Судебный акт
Признание права на меры соуиальной поддержки
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 27.09.2023 под номером 108592, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты в замен земельного участка незаконным, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001534-36

Судья Бахарева Н.Н.                                                                            Дело № 33-4354/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,  

судей  Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 22 мая 2023 года с учетом определения того же суда от 14 июля 2023 года об исправлении описки по делу № 2-1956/2023, которым  постановлено:

 

исковые требования Моисеевой Натальи Игоревны удовлетворить.

Признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно  от 21.07.2022 № ГУ 01/2259.

Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске  принять решение о назначении и  предоставлении  Моисеевой Наталье Игоревне мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты на уплату цены договора купли-продажи земельного участка от 21.06.2022 в соответствии со   ст. 13.7  Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО  «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». 

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» произвести Моисеевой Наталье Игоревне социальную выплату на уплату цены договора купли-продажи  земельного участка в сумме 250 000  руб. 00 коп.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Моисеевой Н.И.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Моисеева Н.И. обратилась в суд с иском  к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области), Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске о признании незаконным решения и о предоставлении меры социальной поддержки. В обоснование иска указала, что Законом Ульяновской области от 03.03.2022 № 12-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» последний дополнен ст. 13.7, которой введена мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемая взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно. С момента введения в действие ст. 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО) многодетные семьи, проживающие на территории Ульяновской области, получили право на денежную выплату вместо предоставления в натуре земельного участка. Порядок и условия назначении социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность регулируются постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 №137-П «О реализации меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно». Ее семья включена в очередь на предоставление земельного участка на основании заявления от 04.12.2021 как многодетная в соответствии с Законом  Ульяновской области № 059-ЗО. По договору купли-продажи от 21.06.2022 в общую совместную собственность с супругом Моисеевым А.В. и несовершеннолетними детьми *** был приобретен земельный участок по адресу: ***, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства. 01.07.2022 она обратилась в отделение ОГКУСЗН Ульяновской области по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о предоставлении социальной выплаты, осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В предоставлении указанной меры социальной поддержки ей отказано, о чем сообщено в уведомлении от 21.07.2022. Просила признать незаконным уведомление от 21.07.2022 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным  категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно; взыскать с Департамента  Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске социальную выплату на уплату цены договора купли-продажи  земельного участка в сумме 250 000  руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области, Моисеева  А.В. и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что законом не предусмотрена возможность предоставления спорной меры социальной поддержки на уплату цены договора купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Из представленных истцом документов не усматривается, что земельный участок куплен для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, судом не были исследованы и не дана оценка доводам представителя ОГКУСЗН Ульяновской области о том, что по договору купли-продажи земельного участка от 21.06.2022 земельный участок был куплен полностью за собственные средства. По мнению автора жалобы, предоставление социальной выплаты в счет возмещения ранее понесенных расходов по договору купли-продажи земельного участка с учетом полной оплаты цены договора из собственных средств при его заключении действующим законодательством не предусмотрено. Обращает внимание, что суд необоснованно признал уведомление ОГКУСЗН Ульяновской области незаконным, так как оно не является решением от отказе в предоставлении меры социальной поддержки, а лишь информированием заявителя о принятом решении.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, семья Моисеевых является многодетной, состоит из пяти человек: Моисеева Н.И. (истец),  Моисеев А.В. (супруг), несовершеннолетние дети: ***2012 года рождения, ***2014 года рождения, ***2021 года рождения (л.д. 13-15, 19-20).

Семья Моисеевой Н.И. на основании заявления от 04.12.2021 включена в очередь на получение бесплатно земельного участка; по состоянию на 06.07.2022 порядковый номер семьи в очереди 3022. (л.д. 61)

Материалами дела подтверждено, что по договору купли-продажи земельного участка  от 21.06.2022 Моисеевым   А.В. и Моисеевой Н.И., действующей за себя и от имени несовершеннолетних детей – *** приобретен в общую долевую собственность земельный участок по адресу: ***

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также публичной кадастровой карты Ульяновской области следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 600 кв.м, находится в границах населенного пункта, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства (л.д. 37-43).

01.07.2022 Моисеева Н.И. обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске с заявлением о предоставлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно в связи с приобретением многодетной семьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 59-60)

Решением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 21.07.2022   в предоставлении указанной выплаты Моисеевой  Н.И. отказано по основанию несоответствия затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты, пунктам 1-7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО (л.д. 57).

Уведомлением ОГКУСЗН Ульяновской области от 21.07.2022 № ГУ 01/2259 Моисеева Н.И. была поставлена в известность об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.

Полагая отказ в предоставлении меры социальной поддержки незаконным, Моисеева Н.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному по существу спора выводу об отсутствии у ответчиков оснований для отказа в предоставлении истцу испрашиваемой меры социальной поддержки.

Вывод суда по существу спора мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО определены случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы закона земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предельные размеры которых установлены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 данного Закона, предоставляются в собственность бесплатно  проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд (пункт 1).

