Дело № 3а-186/2023
73-OS0000-01-2023-000056-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
акционерного общества «Кварц» к Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании
незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» об отказе в
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости, установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
АО
«Кварц» обратилось в суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»), Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области (далее также Управление Росреестра по Ульяновской области)
о признании незаконным решения ОГБУ
«БТИГКО» № *** от 13 декабря 2022 года об отказе в установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установлении кадастровой стоимости нежилого одноэтажного здания
производственно-складского назначения (гаража), общей площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 2 000 000 руб.
Требования
мотивированы тем, истец является собственником объекта недвижимости, плательщиком
налога на недвижимое имущество.
Кадастровая
стоимость указанного объекта
недвижимости определена в размере 21 203 090 руб.
Согласно отчету № ***
об оценке объекта недвижимого имущества от 24 ноября 2022 года, составленному
оценщиком ООО «Бюро оценки собственности», рыночная стоимость объекта
недвижимости с кадастровым номером *** по
состоянию на 18 октября 2022 года составила 2 000 000 руб.
Решением ОГБУ
«БТИГКО» № *** от 13 декабря 2022 года
по результатам рассмотрения заявления АО «Кварц» об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости отказано в его
удовлетворении ввиду несоответствия отчета законодательству об оценочной
деятельности.
С данным решением
административный истец не согласен,
считает его не соответствующим действующему законодательству.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Правительство Ульяновской
области, ППК «Роскадастр», Министерство
финансов Ульяновской области, ООО «Бюро оценки собственности», оценщик
Важинский Е.И.
В ходе рассмотрения
дела представитель истца уточнил административный иск – просил установить
кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости
2 091 240 руб., определенной заключением судебной экспертизы.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» Елистратова А.В. просила
отказать в удовлетворении требований истца, поскольку проведенной по
делу судебной экспертизой установлено несоответствие отчета об оценке
требованиям законодательства в области оценочной деятельности. Арифметических
ошибок при расчете рыночной стоимости объекта недвижимости не выявлено.
Также указала на то,
что требование об установлении рыночной
стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может
быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения
уполномоченного органа.
Остальные участники
процесса в судебное заседание не явились, извещены. Суд определил рассмотреть
дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения
представителя истца, представителя ОГБУ «БТИГКО, исследовав материалы дела, технический
паспорт на здание, суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве
хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное
владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в
совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является
объектом налогообложения.
Согласно пункту 1
статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если
иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 указанной
статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в
Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января
года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2
настоящего Кодекса.
В соответствии с
подпунктом 4 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом
особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость
имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого
объектом налогообложения: гаражи.
Порядок установления
кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости
регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной
кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П
установлена дата перехода
к применению на территории Ульяновской области положений
статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их
рыночной стоимости – 1 января 2021
года.
Согласно части 1
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость
здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства,
машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в
размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению
юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или
обязанности этих лиц.
Заявление об
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного
кадастрового учета.
Заявление об
установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или
многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3
статьи 22.1).
К заявлению об
установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается
в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме
электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем
заявителя.
Отчет об оценке
рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого
устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из
Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и
зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого
устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).
Заявление об
установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с
даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 11
статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение
вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости:
1) об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
(далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений,
расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения
рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований
законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке
рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в
установлении рыночной стоимости).
В случае принятия
решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть
приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной
стоимости причины, предусмотренные пунктом 2
части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия
такого решения (часть 12 статьи 22.1).
Как указано в части
15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, решение бюджетного
учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть
оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с
оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено
требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости.
В целях определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской
области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение
«Центр государственной кадастровой оценки».
На основании
распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки».
В ходе рассмотрения
дела установлено, что АО «Кварц» является собственником нежилого здания с
кадастровым номером ***, площадью 1000 кв.м, наименование – «здание автогаража»
(л.д.17-19 т.1).
Кадастровая
стоимость здания определена по состоянию на 12 февраля 2015 года в размере
21 203 090 руб. (л.д. 16 т.1).
Согласно отчету об
оценке объекта недвижимого имущества № ***, составленного ООО «Бюро оценки
собственности» от 24 января 2022 года,
рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** по состоянию на 18 октября 2022 года составила 2 000 000
руб. (л.д. 48-96 т.1).
