УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2023-001747-22
Судья Федосеева С.В.
Дело № 33-4661/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном
заседании гражданское дело № 2-1457/2023 по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 июня 2023
года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах
несовершеннолетнего Салаватова Романа Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области (ОГРН ***) денежные
средства в пользу
Неклюдовой Екатерины Николаевны (паспорт ***), действующей в интересах
несовершеннолетнего С*** Р*** А***, в размере
71 380 руб. 16 коп., затраченные на приобретение медицинских изделий *** 210
руб., затраченные на приобретение
лекарственного препарата по
рецепту 73-l1 № 13010 от
07.06.2022, компенсацию
морального вреда в сумме 5000 руб., всего взыскать 76 590
(семьдесят шесть тысяч пятьсот девяносто) руб. 16 коп.
В удовлетворении исковых требований о взыскании
компенсации морального
вреда в большем размере, чем взыскано судом, отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения
прокурора Холодилиной Ю.О.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился
в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего С*** Р.А. к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении расходов на
приобретение медицинских изделий.
Исковые требования мотивированы тем, что по обращению Неклюдовой Е.Н., матери
несовершеннолетнего С*** Р.А., прокуратурой проведена проверка соблюдения
Министерством здравоохранения Ульяновской области, Федеральным государственным
бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства
законодательства о здравоохранении и обеспечении медицинскими изделиями, в ходе
которой установлены основания для прокурорского вмешательства. С*** Р.А., ***.2008
года рождения, является ***, страдающим ***, в связи с чем имеет право на
обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями по рецептам
врача. Согласно клиническим рекомендациям по лечению *** у детей для контроля ***
рекомендованы *** которые измеряют *** непрерывно с частотой 5-15 минут с
помощью установленных подкожно электродов (сенсоров). Исследование уровня *** в
крови методом непрерывного мониторирования включено в современный стандарт
лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов
к ним. Вместе с тем Салаватов Р.А. не обеспечен в 2022 году указанными
медицинскими изделиями: *** приобретены Неклюдовой Е.Н. 22.07.2022, 29.07.2022,
12.08.2022, 11.10.2022 и 17.11.2022 за собственные денежные средства в размере
71 380 руб. 16 коп. Кроме того, Неклюдовой Е.Н. 13.07.2022 по рецепту
врача от 07.06.2022 № 13010 за собственные денежные средства приобретены *** на
сумму 210 руб.
Истец просил суд взыскать с Министерства здравоохранения
Ульяновской области денежные средства в пользу Неклюдовой Е.Н., действующей в
интересах Салаватова Р.А., в размере 71 380 руб. 16 коп., затраченные на
приобретение медицинских изделий (*** для несовершеннолетнего Салаватова Р.А.,
в размере 210 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата ***)
для несовершеннолетнего С*** Р.А., компенсацию морального вреда в размере
30 000 руб.
Судом к участию в деле в
качестве третьих лиц привлечены несовершеннолетний С*** Р.А., Государственное
учреждение «Ульяновская государственная аптека».
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время
производить выписку системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови, а
также обеспечивать данной системой, не представляется возможным, так как она не
включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. В соответствии
с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н, услуга по
обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена.
Ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет
средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания
медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационара, не
осуществляется. Использование *** не исключает применение *** для определения
уровня ***, поскольку уровень *** в интерстициальной жидкости может не точно
отражать уровень *** в крови, а также в периоды резких колебаний уровня ***, в
случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют
показаниям системы. *** не является диагностикой ***, соответственно, закупка ***
не исключает применения *** и не снизит суммы финансовых затрат на их
приобретение. Компенсация средств, затраченных на покупку медицинского изделия ***),
который не включен ни в один льготный перечень за 2022 год, приведет к
нарушению Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации, привлечению
должностных лиц к административной ответственности. Сумма компенсации
морального вреда в размере 5000 рублей является необоснованно завышенной,
поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении
физических или нравственных страданий (в частности медицинские обоснования о
невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата или достоверные
сведения о халатности, бездействия сотрудников Министерства). Обращает внимание
на имеющуюся судебную практику по данной категории дел.
В возражениях на апелляционную жалобу Неклюдова Е.Н.,
прокурор города Димитровграда Ульяновской области полагают решение суда
законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Частью 1
статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение
обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом
первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм материального и процессуального права при вынесении
решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской
Федерации).
Таким
образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее
человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской
Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому
право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В
силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской
Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К
числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского
страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей
29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья
граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем
обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными
препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного
питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29).
Медицинскими
изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование,
материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в
сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми
для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное
обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма
человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения,
изменения анатомической структуры или физиологических функций организма,
предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не
реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или
метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут
признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному
назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг
друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно
части 1 статьи 43 названного Федерального закона гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и
обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских
организациях.
Перечень
социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из
высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения
продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень
социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность
для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том
числе сахарный диабет 1 типа (коды заболеваний по международной классификации
болезней (МКБ-10) Е10 – Е14.
Федеральным
законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье
6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг
включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в
соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении
лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Часть
3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании
медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не
подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг,
назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий,
компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов
лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами
медицинской помощи.
В
силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и
оказывается с учетом стандартов
медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Назначение
и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт
медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний
(индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной
комиссии.
Таким
образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром,
определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны
использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в
случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по
жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование
иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.
Стандарт
медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций,
одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и
включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности
применения.
Согласно
Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию
медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории
Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья,
является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, С*** Р.А., ***2008 года рождения, является ***, что подтверждается
справкой серии МСЭ-2015 № 2404418 от 16 апреля 2020 года (л.д. 23-24).
С*** Р.А. постановлен диагноз ***, для контроля уровня ***
им используется *** (л.д. 29, 30).
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного
№ 3612 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Саратовский государственный медицинский университет имени
В.И. Разумовского (клиническая больница имени С.Р. Миротворцева) рекомендовано
включить ребенка в группу детей, нуждающихся в оказании высокотехнологичным
методом лечения, провести установку ***. Учитывая лабильное течение диабета,
активное занятие спортом, периодические эпизоды ***, С*** Р.А. необходим
суточный контроль *** при помощи *** Контроль *** не менее 5-6 раз в течение
суток, ведение дневника самоконтроля (л.д. 31-33).
Федеральным государственным бюджетным учреждением
«Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»
Федерального медико-биологического агентства (клиническая больница № 172 филиал
№ 2) за С*** Р.А. признано право на бесплатное обеспечение ***
В связи с отказом в бесплатном обеспечении необходимым
медицинским изделием законный представитель несовершеннолетнего *** – Неклюдова
Е.Н. 22.07.2022, 29.07.2022, 12.08.2022, 11.10.2022, 17.11.2022 за свой счет
приобрела *** для *** и затратила на их приобретение 71 380 руб. 16 коп.
07.06.2022 лечащим врачом Федеральным
государственным бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (клиническая больница № 172 филиал № 2) С*** Р.А. рукописным способом
выписан рецепт серии 73-l1 № 13010 на
получение медицинского препарата ***
(л.д. 68).
В связи с отказом аптеки в принятии
рукописного рецепта на получение медицинского препарата Неклюдова Е.Н. была
вынуждена приобрести *** в виде *** за свой счет, затратив на их приобретение
210 руб. (л.д. 69, 70).
Разрешая
возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства,
имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу
спора и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых
требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку
они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и
нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не
вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Одним
из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав
государственными гарантиями.
В
числе таких гарантий – бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально
значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств (в данном
случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Ульяновской
области) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от
наименования и стоимости препарата.
Непринятие
мер по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, необходимыми им лекарственными препаратами
(медицинскими изделиями), предусмотренными стандартами оказания медицинской
помощи, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания
гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное
лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в
гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Отсутствие
в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает
ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую
помощь, включающую в себя, в том числе и применение средств диагностики (Постановление
Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).
Несоблюдение
лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости
страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении
медицинскими изделиями и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов
со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать
гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного
препарата бесплатно.
Отсутствие
в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов назначенных
врачом лекарственных препаратов не является основанием для отказа в их предоставлении,
поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления,
вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные
препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые
для лечения и компенсации данного заболевания.
Использование ***
необходимо С*** Р.А. по медицинским показаниям, однако он не был своевременно
обеспечен этими медицинскими изделиями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что
использование систем непрерывного мониторинга глюкозы не заменяет и не отменяет
использование *** и ***, и не является жизненно важным медицинским изделием,
нуждаемость С*** Р.А. в применении ***) подтверждена представленными в
материалы дела медицинскими документами.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что система непрерывного
мониторинга глюкозы не включена на законодательном уровне ни в один льготный
перечень, не состоятельна.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.12.2018 № 3053-р
утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при
оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских
изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении
набора социальных услуг. Инсулиновая помпа в названном перечне поименована.
Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские
изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные
материалы к инсулиновой помпе – инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой
помпе.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном
диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения
заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование
уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным
показателем частоты предоставления – 0,855 и усредненным показателем кратности
применения – 365.
Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у
детей», утвержденными Минздравом России в 2019 году, также предусмотрено
использование непрерывного мониторирования глюкозы, при этом расходными
материалами являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
Отсутствие в приведенных правовых актах конкретного
наименования медицинского изделия не может лишать *** права на гарантированную
ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Кроме того, Постановлением Правительства Ульяновской области
от 28.02.2023 № 86-П утверждены Правила обеспечения несовершеннолетних граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и
страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий.
Согласно
Приложению к указанным Правилам, *** включен в примерный ассортимент
медицинских изделий, которые должны быть предоставлены несовершеннолетним
гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ульяновской
области и страдающим сахарным диабетом бесплатно.
Вместе
с тем Министерством здравоохранения Ульяновской области не представлены
доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и своевременных мер
для обеспечения *** необходимыми ему изделиями медицинского назначения либо
опровергающие нуждаемость
*** в их использовании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства здравоохранения
Ульяновской области затраченные на приобретение медицинских изделий денежные
средства в размере 71 590 руб. 16 коп.
Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические
или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда)
являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между
названными действиями и причиненным вредом.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального
вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в
виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно
связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Учитывая, что несовершеннолетний С*** Р.А. имеет право на
бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
которыми в установленном порядке не был обеспечен, в то время как применение лекарственных препаратов и
медицинских изделий направлено на
эффективное лечение ребенка, поддержание его жизнедеятельности, Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязано было принять все меры, направленные на предоставление указанной
социальной услуги.
Непредоставление истцу медицинских изделий причиняет *** нравственные
страдания,
нарушает его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно,
что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Неисполнение возложенной законом на Министерство здравоохранения Ульяновской области
обязанности по своевременному обеспечению несовершеннолетнего в установленном
порядке указанными выше
лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями, и наступившими в связи с этим последствиями –
приобретение законным представителем ребенка необходимых препаратов и
медицинских изделий за счет собственных средств, повлекло обоснованное
взыскание с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу
несовершеннолетнего С*** Р.А. морального вреда в размере 5000 руб.
Определенный судом первой инстанции размер морального вреда
соответствует принципам разумности и справедливости и дополнительному снижению по
доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Ссылка апеллянта на иную судебную практику не учитывает
индивидуальные обстоятельства каждого конкретного гражданского дела и подлежит
отклонению в соответствии с требованиями статьи 1
ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 23 июня 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его
принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Димитровградский
городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
24.10.2023