Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 03.10.2023, опубликован на сайте 06.10.2023 под номером 108711, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0018-01-2023-000090-72

Судья Николаева Н.М.                                                                  Дело № 33а-4596/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                               3 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2023 года по делу № 2а-1-91/2023, по которому постановлено:         

уточненное административное исковое заявление Агентства ветеринарии Ульяновской области  к  врио  начальника отделения - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Остапову О.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., поддержавшего          доводы апелляционной жалобы, возражения  судебного  пристава - исполнителя ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому  районам УФССП России по Ульяновской области  Остапова О.Е., представителя  УФССП России по Ульяновской области полагавшего  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия, 

 

установила:

Агентство ветеринарии Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к врио начальника отделения - старшему судебному приставу ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области Остапову О.Е. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что в производстве судебного пристава –исполнителя ОСП  по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России  по Ульяновской области Остапова О.Е. находится исполнительное производство о возложении  обязанности  на Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений: скотомогильников, расположенных  в *** Радищевского района Ульяновской области, в *** Старокулаткинского  района Ульяновской области.

Агентство обращалось в суд с заявлением о разъяснении решения суда, о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, однако в удовлетворении заявлений было отказано.

Определением Радищевского районного суда Ульяновской области от 15.08.2022 Агентству ветеринарии предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.10.2022.

Агентством ветеринарии проведены мероприятия по определению мест утилизации особо опасных биологических отходов на территории Радищевского,   Старокулаткинского районов, однако согласно актов выноса объекта от 19.05.2022, составленных кадастровым инженером, места утилизации особо опасных биологических отходов, указанных в решении Радищевского районного суда от 01.02.2022, определить невозможно, так как нет точной привязки к населенному пункту.

03.04.2023 в Агентство от административного ответчика  поступили копия постановления о взыскании исполнительного сбора от 10.08.2022 и извещение от 30.03.2023 по совершению исполнительных действий по установлению координат захоронений.

12.04.2023 судебным приставом-исполнителем  Остаповым О.Е. с участием представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области, по координатам установлено место утилизации (сжигания) биологических отходов в ***, огорожено забором с установленными предупреждающими табличками, то есть частично исполнено. В ходе совершения исполнительных действий 11.05.2023 на территории Радищевского района с участием судебного пристава-исполнителя, установлены места утилизации (сжигания) биологических отходов в *** и *** Радищевского района.

11.05.2023 судебным приставом-исполнителем Остаповым О.Е. назначен новый срок исполнения до 31.05.2023.

17.05.2023 Агентством выполнены работы по ограждению мест утилизации (сжигания) особо опасных биологических отходов в *** и *** Радищевского района с предупреждающими табличками «сибирская язва». Акты выполненных работ направлены судебному приставу-исполнителю Остапову О.Е. 18.05.2023.

18.05.2023 судебным приставом-исполнителем Остаповым О.Е. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № ***

Таким образом, после совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Остаповым О.Е по определению координат объекта 12.04.2023 в  ***, требования исполнительного документа исполнены в тот же день. После совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Остаповым О.Е. по определению координат объектов 11.05.2023 в            *** и ***, требования исполнительного документа Агентством ветеринарии исполнены 17.05.2023, т.е. в течении 4 рабочих дней.

Постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.08.2022 считает необоснованным, поскольку оно не утверждено старшим судебным приставом.

Административный истец просил освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.08.22.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Правительство Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Определением Радищевского районного суда Ульяновской области от 26.06.2023 производство по делу по уточненному административному иску Агентства ветеринарии Ульяновской области  к  заместителю начальника отделения  - заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Остапову О.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании действий заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Остапова О.Е. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 10.08.2022                             № *** незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 10.08.2022                             73029/22/91348 прекращено.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает на доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Указывает, что постановление  от 10.08.2022 по системе ЕПГУ не поступало в Агентство.

В возражениях на апелляционную жалобу ведущий судебный пристав-исполнитель Остапов О.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных Агентством ветеринарии Ульяновской  области требований, суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени решение  Радищевского районного суда  Ульяновской области от 01.02.2022 в полном объеме не исполнено, доказательств невозможности его исполнения суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, что следует из содержания                         ст.2 Федерального закона от 02.10.2007  № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.05.2022  судебным приставом-исполнителем ОСП по  Радищевскому и Старокулаткинскому  районам УФССП России по Ульяновской области Остаповым О.Е.  на основании решения Мелекесского районного суда Ульяновской области  возбуждено  исполнительное производство № ***, предметом которого являлось возложение на Агентство ветеринарии Ульяновской области обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений: скотомогильников, расположенных в ст.Рябина, с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных,  обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

Должнику  установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня  получения постановления (л.д. 80-81).

Постановление получено административным истцом  посредством системы единого портала государственных услуг 18.05.2022 (л.д.82).

Срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, истек, а в удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнения  решения суда на срок до 31.05.2023 было отказано судом.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому  районам УФССП России по Ульяновской области Остаповым О.Е. 10.08.2022 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Право судебного пристава-исполнителя на взыскание в процессе исполнения требований исполнительных документов исполнительского сбора установлено                п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Взыскание исполнительского сбора определяется ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Однако закон строго регламентирует основания, порядок, а также срок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007    229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет                (ч.1 ст.112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке ст.81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных норм права можно сделать вывод, что закон, определяя общее и специальное понятие исполнительского сбора, соответственно, как одного из исполнительных действий и как специфической формы привлечения к ответственности за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, исходит из того что, являясь особого рода актом административной юрисдикции за совершенное правонарушение - неисполнение в добровольном порядке без уважительных причин исполнительного документа - исполнительский сбор представляет собой не только наказание в виде штрафа, подобно тому, как это установлено законодательством об административных правонарушениях                              (ч.1 ст.3.1 КоАП Российской Федерации), но и, в отличие от последнего, имеет целью пресечение правонарушения, совершаемого в процессе принудительного исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, исполнительский сбор не преследует.

Помимо указанного характера исполнительского сбора нормы права регулируют процедуру его взыскания, а также срок, в течение которого постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем - в период принудительного исполнения, но не ранее истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им не только норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, а также подтверждающие вину должника в несоблюдении законных требований государства, но и соблюдение норм, регулирующих порядок взыскания исполнительского сбора, предписывающих направлять должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства и соблюдать срок совершения исполнительных действий,

В свою очередь, должник в соответствии с п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора, в частности, указать, какие меры им приняты меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, и соблюдение срока обращения в суд, что согласуется с разъяснениями, выраженными в   п.п.75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Между тем, приведенные административным истцом в настоящем деле доводы не свидетельствуют о принятии им всех мер для надлежащего исполнения решения суда с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства.

С учетом фактических обстоятельств дела, судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями законодательства об исполнительном производстве обоснованно вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Вопрос о возможности освобождения административного ответчика от взыскания исполнительского сбора рассмотрен судом с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степени вины должника.

Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшения  размера исполнительского сбора  по  делу не установлены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.08.2022  утверждено   судебным  приставом Остаповым О.Е., на которого в соответствии с приказом УФССП России по Ульяновской области от 04.07.2022 № 576-лс в период с 04.07.2022 по 03.11.2022 возложено исполнение обязанностей по вакантной должности начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Ссылка административного истца о невозможности установления расположения спорных скотомогильников на местности не может быть принята при оценке уважительности причин неисполнения решения суда и для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора, поскольку данный довод неоднократно являлся предметом оценки судов и признан несостоятельным.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  04.10.2023.