Соблюдая
установленный законом порядок, истец 29 ноября 2022 года обратился в ОГБУ
«БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, приложив
предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том
числе отчет об оценке объекта недвижимости № *** от 24 ноября 2022 года,
составленный ООО «Бюро оценки собственности», согласно которому рыночная
стоимость здания по состоянию на 18 октября 2022 года составила 2 000 000 руб.
Решением ОГБУ
«БТИГКО» от 13 декабря 2022 года № *** по
результатам рассмотрения указанного заявления истцу было отказано в установлении кадастровой стоимости
здания в размере его рыночной стоимости
2 000 000 руб. по состоянию на 18 октября 2022 года.
Основанием для
принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости явилось несоответствие оформления и содержания отчета
об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня
1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке, информации, используемой при
проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки, а именно:
1. На стр. 33 отчета
об оценке указано, что в результате анализа рынка универсальных
производственно-складских объектов общей площадью от 200 до 3 000 кв.м в
районах удаленных от областного центра *** в течение октября 2021 года – 18
октября 2022 года выявлено 5 предложений.
Обоснование выбора
диапазона объектов недвижимости площадью от 200 до 3000 кв.м в отчете об оценке
не содержится, критерии удаленности районов от областного центра не указаны.
На стр. 38 отчета об
оценке указано, что в результате анализа рынка земельных участков промышленного
назначения площадью от 1000,0 кв.м и более выявлено 4 предложения.
Обоснование выбора
земельных участков из диапазона площади от 1000 кв.м в отчете об оценке не
представлено, критерии крупных городских населенных пунктов отсутствуют.
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
2. Оценщиком на стр.
42 отчета об оценке указано, что «Срок экспозиции принят экспертно в
зависимости от активности рынка аналогичных объектов (в связи с отсутствие
достоверных данных о фактических сделках ориентиром служит количество
выявленных предложений к продаже или аренде)». Согласно п. 13 ФСО № 3 в случае,
если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости
объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в
отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие
рыночным данным (при наличии рыночной информации). Анализ данного значения на
соответствие рыночным данным в отчете об оценке отсутствует.
Нарушены требования
п. 13 ФСО № 3.
3. Оценщиком на стр.
19 отчета об оценке при описании местоположения используется «экспертная шкала
со значениями: крайне высокая, высокая, средняя, низкая, крайне низкая. Анализ
данного значения на соответствие рыночным данным в отчете об оценке
отсутствует. Критерии значений шкалы не описаны и не обоснованы, информация в
части присвоения значений по вышеописанным критериям не является достаточной.
Нарушены требования
п. 13 ФСО № 3, п. 5 ФСО № 3.
4. Согласно п.п. «г»
п.11 ФСО №7 анализ рынка недвижимости включает в себя анализ основных факторов,
влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости,
например ставки доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке
недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. Факторы,
приведенные оценщиком на стр. 37 и 41 отчета об оценке, не содержат интервалов
значений этих факторов.
Нарушены требования
п.п. «г» п.11 ФСО № 7.
5. Оценщиком на стр.
33-35 приведен обзор выявленных объектов в исследуемом сегменте рынка
недвижимости в районе местоположения объекта оценки, при этом:
- предложение
№5/аналог №3: согласно данных Публичной кадастровой карты данное предложения
является объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ***, наименование
– гараж – теплая стоянка на 4 автомашины, площадь застройки 246,9 кв.м. Использование
данного предложения/объекта-аналога в отчете об оценке не обосновано.
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
6. Согласно п. 11
ФСО № 3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники
информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете,
позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и
дате ее подготовки.
Скриншоты с
объявлениями предложений № 2, 3, 4, 5 (стр. 85-92 отчета об оценке) не
позволяют достоверно определить дату (год) публикации данных объявлений.
Скриншот объявления
предложения №1 (стр. 93 отчета об оценке) не позволяет достоверно определить
дату публикации данного объявления. Дата – 30 сентября 2022 года, указанная
оценщиком, является датой сбора информации.
Нарушены требования
п. 11 ФСО № 3.
7. Оценщиком на стр.
38-40 приведен обзор земельных участков под строительство объектов недвижимости
в исследуемом сегменте рынка, при этом:
- предложение №2,
кадастровый номер ***, вид разрешенного использования - для размещения
автозаправочной станции *** и пункта технического обслуживания. Использование
оценщиком предложения при проведении анализа рынка не схожих по виду разрешенного
использования с оцениваемым объектом не позволяет составить представление о
ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости.
