной в рамках
проведения очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года).
Доводы представителя
ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена в размере рыночной
стоимости, определенной судебной
экспертизой, проведенной в рамках
административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными,
поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд
одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения
требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в
судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со
ст. 111 КАС РФ с истца подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения
расходы за проведение экспертизы в сумме 48 480 руб. Определением суда о назначении экспертизы
расходы по оплате экспертизы были возложены на истца, однако экспертиза им
оплачена не была.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Военторг-Центр» к
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным
решения № *** от 27 декабря 2022 года об отказе в установлении кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.
Установить
архивную кадастровую
стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере
его рыночной стоимости 11 293 911 руб. по состоянию на 12
сентября 2022 года, определив период её применения с 1 января по 31 декабря
2022 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
Взыскать
с акционерного общества «Военторг-Центр» в пользу Федерального бюджетного
учреждения Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции
Российской Федерации расходы по оплате судебной экспертизы в размере
48 480 руб.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
31 октября 2023 года.