УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева Т.Л. 73RS0001-01-2023-002478-17
Дело № 33-4632/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 октября 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Карабанова
А.С., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре
Воронковой И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от
13 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-2665/2023, по которому постановлено:
Исковые
требования Абдуллина Рафаэля Рафиковича удовлетворить.
Возложить
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность организовать
бесплатное лекарственное обеспечение Абдуллина Рафаэля Рафиковича, ***1971 года
рождения, препаратом «Тафамидис» (Виндамэкс) по жизненным показаниям на
основании решения врачебной комиссии в необходимом объеме на период
нуждаемости.
Возложить
на ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» обязанность выписывать Абдуллину
Рафаэлю Рафиковичу, ***.1971 года рождения в период его нуждаемости
рецепты на препарат «Т***» (***) по
жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии в необходимом
объеме.
Решение обратить к
немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Абдуллин Р.Р.
обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и ГУЗ
«Старокулаткинская РБ» о возложении обязанности выписывать льготные рецепты.
В обосновании
заявленных требований указано, что истец является инвалидом *** группы, ему
установлен диагноз: ***. В связи с наличием тяжелого заболевания и по жизненным
показаниям истцу назначена терапия лекарственным препаратом «Т***» (***),
назначенным по жизненным показаниям консилиумом врачей «У***» Клинического
центра ФГАОУ ВО «П***» от 3 февраля 2023 года. Однако до настоящего время
лечебное учреждение не выписывает истцу льготные рецепты, а Министерство
здравоохранения Ульяновской области не предпринимает действий для обеспечения
истца этими лекарственными препаратами.
С учетом
изложенного, Абдуллин Р.Р. просил возложить на ГУЗ «Старокулаткинская РБ»
обязанность выписывать ему рецепты на препарат «Т***» (***) по жизненным
показаниям на основании решения врачебной комиссии в необходимом объеме, а на Министерство
здравоохранения Ульяновской области – обеспечить его лекарственным препаратом «Т***»
(***) по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии в
необходимом объеме на период нуждаемости.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ГУ «Ульяновская государственная
аптека», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение
суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что
заболевание, которым страдает истец не входит в Перечень редких (орфанных)
заболеваний. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что
только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
лекарственным препаратом, медицинским изделием. Указывает на невозможность
обеспечения льготной категории лиц всеми необходимыми медицинскими изделиями,
так как, требуемый Абдуллиным Р.Р. лекарственный препарат не входит в
Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, и не может быть
предоставлен на бесплатной основе по рецепту врача. Препараты и изделия сверх
льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут
быть закуплены пациентами за свой счёт. Требуемый истцу препарат не включен ни
в один льготный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий на
законодательном уровне. Соответственно его закупка приведет к нецелевому
использованию бюджетных средств, что повлечет наложение административного
штрафа на должностных лиц.
В возражениях на
апелляционную жалобу Абдуллин Р.Р. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что Абдуллин Р.Р. является инвалидом *** группы, в
связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет
средств федерального и регионального бюджета (л.д. 27-28).
Истцу установлен диагноз:
«***».
Согласно решению
консилиума «У***» Клинического центра ФГАОУ ВО «П***» от 3 февраля 2023
года истцу по жизненным показаниям на постоянной основе требуется применение
лекарственного препарата «Т***» (***), ***. Препарата замене и отмене не
подлежит (л.д. 15).
Ссылаясь на нарушение своих прав на льготное
лекарственное обеспечение, Абдуллин Р.Р. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался
на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и исходил из того, что
Абдуллин Р.Р. как инвалид *** группы в связи с имеющимся у него заболеванием (***)
имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача
(фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии
оснований для возложения на ГУЗ «Старокулаткинская РБ» обязанности
выписывать истцу льготные рецепты на указанный лекарственный препарата, а на
Министерство здравоохранения Ульяновской области – обеспечивать истца указанным
лекарственным препаратом.
Судебная коллегия считает, что выводы суда
первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм
материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом,
здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от
рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным
правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в
Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан
в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том
числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством
Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Пунктами 10, 14
части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения
граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного
питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и
хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный
частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по
организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми
заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по
организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 5
статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских
изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в
соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия
медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям)
по решению врачебной комиссии.
В соответствии с
частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или
нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья
пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и
лечения, целесообразности направления в специализированные отделения
медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных
вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум
врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо
вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение
консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума
врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума
врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения
о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента,
состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая
интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов
исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника
консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника
дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским
работником, находящимся рядом с пациентом.
Правовые и организационные основы
предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан
установлены Федеральным законом
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1
Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, к которым отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора
социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает
перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2
статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от
29.12.2022 № 2497, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний,
оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории
граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также
требования к территориальным программам в части определения порядка, условий
предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской
помощи.
В разделе V Федеральной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
(«Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение
лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и
категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты
и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации
отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены
обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право
на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют
инвалиды 2-й группы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не
подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по
медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий,
не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека,
- в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям по решению врачебной комиссии.
Нуждаемость Абдуллина
Р.Р. в применении лекарственного препарата «Т***» (***), ***, жизненным
показаниям подтверждена представленными в материалы дела медицинскими
документами, в том числе решением
Консилиума «У***» Клинического центра ФГАОУ ВО «П***» от 3 февраля 2023
года.
С учетом изложенного вывод о наличии правовых
оснований для обеспечения Абдуллинв Р.Р. необходимыми ей лекарственными
препаратами следует признать соответствующим нормам Закона
Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и Федерального закона
«О государственной социальной помощи».
Поскольку лекарственный препарат *** назначен Абдуллину Р.Р. по жизненным
показаниям по решению консилиума врачей, данный лекарственный препарат должен
быть предоставлены ему бесплатно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы
обеспечение инвалида необходимой ему по жизненным показаниям лекарственным
препаратом не может ставиться в зависимость от включения указанного вида
медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на
медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который
ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование
вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией
права инвалида на охрану его здоровья.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции
и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих
мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 13 июня 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11.10.2023