Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 27.09.2023 под номером 108596, 2-я гражданская, об обязании обеспечить медицинским изделием, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-001672-53

Судья Тудиярова С.В.                                                                          Дело № 33-4224/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н., 

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы                  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 8 июня 2023 года по делу № 2-1441/2023, по которому постановлено:   

 

исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Климиной Дарьи Владиславовны удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства выписывать *** года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение *** в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать ***  года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Климиной Ларисы Федоровны, действующей в интересах ***, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 47 255 руб. 24 коп., компенсацию морального вреда в размере 8000 руб.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней *** года рождения, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские изделия, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что *** является ребенком – инвалидом, страдает заболеванием «***», в связи  с чем имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями по рецептам врача. Согласно Клиническим рекомендациям «***» для контроля *** рекомендованы ***. Исследование *** включено в современные стандарты лечения «***» у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Вместе с тем, *** не обеспечена в 2022 году указанными медицинскими изделиями *** 31.05.2022, 28.09.2022, 28.11.2022, 29.11.2022 и 05.01.2023 приобретены матерью *** за собственные денежные средства, ею было потрачено 42 255 руб. 24 коп. Проведенная прокурорская проверка показала, что заседание врачебной комиссии по вопросу обеспечения *** системами *** в ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не проводилось, лечащим врачом – *** не решен вопрос о нуждаемости *** в назначении и применении ***, заявка на обеспечение ее системой *** в Министерство не направлена, рецепты на получение данных медицинских изделий в 2022 году не выписывались. Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 18.10.2022 на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России возложена обязанность выписывать *** льготные рецепты на обеспечение ***, на Министерство возложена обязанность на основании выписанных рецептов обеспечивать *** ***. Кроме того, не выписываются рецепты на бесплатное получение ***. Согласно информации КБ №172 филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 20.04.2023  *** обеспечена *** по рецепту врача, ланцеты не входят в «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, рецепты на их бесплатное получение *** не выписываются. Однако, применение *** без соответствующего *** невозможно. Законным представителем несовершеннолетней - *** 31.08.2020 за собственные денежные средства приобретены *** на сумму 5000 руб. *** длительное время не обеспечивается медицинскими изделиями, в связи с чем ей причинены нравственные и физические страдания. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение *** года рождения, медицинскими изделиями – *** в соответствии с назначением врача; взыскать в пользу Климиной Л.Ф. с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в размере 42 255 руб. 24 коп., затраченные на приобретение медицинских изделий *** для несовершеннолетней дочери ***, в размере 5000 руб. - на приобретение ***; компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Ульяновская государственная аптека» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не соглашается с решением суда, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В  обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим порядком, установленным Законом Ульяновской области от 08.12.2022 № 120-ЗО и постановлением Правительства Ульяновской области от 28.02.2023 № 86-П, законный представитель несовершеннолетней *** с заявлением на получение медицинских изделий в  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не обращалась, решения Министерства здравоохранения Ульяновской области об обеспечении несовершеннолетней *** медицинскими изделиями – ***, не имеется. В связи с этим у ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не было оснований для выдачи льготного рецепта на указанные медицинские изделия. Возложение на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанности выписывать рецепты в электронном виде, а не на бумажном носителе, фактически делает решение суда неисполнимым. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1181н не предусмотрена возможность выписки рецептов на медицинские изделия в электронном виде.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время производить выписку системы ***, а также обеспечивать данной системой не представляется возможным, поскольку данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Обращает внимание, что медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, в котором отсутствуют ланцеты и системы непрерывного мониторирования глюкозы. Использование систем *** не исключает применение ***. Полагает, что компенсация средств, затраченных на покупку систем *** ***, которая не включена ни в один льготный перечень, за период с 31.05.2022 по 05.01.2023 приведет к нарушению Министерством норм бюджетного законодательства. По мнению автора жалобы, в указанный промежуток времени  не было оснований для обеспечения истца медицинскими изделиями «***» на льготной основе. Просит учесть, что порядок обеспечения детей, страдающих заболеванием «***», в Ульяновской области установлен. Полагает, что истец не представил исчерпывающих доказательств причинения ему физических или нравственных страданий, которые были бы следствием бездействия Министерства. Взысканная судом сумма компенсации морального вреда в размере 8000 руб. является необоснованно завышенной.

