Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 19.09.2023, опубликован на сайте 06.10.2023 под номером 108599, 2-я гражданская, ог признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульян.обл., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2023-000336-58

Судья Токунов Д.В.                                                                      Дело №33а-4360/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  19 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года по делу № 2а-1-307/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействие в сфере земельных отношений, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером 73:04:020301:16 (координаты N54.16926, Е046.47227, N54.16920, Е046.47210), расположенном по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский», ориентировочной площадью 13 кв.м, в месте несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на части земельного участка с кадастровым номером 73:04:020301:16 (координаты N54.16926, Е046.47227, N54.16920, Е046.47210), расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский», ориентировочной площадью 13 кв.м, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным бездействие в сфере земельных отношений, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействие в сфере земельных отношений, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенных мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 73:04:020301:16, месторасположение: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский», несанкционированно складируются твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, стеклотара, строительный мусор, шифер, бумага, древесные остатки, мешковина и др.) на площади 13 кв.м.

Часть земельного участка, где находятся твердые коммунальные отходы, имеет координаты N54.16926 Е046.47227, N54.16920 Е046.47210, которые были зафиксированы GPS навигатором GARMIN OREGON 750t.

Наличие данной свалки создает угрозу природе, окружающей среде, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц.

Земельный участок с кадастровым номером 73:04:020301:16 находится в собственности Ульяновской области. Относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости спорный земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в собственности Ульяновской области.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 №105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» функции по распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области с 01.01.2019 переданы Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 01.04.2022 года Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено, его полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

По факту выявления нарушения федерального законодательства в области охраны окружающей среды, прокуратурой 28.11.2022 министру внесено представление, которое было рассмотрено, однако в нарушение конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, свалка до настоящего времени не ликвидирована, что подтверждается материалами выездной прокурорской проверки с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 12.04.2023.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений; обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на части земельного участка с кадастровым номером 73:04:020301:16 (координаты N54.16926, Е046.47227, N54.16920, Е046.47210), расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский», ориентировочной площадью 13 кв.м, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – МУ администрация МО «Коржевское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что согласно абз.2 п.1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022 в компетенцию Министерства не входят полномочия, в том числе, по устранению несанкционированных мест размещения отходов. Обращает внимание, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты спорный земельный участок расположен возле д.Дракино Инзенского района Ульяновской области. Из наименования отходов усматривается, что данные отходы размещаются жителями близлежащего населенного пункта. В связи с изложенным, считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «Коржевское сельское поселение» Инзенского района.

Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, то есть ликвидации твердых коммунальных отходов, возложена на орган местного самоуправления. Данная позиция согласуется с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П, ссылаясь на которое указывает, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Судом не принята во внимание данная судебная практика.

Полагает, что вывод суда о том, что Министерство несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране земельного участка, в том числе, по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия, основан на неправильном толковании разделения Правительством Ульяновской области функций между органами исполнительной власти Ульяновской области.

Судом не дана оценка доводам административного истца о том, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/572-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», при этом заказчиком данной программы является Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, которому предоставлено  финансирование в целях исполнения данной программы. На основании изложенного, считает Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области надлежащим ответчиком по делу.

Ссылается позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 31.01.2023 № 308-ЭС22-20037 по делу №А32-52065/2021, согласно которой при отсутствии оснований для вывода о причинении вреда земельному участку публично-правовым образованием, публично-правовое образование не должно отвечать за вред, причиненный хозяйственной деятельностью иных лиц только в силу принадлежности ему на праве собственности загрязненного земельного участка.

Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных твердых коммунальных отходов не относится к вопросам распоряжения земельными участками, кроме того, прокурором не предоставлено доказательств причинения Министерством вреда земельному участку.

Судом не дана оценка доводам Министерства о необходимости установления лица, нарушающее действующее законодательство и установление действий Министерства, направленных на размещение отходов на спорном земельном участке.

В заседание суда  апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к  следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации  и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенного 18.10.2022 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области контрольного мероприятия выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 73:04:020301:16, месторасположение: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский», несанкционированно складируются твердые коммунальные отходы (пластиковые бутылки, стеклотара, строительный мусор, шифер, бумага, древесные остатки, мешковина и др.) на площади 13 кв.м. Часть земельного участка, где находятся твердые коммунальные отходы, имеет координаты N54.16926 Е046.47227, N54.16920 Е046.47210, которые были зафиксированы GPS навигатором GARMIN OREGON 750t (л.д.20-22).

23.11.2022 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области материалы проверки направлены Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору для принятия мер прокурорского реагирования (л.д.17-19).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 73:04:020301:16 находится в собственности Ульяновской области, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования. Данных об арендаторах указанного земельного участка не имеется (л.д.32-35).

28.11.2022 Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором по факту выявления нарушения федерального законодательства в области охраны окружающей среды, выразившегося в бездействии Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по ликвидации несанкционированной свалки в Инзенском районе Ульяновской области, внесено представление.

Вместе с тем, конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не принято, нарушение не устранено, свалка не ликвидирована, что подтверждается материалами справкой Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 12.04.2023, фотоматериалами. (л.д.31, 36, 37).

Принимая решение о признании незаконным бездействия Министерства имущественных  отношений и  архитектуры Ульяновской области в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении  земельного участка с кадастровым номером 73:04:020301:16, расположенном по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, участок №5 в границах СПК «Коржевский»,  в месте несанкционированного складирования  твердых коммунальных отходов, а также возлагая обязанность ликвидировать  несанкционированную  свалку, суд исходил из того, что Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, осуществляющим полномочия Ульяновской области, как собственником земельного участка, не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении названного земельного участка.

Данные выводы являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Нахождение на спорном земельном участке насанкционированной свалки (места складирования отходов) нарушает требования действующего законодательства, ставит под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.

В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности (п.1.1 Положения «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на собственника земельного  участка.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предусмотренных                     ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области  не является надлежащим ответчиком по делу в силу вышеприведенных мотивов.

Ссылка заявителя жалобы на государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» судебной коллегией отклоняется, поскольку оспариваемое решение не содержит вывода о том, что Министерство является соисполнителем по ней.

Кроме того, из материалов дела следует, что спорная несанкционированная свалка не включена в перечень свалок, входящих в Государственную программу «Охрана окружающей среды». Бюджетные ассигнования на указанные цели в Минприроды Ульяновской области не поступали.

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 июня      2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.09.2023.