Судебный акт
Постановка на учет безхозяйного скотомогильника
Документ от 12.08.2008, опубликован на сайте 19.08.2008 под номером 10864, 2-я гражданская, о призннании незакон.бездействия админ-ции в не постановке на учет бесхоз.недвиж.имущ.в виде скотомог-ка, об обязании принять меры к постан.на регистр.учет скотомогильника, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Балуков А.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

12 августа 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

с участием прокурора     Фазылзяновой А.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Муниципального образования О*** сельское поселение на решение Радищевского районного суда  Ульяновской области от 27 июня 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования О*** сельское поселение Радищевского района Ульяновской области в неосуществлении мер по постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного в 2 км от с. С*** Радищевского района Ульяновской области, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования О*** сельское поселение Радищевского района Ульяновской области принять меры к постановке на регистрационный учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного в 2 км от с. С*** Радищевского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования О*** сельское поселение Радищевского района Ульяновской области обустроить скотомогильник, расположенныйо в 2 км от с. С*** Радищевского района Ульяновской области, в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.1995 за № 13-7-2/469, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров с выездными воротами, с внутренней стороны по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м, шириной не менее 1,5 м, с устройством вала из вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, обустроив крышку биотермической ямы, оснастить ее замком, построить над ямой навес на высоте 2,5 м длиной 6 м шириной 3 м и рядом с ямой пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Взыскать с администрации муниципального образования О*** сельское поселение Радищевского района Ульяновской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Прокурор Радищевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию О*** сельское поселение о принятии на учет скотомогильника и его обустройстве.

В обоснование исковых требований указал, что проведенной совместно с органами ветеринарного надзора проверкой установлено, что скотомогильник, расположенный на территории МО О*** сельское поселение (с. С***) находится в крайне неудовлетворительном состоянии и эксплуатируется с грубыми нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995.

Указанный скотомогильник не имеет балансодержателя и является безхозяйным. В соответствии с Положением о принятии на учет безхозяйных вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Безхозяйность указанного скотомогильника на территории МО О*** сельское поселение может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, сопряженных со вспышкой инфекционных заболеваний, лишает граждан права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.  Тем самым нарушаются ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кроме того, в соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию нормами федерального законодательства.

Прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования О*** сельское поселение Радищевского района, выразившееся в непостановке на учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного в с. С***, – незаконным; обязать администрацию названного муниципального образования принять меры к постановке на учет скотомогильника в УФРС по Ульяновской области; обязать администрацию обустроить скотомогильник в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров с выездными воротами, с внутренней стороны по периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м, шириной не менее 1,5 м, с устройством вала из вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, обустроив крышку биотермической ямы, оснастить ее замком, построить над ямой навес на высоте 2,5 м длиной 6 м шириной 3 м и рядом с ямой пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Территориальный отдел Роспотребнадзора в Кузоватовском районе по Радищевскому району, ОГУ «Радищевская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управление Россельхознадзора по Ульяновской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Радищевский район», Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе МО О*** сельское поселение просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и в иске прокурору отказать. При этом указывает, что суд, по сути, обязывает администрацию поселения исполнять нормы ветеринарного законодательства, однако сфера действия данного законодательства в отношении органов местного самоуправления была предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, который судебным постановлением от 05.07.2006 указал, что организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям субъекта РФ и к ведению Российской Федерации. Вышестоящий суд сделал вывод о невозможности передачи каких-либо полномочий в сфере ветеринарного законодательства органам местного самоуправления, а также указал, что создание уполномоченных в области ветеринарии органов и учреждений органами местного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей Муниципального образования О*** сельское поселение К*** А.И. и К*** Д.Е., представителя Управления Россельхознадзора по Ульяновской области Р*** Д.А., мнение прокурора, полагавшего решение правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, на территории МО О*** сельское поселение рядом с с. С*** в Радищевском районе Ульяновской области расположен  скотомогильник, предназначенный для  утилизации биологических отходов (трупов животных). Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела актом обследования от 15.04.2008, составленным комиссией с участием главного государственного ветеринарного инспектора Радищевского района, специалистов Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Радищевскому району (л.д.18). 

Собранными по делу доказательствами установлено, что данный скотомогильник является бесхозяйным и не отвечает требованиям к его обустройству, предусмотренными Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (ред. от 18.08.2007)).

Удовлетворяя требования прокурора и признавая незаконным бездействие администрации МО О*** сельское поселение по непринятию мер по постановке этого скотомогильника на учет, как бесхозного объекта недвижимости, суд правильно руководствовался требованиями статьи 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

То обстоятельство, что скотомогильник (биотермическая яма), куда сваливаются трупы животных, при отсутствии контроля за его состоянием может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует.

Предупреждение, равно как и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся к вопросам местного значения поселения.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, как указывалось выше, является конституционным.

Согласно положениям ст. 225 ГК РФ бесхозяйные  недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, возложение на администрацию  МО О*** сельское поселение обязанности по принятию мер для постановки на регистрационный учет находящегося на их территории бесхозяйного скотомогильника и принятию мер по обустройству скотомогильника с тем, чтобы предотвратить возможность  возникновения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, не противоречит нормам гражданского законодательства.

Доводы, приведенные МО О*** сельское поселение в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Доводы кассационной жалобы о том, что сельское поселение не обязано выполнять требования ветеринарного законодательства и обеспечивать безопасное содержание скотомогильника, не основаны на законе.

Пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (ред. от 18.08.2007)) ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Доводы ответчика о том, что скотомогильник находится на балансе СПК «Р***» Радищевского района, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Более того, установлено, что в отношении СПК «Р***» введена процедура банкротства, хозяйство никакой деятельности не осуществляет.

Ссылка в кассационной жалобе на судебное постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2006 № КАС06-193 несостоятельна, поскольку в названном постановлении разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного разбирательства.

Заявление в заседании кассационной инстанции представителей МО О*** сельское поселение о том, что по решению схода граждан скотомогильник возле с. С*** не будет использоваться и подлежит консервации, основанием к отмене решения суда являться не может. Муниципальное образование в таком случае не лишено возможности  поставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения с целью проведения работ не по оборудованию скотомогильника для использования, а по его консервации.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального образования О*** сельское поселение – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: