Судебный акт
Ч.1 ст.17.15
Документ от 19.10.2023, опубликован на сайте 24.10.2023 под номером 109008, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                              Дело № 7-584/2023

73RS0006-01-2022-001293-90                                             

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                       19 октября 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе Ираклия Гедевановича на решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 10 августа 2023 года (дело № 12-13/2023),

 

установил:

 

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от 30.11.2022 Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее – управление финансов МО «Барышский район», управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 10.08.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник управления Чумбуридзе И.Г. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время дефицит бюджета МО «Барышский район» превышает все показатели предыдущих лет.

Отмечает, что финансирование осуществляется целевыми трансфертами из бюджета Ульяновской области.

Указывает, что управление финансов МО «Барышский район» в силу ст.ст.6, 38, 306.1, 306.4 БК РФ получателем бюджетных средств не является, положения ч.1 ст.306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч.2 ст.306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом данного факта в случае допущения фактов нецелевого использования средств управление будет нести ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Кроме того указывает, что с учетом положений БК РФ и ст.855 ГК РФ к настоящему моменту невозможно исполнить требования взыскателя в полном объеме.

Как указано в жалобе, решение налогового органа №*** от 02.10.2020 продолжает исполняться, письмом от 05.10.2022 судебному приставу-исполнителю  сообщалось  о приостановлении  операций по счетам.   При этом с целью, в частности погашения задолженности по страховым взносам управлением организованы такие меры, как утверждение программы оздоровления муниципальных финансов МО «Барышский район» на 2020-2024 годы, принятой постановлением администрации МО «Барышский район» от 12.10.2020, и график погашения кредитной задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, сложившейся по состоянию на 01.01.2022.

Отмечает, что в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности МОУ *** на 2022 год, действовавшим на дату проведения платежа 19.10.2022 по оплате электроэнергии (от 01.07.2022) и действующим сейчас (от 01.10.2022), были заложены расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе на электроэнергию (КБК 223) в соответствии с решением Совета депутатов МО «Барышский район» о бюджете на 2022 год. Управление не могло не исполнять данное решение и план финансово-хозяйственной деятельности. В случае отсутствия своевременной оплаты электроэнергии по ранее заключенному контракту возможно начисление пеней с увеличением финансовой нагрузки на местный бюджет (вплоть до отключения школы от электричества).

Также отмечает, что периодически в течение текущего финансового года направляются письма в Министерство финансов Ульяновской области о необходимости выделения средств на оплату страховых взносов, однако запросы удовлетворяются частично.

Полагает, что бездействия и вины управления в данном случае не усматривается. У управления не было умысла на совершение вменяемого правонарушения, им осуществлялись все возможные действия для исполнения решения суда.

Обращает внимание суда, что в материалы исполнительного производства представлена выписка по счету МОУ ***, из которой видно, что операции по счету не производились.

При этом судом предыдущей инстанции не дана оценка тому, на каком основании судебному приставу-исполнителю поступила и была ли заверена надлежащим образом представленная заявка на выплату средств, какой нормой КоАП РФ предусмотрена данная процедура в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении. Считает, что в материалы настоящего дела судебным приставом представлены незаверенные надлежащим образом иные платежные документы, которые отношения к предмету рассматриваемого дела не имеют.

Считает незаконным привлечение управления по ст.17.15 КоАП РФ за неисполнения решения от 02.10.2020 № ***,  когда на исполнении в управлении находились другие решения налогового органа, которые поступили ранее указанного решения.

Просит учесть, что в настоящее время решение исполнено, в связи с чем считает, что производство по делу следует прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Также ссылается на презумпцию невиновности и отсутствие состава вменяемого правонарушения.

Подробно позиция защитника Управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе И.Г. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Действия Управления финансов МО «Барышский район» квалифицированы по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что управление финансов МО «Барышский район» является должником по исполнительному производству
№***, возбужденному 01.12.2021 на основании исполнительного листа, выданного по решению Арбитражного суда Ульяновской области от 24.08.2021 (л.д. 43-45).

Из содержания исполнительного документа усматривается, что на управление финансов МО «Барышский район» возложена обязанность приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – МОУ ***, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области №*** от 02.10.2020 (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платёжных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) (л.д.43).

01.12.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № *** (л.д.46).

16.03.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.48).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.09.2022 должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 06.10.2022. Данное постановление и требование получено управлением финансов МО «Барышский район» 29.09.2022 (л.д.51)

23.11.2022 судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительских действий, из которого следует, что решение суда должником не исполнено, поскольку операции по счетам МОУ *** управлением финансов МО «Барышский район» не приостановлены (л.д.55, 56).

По данному факту 28.11.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Барышскому району Ульяновской области составлен протокол в отношении управления финансов МО «Барышский район» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и 30.11.2022 должник привлечен к административной ответственности.

Решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 10.08.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что управлением финансов МО «Барышский район» не принято мер к исполнению решения Арбитражного суда Ульяновской области, поскольку оно, являясь должником, не выполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей городского суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так из материалов дела следует, что операции по лицевым счетам должника не приостановлены: поступившая заявка от 19.10.2022 № *** на выплату средств с лицевого счета МОУ *** за электроэнергию по муниципальному контракту была исполнена управлением финансов МО «Барышский район» 20.10.2022, что свидетельствует о нарушении требований исполнительного документа, тогда как указанная заявка должна была быть отклонена.

Исключений, позволяющих проводить операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах на указанные цели, исполнительным документом не предусмотрено.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения управлением финансов МО «Барышский район» решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о неисполнении исполнительного документа ввиду необходимости соблюдения очередности погашения платежей и невозможности приостановления учреждением оплаты за электроэнергию по ранее заключенному контракту ввиду целевого поступления денежных средств подлежат отклонению.

Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области такая обязанность была возложена на управление финансов МО «Барышский район».

Однако финансовый орган не приостановил осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ *** и осуществил расчеты за коммунальные услуги. Соответственно, требования исполнительного документа о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушения не исполнены.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» №5 от 24.03.2005 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что действия управления посягают на общественные отношения по неукоснительному исполнению судебного решения, важность охраняемых государством этих отношений, недопустимость нарушения конституционных прав граждан, пренебрежительного отношения к публичным правовым обязанностям, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Иные доводы жалобы, в том числе доводы о том, что в материалах дела имеются незаверенные копии доказательств, также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения, поскольку указанные доводы противоречат материалам дела.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 10 августа 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе Ираклия Гедевановича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                              В.Г. Буделеев