Нарушены требования
п.11 ФСО № 3, п.5 ФСО № 3, п.п. «в» п. 11
ФСО № 7.
8. Согласно п.п. «в»
п. 22 ФСО № 7 при применении сравнительного подхода к оценке при проведении
оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об
объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в
расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано
в отчете об оценке. Объем доступных оценщику рыночных данных об
объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов в отчете об
оценке не описан, использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов
не обосновано в отчете об оценке.
Нарушены требования
п.п. «в» п. 22 ФСО № 7.
9. Оценщиком на стр.
54, 56 отчета об оценке статус объекта оценки, объекта аналога №1, объекта
аналога №3 указан как «Населенный пункт вне областного центра и его
окрестностей, не являющийся районным центром», объекта аналога №2 «районный
центр с преимущественно сельскохозяйственной специализацией». Обоснование
отнесения объекта оценки и объектов аналогов к данным статусам населенных
пунктов в отчете об оценке не обосновано.
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
10. Оценщиком на
стр. 55 отчета об оценке указана площадь объекта-аналога №1 — 25 000 кв.м,
объекта-аналога №2 – 400 кв.м, тогда как, в соответствие со скриншотами,
размещенными на стр. 84-85 отчета об оценке, информация, подтверждающая площадь
объектов-аналогов, приведенная в расчетной части, отсутствует.
Нарушены требования
п. 5 ФСО № 3.
11. На стр. 38-40
оценщиком приведен обзор из 4 предложений по продаже земельных участков
промышленного назначения площадью от 1000,0 кв.м и более (из поиска исключались
объекты: менее 1000,0 кв.м; без права капитальной застройки; предлагаемые к
продаже с объектам незавершенными строительством), расположенных в *** вне
крупных городских населенных пунктов в течение октября 2021 года - 18 октября
2022 года.
В соответствии с п.
5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой оценке ОГБУ «ЦГКО»
осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление данных о рынке
недвижимости.
Согласно
проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что в
период с октября 2021 года по 18 октября 2022 года (срок, указанный в отчете)
на рынке были представлены дополнительно к рассмотренным не менее 8 предложений
по продаже земельных участков производственно – складского назначения в ***, не
использованных оценщиком в рамках составления отчета в диапазоне 127,78- 971,65
руб./кв.м.
Данная информация
содержится на официальном сайте ОГБУ «ЦГКО» https://gko73.ru/ во вкладке «Информация о рынке
недвижимости». Результаты обработки объявлений о продаже объектов недвижимости
на территории ***: идентификационные номера № %!824178573, 2350830680, 2175532808, 1910227634, 2134498903, 1787551725, 1186817922, 2299216260!%.
При использовании
сведений, размещенных в соответствующем разделе официального сайта ОГБУ «ЦГКО» https://gko73.ru/, следует обращать внимание на дату
размещения предложений согласно скриншота, а также использовать актуальные
данные, приведенные по ссылке данного объявления.
Нарушены требования
п. 11 ФСО № 7, п. 5 ФСО № 3.
12. Согласно п. 11
ФСО №3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники
информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете,
позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и
дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным
доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в
будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она
опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном
печатном издании (Справочник оценщика недвижимости под редакцией Л.А. Лейфера),
то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
Оценщиком при составлении отчета
используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном
издании, к отчету об оценке не приложены
копии соответствующих материалов.
Нарушены требования
п. 11 ФСО № 3.
Исследуя отчет об
оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «БТИГКО», суд проверяет его на
соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе
федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20
Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации»).
С учетом того, что
результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке,
экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной
деятельности).
Судом, в целях
оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО», и проверки отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости
объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза,
проведение которой поручено Союзу «Ульяновская областная торгово-промышленная
палата».
Поскольку изначально
административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой
стоимости здания в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке
№ *** от 24 ноября 2022 года, составленного ООО «Бюро оценки собственности»,
судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета
требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не
только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «БТИГКО». Иное бы
противоречило части 16
статьи 22.1 Федерального закона №
237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении
рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение
принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему
заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости
объекта недвижимости.
Из
заключения судебной экспертизы № *** следует, что отчет об оценке недвижимого
имущества № *** от 24 ноября 2022 года, составленный оценщиком ООО «Бюро оценки
собственности» Важинским Е.И., не соответствует требованиям законодательства Российской
Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального
закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации», федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченных
федеральных органов в области оценочной деятельности.
