Судебный акт
Исполнительский сбор
Документ от 10.10.2023, опубликован на сайте 12.10.2023 под номером 108850, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2023-000363-02

Судья Трубачева И.Г.                                                                    Дело № 33а-4678/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              10 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2023 года по делу № 2а-1-343/2023, по которому постановлено:      

в удовлетворении административного иска Агентства ветеринарии Ульяновской области к судебному приставу - исполнителю Отделения судебных приставов по Ульяновскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Блиновой Валентине Васильевне, Управлению федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении Агентство ветеринарии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 26.05.2023 № ***, вынесенным судебным приставом - исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области            Блиновой В.В.  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Агентства  ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  представителя  УФССП России по Ульяновской  области  Лагуновой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Агентство ветеринарии Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области Блиновой В.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что в производстве судебного пристава -исполнителя ОСП по Ульяновскому району УФССП России  по Ульяновской области Блиновой В.В. находится исполнительное производство о возложении  обязанности на Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений: скотомогильников,  расположенных  в ***.

26.05.2023 в Агентство ветеринарии Ульяновской области поступило постановление о взыскании исполнительского сбора  в размере 50 000 руб. и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 31.05.2023.

У Агентства ветеринарии  Ульяновской области имелись исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению судебного акта, а именно: отсутствие точных (географических) координат места утилизации особо опасных биологических отходов в ***

Агентство ветеринарии Ульяновской области обращалось в суд с заявлениями о разъяснении исполнения решения суда, о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения, однако в удовлетворении заявлений было отказано.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.03.2022 Агентству ветеринарии Ульяновской области  была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.05.2022.

Агентством ветеринарии Ульяновской области  проведены мероприятия по определению мест утилизации особо опасных биологических отходов на территории Ульяновского района, однако согласно актов выноса объекта от 25.05.2022, составленных ООО «Гео плюс», места утилизации особо опасных биологических отходов, указанных в решении Ульяновского районного суда от 26.04.2021, определить невозможно, так как нет точной привязки к ориентиру (кладбищу).

12.05.2023 судебным приставом - исполнителем при совершении исполнительных действий установлена невозможность исполнения исполнительного документа, а также неявка взыскателя, извещенного должным образом.

На действия судебного пристава - исполнителя Блиновой В.В. по вынесению постановления № *** Агентством ветеринарии Ульяновской области  направлена жалоба руководителю УФССП России по Ульяновской области.

29.05.2023 Агентством ветеринарии Ульяновской области выполнены работы по ограждению места утилизации (сжигания) особо опасных биологических отходов, исключающие случайный доступ людей и животных с обозначением предупреждающей табличкой, во исполнение решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26.04.2021.

Постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора  является незаконным и необоснованным, нарушающим  имущественные права, поскольку Агентство ветеринарии  Ульяновской области необоснованно лишится денежных средств.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Правительство Ульяновской области, прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области,  Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области,     МУ Администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, администрация МО «Ульяновский район». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает на доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных Агентством ветеринарии Ульяновской  области требований, суд первой инстанции исходил из того, что   решение  суда  длительное время не исполнялось, должник не представил  судебному приставу-исполнителю и суду доказательств того, что исполнение судебного акта было невозможно  вследствие непреодолимой силы, то есть  чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях  обстоятельств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, что следует из содержания                         ст.2 Федерального закона от 02.10.2007  № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как следует из материалов дела и установлено судом,  05.10.2021   судебным приставом-исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области Топталиной А.И.  возбуждено  исполнительное производство № ***, предметом которого являлось возложение на Агентство ветеринарии Ульяновской области обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника, расположенного в *** в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил                            СП 3.1.7.2629-10. «Профилактика  сибирской язвы»,  утвержденных  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных,  сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить  их предупреждающими табличками с  надписью «сибирская язва»  в 3-х месячный срок  со  дня вступления решения суда в законную силу.

Должнику  установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня  получения постановления.

Срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, истек.

12.11.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по Ульяновскому району вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления Агентства ветеринарии Ульяновской  области о прекращении исполнительного производства

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.11.2021 отказано в удовлетворении заявления должника о прекращении исполнительного производства.

24.01.2022 судебным приставом-исполнителем  вынесено постановление о взыскании  с Агентств ветеринарии Ульяновской области  исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Постановлением  врио начальника отделения - старшего судебного  пристава ОСП по Ульяновскому району Лагуновой Н.А.  от 03.03.2022 отменено взыскание  исполнительского сбора с должника.

Определением  Ульяновского  районного   суда  Ульяновской  области  от  30.03.2022  Агентству ветеринарии Ульяновской области    была   предоставлена отсрочка исполнения решения суда   на  срок  до  31.05.2022.

Определением   Ульяновского  районного   суда  Ульяновской  области  от  27.07.2022 Агентству ветеринарии Ульяновской области отказано в  предоставлении отсрочки исполнения решения суда  до 31.10.2022.

Определением   Ульяновского  районного  суда  Ульяновской  области  от 10.11.2022 изменен порядок исполнения решения  суда,  исключена обязанность Агентства ветеринарии Ульяновской области    по формированию канав по всему внутреннему периметру места утилизации биологических отходов, расположенного в ***.

Определением   Ульяновского  районного   суда  Ульяновской  области  от  19.01.2023 Агентству ветеринарии Ульяновской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения  до  31.05.2023.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области Блиновой  В.В.  26.05.2023  вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Право судебного пристава-исполнителя на взыскание в процессе исполнения требований исполнительных документов исполнительского сбора установлено                п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Взыскание исполнительского сбора определяется ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Однако закон строго регламентирует основания, порядок, а также срок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007    229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет                (ч.1 ст.112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке ст.81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных норм права можно сделать вывод, что закон, определяя общее и специальное понятие исполнительского сбора, соответственно, как одного из исполнительных действий и как специфической формы привлечения к ответственности за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, исходит из того что, являясь особого рода актом административной юрисдикции за совершенное правонарушение - неисполнение в добровольном порядке без уважительных причин исполнительного документа - исполнительский сбор представляет собой не только наказание в виде штрафа, подобно тому, как это установлено законодательством об административных правонарушениях                              (ч.1 ст.3.1 КоАП Российской Федерации), но и, в отличие от последнего, имеет целью пресечение правонарушения, совершаемого в процессе принудительного исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, исполнительский сбор не преследует.

Помимо указанного характера исполнительского сбора нормы права регулируют процедуру его взыскания, а также срок, в течение которого постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем - в период принудительного исполнения, но не ранее истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им не только норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, а также подтверждающие вину должника в несоблюдении законных требований государства, но и соблюдение норм, регулирующих порядок взыскания исполнительского сбора, предписывающих направлять должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства и соблюдать срок совершения исполнительных действий,

В свою очередь, должник в соответствии с п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора, в частности, указать, какие меры им приняты меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, и соблюдение срока обращения в суд, что согласуется с разъяснениями, выраженными в   п.п.75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Между тем, приведенные административным истцом в настоящем деле доводы не свидетельствуют о принятии им всех мер для надлежащего исполнения решения суда с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства.

С учетом фактических обстоятельств дела, судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями законодательства об исполнительном производстве обоснованно вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Вопрос о возможности освобождения административного ответчика от взыскания исполнительского сбора рассмотрен судом с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степени вины должника.

Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшения  размера исполнительского сбора  по  делу не установлены.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Ссылка административного истца о невозможности установления расположения спорного скотомогильника на местности не может быть принята при оценке уважительности причин неисполнения решения суда и для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора, поскольку данный довод неоднократно являлся предметом оценки судов и признан несостоятельным.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11.10.2023.