В возражениях на жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения.

В возражениях на апелляционные жалобы Климина Л.Ф. также просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием «***

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18.10.2022 отменено решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06.07.2022 в части отказа в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней *** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечении изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств; в указанной части принято новое решение, которым на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства возложена обязанность выписывать *** льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой  *** в соответствии с рекомендациями врача; на Министерство здравоохранения Ульяновской области – обязанность бесплатно обеспечивать *** на основании выписанных рецептов медицинским изделием – ***; с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Климиной Л.Ф., действующей в интересах ***, взыскана компенсация средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий,  в сумме 40 410 руб.; также увеличен размер компенсации морального вреда, взысканной с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ***, до 8000 руб. (л.д.53-63).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18.10.2022 оставлено без изменения (л.д. 115-120).

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в *** мать ребенка – Климина Л.Ф. 31.05.2022, 28.09.2022, 28.11.2022, 29.11.2022 и 05.01.2023 приобрела за счет собственных средств *** на общую сумму 42 255 руб. 24 коп. (л.д.30-39).

Кроме того, 31.08.2020 Климиной Л.Ф. понесены расходы в сумме 5000 руб. на приобретение для дочери  *** *** «***» (л.д.40).

Ссылаясь на то, что ребенок-инвалид не был обеспечен бесплатно медицинскими изделиями (***), в связи с чем его законный представитель понесла расходы на приобретение ***, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается в том числе применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Статьей 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1).

Согласно ч. 14 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с данной статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

В соответствии с ч. 14.1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации допускается включение зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата, применяемого в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, в случае соответствия такого лекарственного препарата требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Перечень заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), при которых допускается применение лекарственного препарата в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), который предусматривает в отношении детей исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (***).

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Действительно, как указано в апелляционной жалобе, медицинские изделия для осуществления метода *** не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг»).

Вместе с тем, нуждаемость несовершеннолетней *** в указанных медицинских изделиях установлена вступившим в законную силу решением суда.

Учитывая, что нуждаемость ребенка-инвалида в спорных медицинских изделиях установлена, *** предусмотрено стандартом медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение), и спорными медицинскими изделиями ребенок-инвалид не обеспечивался, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетней денежных средств в счет возмещения расходов, понесенных на самостоятельное приобретение медицинских изделий.

По общему правилу, установленному ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации,  лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15).

Доводы апелляционной жалобы о нарушении бюджетного законодательства в случае закупки спорных медицинских изделий несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (подп. 21).

Таким образом, именно на Министерство здравоохранения в Ульяновской области возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области судебной коллегией отклоняются, так как не основаны на законе.

Несостоятельными суд апелляционной инстанции находит и доводы апелляционной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства.

В Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» включено заболевание «***», соответственно, лица, страдающие данным заболеванием имеют право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, ***, *** к ним, средствами диагностики.

Из приведенных выше положений закона следует, что лица, страдающие заболеванием «***» имеют право на бесплатное обеспечение *** к ним и средствами диагностики.

Таким образом, ребенок-инвалид имеет право на обеспечение ***, которыми несовершеннолетняя не обеспечивалась и рецепты на которые не выписывались.

Доводы апелляционной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства об отсутствии у данного учреждения оформлять ребенку-инвалиду рецепты на *** в связи с несоблюдением законным представителем процедуры, установленной Законом Ульяновской области от 08.12.2022 № 120-ЗО «Об обеспечении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий», и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 28.02.2023 № 86-П, не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что 25.05.2023 законный представитель ребенка-инвалида обратилась в учреждение здравоохранения с соответствующим заявлением об обеспечении ребенка медицинскими изделиями, в том числе ***. 01.06.2023 Министерством здравоохранения Ульяновской области принято решение № 586 об обеспечении несовершеннолетней *** *** в количестве *** шт. с июня по декабрь 2023 года; на указанное количество медицинских изделий учреждением здравоохранения оформлены рецепты в электронном виде.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда несостоятельны.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения Российской Федерации как социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения льготных категорий граждан необходимыми медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением ребенка, страдающего заболеванием «***» необходимыми ему медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 8 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  15.09.2023.