Экспертом
выявлены следующие нарушения:
-
при анализе фактических данных о ценах предложений с объектами недвижимости из
сегмента рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект, оценщиком не
обоснован выбор аналогов с конкретным диапазоном площади – нарушены п. 5 ФСО №
3, п. 11 ФСО № 7;
-
срок экспозиции объекта оценки принят оценщиком экспертно без проведения
анализа на соответствие рыночным данным – нарушен п. 13 ФСО № 3;
-
не подтверждена информация о степени готовности аналога № 3, не введена
корректировка на завершение его строительства и (или) на ввод в эксплуатацию – нарушены п. 5 ФСО № 3, п.
22д ФСО № 7;
-
объект недвижимости аналог № 2 реализуется на торгах, необходимо введение
корректировки на условия продажи – нарушен п. 22 «д» ФСО № 7;
-
информация о дате подготовки предложений сопоставимых объектов недвижимости не
подтверждена – нарушены п. 11 «Д» ФСО № 3, п. 5 ФСО № 3;
-
введение поправки к объектам аналогам на наличие/отсутствие кран-балки не
обосновано, поскольку объектом оценки является объект капитального строения без
учета наличия оборудования в нем – нарушен п. 5 ФСО № 3;
-
использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов не
обосновано – нарушен п. 22 «в» ФСО № 7;
-
определение статуса населенных пунктов объекта оценки и объектов аналогов не
обосновано – нарушен п. 5 ФСО № 3;
-
информация о ценообразующих характеристиках аналогов № 1, 2 не подтверждена –
нарушен п. 5 ФСО № 3.
Вышеперечисленные
нарушения влияют на размер рыночной стоимости объекта оценки.
В
разделе «Анализ рынка объекта оценки» не приведен интервал значений основных
факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов
недвижимости – данное нарушение не влияет на размер рыночной стоимости объекта
оценки.
Учитывая
наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной
деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость здания с
кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 18
октября 2022 года в размере 2 091 240 руб. (л.д. 25 т.2).
ОГБУ
«БТИГКО» арифметических ошибок при определении рыночной стоимости объекта
оценки в заключении судебной экспертизы не выявило.
В соответствии со
статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 59
КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на
основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения
административного дела.
Указанное
доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в
совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта
должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность
и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических
данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом
требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и
положено в основу решения суда.
Оценив заключение
судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное
заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в
заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты
оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям
Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Эксперт
*** обладает правом на проведение
подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей
специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за даче заведомо
ложного заключения.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было
установлено, что отчет об оценке объекта недвижимости № *** от 24 ноября 2022
года, составленный ООО «Бюро оценки собственности», не соответствует
требованиям законодательства в области оценочно деятельности, имеющиеся в
отчете нарушения повлияли на определение рыночной стоимости здания, суд приходит к выводу о том, что оснований для
удовлетворения требования административного истца о признания незаконным
решения ОГБУ «БТИГКО» № *** от 13 декабря
2022 года об отказе в
установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером *** в размере
его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.
Разрешая требование
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный экспертом Союза
«Ульяновская областная торгово-промышленная палата» ***, и с учетом этого считает необходимым установить кадастровую стоимость
спорного здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18
октября 2022 года, в размере 2 091 240 руб.
В соответствии с п.
6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке» для
целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о
кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый
государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения
применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное
учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта
недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято
решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об
изменяемой кадастровой стоимости.
С заявлением об
установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости истец обратился в ОГБУ «БТИГКО» 29 ноября 2022 года. Таким образом,
датой начала применения установленной судом рыночной стоимости здания является
1 января 2022 года.
Доводы представителя
ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена в размере рыночной
стоимости, определенной судебной
экспертизой, проведенной в рамках
административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными,
поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о
государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд
одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его
рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном
порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Управление
Росреестра по Ульяновской области в данном случае является ненадлежащим
ответчиком по делу, в связи с чем в
удовлетворении требований у нему следует отказать.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления акционерного общества
«Кварц» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного
учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 13 декабря 2022
года об отказе в установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, а
также в удовлетворении административных исковых требований к Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области отказать.
Установить
кадастровую стоимость
здания с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по
состоянию на 18 октября 2022 года, в размере 2 091 240 руб., определив
дату начала её применения - 1 января
2022 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
здания с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
25 октября 2023 года.