Статьей 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что гражданам, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящим в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их согласия осуществляется мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты: на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1); на уплату цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, либо на уплату цены договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение (п. 2); на уплату цены договора купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства (п. 3); на оплату товаров (работ, услуг), необходимых для завершения строительства объектов индивидуального жилищного строительства либо садового дома, права на которые как на объекты, строительство которых не завершено, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (п.4); на уплату цены договора купли-продажи индивидуального жилого дома или садового дома и земельного участка, на котором расположены указанные дома (п. 5); на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному в целях приобретения в собственность жилого помещения в многоквартирном доме (п. 6); на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома (п. 7).

Согласно ч. 3 ст. 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО социальная выплата с учетом условий, предусмотренных абзацем первым части 1 данной статьи, осуществляется в случае наличия одновременно совокупности следующих дополнительных условий: местом нахождения объектов недвижимости, указанных в части 1 данной статьи, должна являться территория Ульяновской области (п. 1);  гражданин, соответствующий требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящий в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лица, имеющего право на получение земельных участков в собственность бесплатно, а также все совершеннолетние члены его семьи должны дать согласие на оформление права долевой собственности на объекты недвижимости, указанные в части 1 данной статьи и находящиеся на территории Ульяновской области, в равных долях между ними (п. 2).

Методика расчета размера социальной выплаты устанавливается Правительством Ульяновской области (ч. 3 ст. 13.7).

Правила осуществления социальной выплаты, включающие в том числе перечень документов (копий документов) или содержащихся в таких документах (копиях документов) сведений, необходимых для принятия решения о ее назначении, перечень оснований для принятия решений об отказе в осуществлении социальной выплаты, о приостановлении и (или) о прекращении ее осуществления, а также порядок принятия указанных решений утверждаются Правительством Ульяновской области (ч. 4 ст.13.7).

Со дня, следующего за днем получения социальной выплаты гражданами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящими в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, указанные граждане снимаются с такого учета и утрачивают указанное право (ч. 5 ст. 13.7).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П утверждены Правила осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно (далее – Правила № 137-П) и Методика расчета размера социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 №137-П установлено, что прием заявлений от граждан, указанных в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», в целях получения социальной выплаты осуществляется территориальным органом исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, начиная с 04.05.2023.

Согласно п. 2 Правил № 137-П социальная выплата может быть направлена на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Как указано в п. 4 Правил № 137-П, решение о предоставлении социальной выплаты принимает территориальный орган исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, на основании заявления, составленного по форме, установленной уполномоченным органом, а также сведений, содержащихся в том числе в иных документах, подтверждающих расходы заявителя на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Согласно п. 12 Правил № 137-П информирование заявителя об осуществлении (об отказе в осуществлении) социальной выплаты производится учреждением не позднее 5 рабочих дней со дня принятия территориальным органом соответствующего решения посредством направления заявителю уведомления. В случае принятия решения об отказе в осуществлении социальной выплаты в уведомлении указываются причина такого отказа и порядок его обжалования. Способ получения уведомления заявитель выбирает самостоятельно при представлении заявления.

В силу п. 13 Правил № 137-П основаниями для принятия решения об отказе в осуществлении социальной выплаты являются в том числе несоответствие направления затрат, на которые предполагается использование социальной выплаты, пунктам 1 - 7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (подп. 6).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, у ответчиков не было оснований для отказа в предоставлении меры социальной поддержки истцу в связи с тем, что многодетной семьей приобретен земельный участок с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п.39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на земельном участке, приобретенном семьей истца, возможно строительство индивидуального жилого дома.

Кроме того, в настоящее время Законом Ульяновской области от 08.06.2023 №68-ЗО в п. 3 ч. 1 ст. 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 16.03.2022.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО в действующей редакции гражданам, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящим в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их согласия осуществляется мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты на уплату цены договора купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд.

Доводы жалобы о том, что социальная выплата не может быть предоставлена семье истца, приобретшей земельный участок на собственные средства, судебной коллегией отклоняются.

Материалами дела подтверждено, что мера социальной поддержки испрошена истцом на цели, указанные в ч. 1 ст. 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО, земельный участок приобретен в общую долевую собственность всех членов семьи после внесения изменений в законодательство и введения спорной меры социальной поддержки.

При этом, как следует из решения об отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки, возражений ответчиков основанием к отказу послужило лишь несоответствие направления затрат, на которые предполагается направление социальной выплаты, а именно на приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным уведомления областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно  от 21.07.2022 №ГУ 01/2259, заслуживают внимание, так как данным уведомлением истец была лишь проинформирована о принятом решении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.

По сути данное требование служило обоснованием иска, предметом которого являлось право истца на спорную меру социальной поддержки.

С учетом изложенного решение суда следует изменить, исключить из резолютивной части решения суда указание о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно  от 21.07.2022 №ГУ 01/2259.

В остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:  

 

решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 22 мая 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 июля 2023 года об исправлении описки изменить, исключить из резолютивной части решения суда указание о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность  бесплатно  от 21.07.2022 №ГУ 01/2259.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.                 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  13.09.2023.