Судебный акт
Об установлении стационарного освещения на дорогах, паспортизации
Документ от 26.09.2023, опубликован на сайте 05.10.2023 под номером 108724, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и обязании установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-02-2023-000008-12

Судья Зинин А.Н.                                                                      Дело №33а-4454/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              26 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,      

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской ЮА.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года по делу №2а-2-141/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения, обязании установить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения, обязании поставить на кадастровый учет и осуществить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Тереньгульский район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома №2 до дома №48 ул.Ленина, от дома №2 до дома №30 ул.Полевая, от дома №2 до дома №28 ул.Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» в срок до 31 декабря 2024 года установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома №2 до дома №48 ул.Ленина, от дома №2 до дома №30 ул.Полевая, от дома №2 до дома №28 ул.Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 31 декабря 2024 года поставить на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Полевая.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» в срок до 31 декабря 2024 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Полевая.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновкой области Холодилиной Ю.О., судебная коллегия

установила:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязании установить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог, поставить на кадастровый учет и осуществить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части организации наружного искусственного освещения улиц и автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения были выявлены нарушения требований п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения, утвержденного приказом Росстандарта от 23.07.2015 №959-ст. На участках автомобильных дорог от дома №2 до дома №48 ул.Ленина, от дома №2 до дома №30 ул.Полевая, от дома №2 до дома №28 ул.Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области отсутствуют осветительные установки стационарного электрического освещения.

Кроме того, выявлено, что указанные дороги общего пользования администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не поставлены на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не проведена их паспортизация, что нарушает права неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог от дома №2 до дома №48 ул.Ленина, от дома №2 до дома №30 ул.Полевая, от дома №2 до дома №28 ул.Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области. Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» установить стационарное электрическое освещение на указанных автомобильных дорогах в срок до 01.12.2023. Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Ленина; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Лесная; Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул.Полевая в срок до 01.12.2023 и провести паспортизацию данных автомобильных дорог в срок до 01.12.2023.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МО МВД России «Сегилеевский», ОГКУ Департамент автомобильных дорог общего пользования, ООО «Ульяновсктрансстрой», в качестве соответчика – администрация муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора в части возложения на администрацию района обязанности по установке стационарного уличного освещения, постановки на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по населенному пункту от дома №2 до дома №48 ул.Ленина хутора Риновский, отказать.

В обоснование жалобы указывает, что ул.Ленина в хуторе Риновка входит в километраж региональной дороги с наименованием «Ясашная Ташла - Риновка» и является региональной собственностью. В процессе рассмотрения дела было выяснено, что данная дорога содержится ООО «Ульяновсктрансстрой».

Полагает, что организация уличного освещения должна быть возложена, в том числе на местные администрации сельских поселений Тереньгульского района.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле , не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В силу пп.5 п.1 ст.14, пп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия закреплены в подп. 1, 2 п.1 ст.13.1, подп.2 п.1.2 ст.43 Устава муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области от 17.11.2006 №29/216.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

К элементам обустройства автомобильных дорог федеральный закон относит в том числе: объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено судом, постановлением главы администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области №536 от 29.11.2018 (с учетом постановления №24 от 30.01.2023) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Тереньгульский район», в который включены автомобильные дороги, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, Ясашноташлинское сельское поселение, хутор Риновский ул.Полевая, ул.Ленина, ул.Лесная, вид дороги – внутрипоселковые (л.д.69-77, 84-91 том 1).

Согласно проекту организации дорожного движения автомобильной дороги №9731813 межмуниципального значения «Ясашная Ташла - Риновка», протяженность дороги составляет 12,57 км.

Дорога «Ясашная Ташла - Риновка» начинается от ул.Ленина в с.Ясашная Ташла, идет по ул. Победы в этом же населенном пункте, выходит на федеральную трассу М5, где прерывается, и продолжается от поворота на хутор Риновский (съезд с федеральной трассы). Далее дорога «Ясашная Ташла - Риновка» идет до подъезда к населенному пункту «хутор Риновский» и заканчивается в месте, где установлен дорожный знак 5.23.1 «начало населенного пункта».

Дорога «Ясашная Ташла - Риновка» является региональной, дорога от дома №2 до дома №48 по ул.Ленина в хуторе Риновский - внутрипоселковая и не является частью названной региональной дороги.

В ходе проверок, проведенных прокурором Тереньгульского района Ульяновской области совместно с представителем ГИБДД МО МВД России «Сенгилеевский», установлено, что в нарушение п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 на участках автомобильных дорог от дома №2 до дома №48 ул.Ленина, от дома №2 до дома №30 ул.Полевая, от дома №2 до дома №28 ул.Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области отсутствует стационарное электрическое освещение. Данные обстоятельства подтверждены актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц) от 15.10.2022 и от 08.12.2022 (л.д.8-10, 17-19 том 1) и не оспариваются административными ответчиками.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение требований законодательства в отношении названных дорог не проведена паспортизация, и они не поставлены на кадастровый учет.

Принимая решение о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в связи с непринятием мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения и возложении на администрацию района обязанности по установлению стационарного электрического освещения на спорных улицах, суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь приведенными в решении нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что обустройство освещением автомобильных дорог на территории сельского поселения, их паспортизация и постановка на учет относятся к полномочиям районной администрации.

Довод администрации Тереньгульского района Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что ул.Ленина в хуторе Риновский входит в километраж региональной дороги с наименованием «Ясашная Ташла - Риновка» и является региональной собственностью, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство являлось предметом проверки суда и не нашло своего подтверждения.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана объективная оценка представленным доказательствам, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                         21 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2023.