Судебный акт
Спор о выделении земельного участка в натуре
Документ от 05.08.2008, опубликован на сайте 19.08.2008 под номером 10855, 2-я гражданская, о выделении змел.участка в натуре, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***- 2008 г.                                                      Судья Федорова Л.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 августа 2008 г.                                                                     г.Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Тураевой Л.П.

судей     Лисовой Л.С. и Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации (Мэрии) г. Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 июня 2008 года, по которому суд постановил:

Обязать администрацию (мэрию) г. Ульяновска выделить С*** Л.С. в натуре земельный участок общей площадью 0,15 гектаров, расположенный в селе Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска, для целей личного подсобного хозяйства (с определением его границ на местности), принадлежащий ей на основании Свидетельства о праве собственности на землю № ***, выданный по решению Малого Совета Л*** сельского Совета народных депутатов № 26 от 30.11.1992 года на имя С*** Л.С.

В удовлетворении требований о выделении земельного участка в натуре к Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска – отказать.

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

С*** Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации (мэрии) г. Ульяновска, Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска о выделении земельного участка в натуре. Иск мотивирован тем, 30.11.1992 г. на основании решения малого Совета Л*** сельского совета Ульяновского района г. Ульяновска ей для ведения личного подсобного хозяйства выделен земельный участок в размере 0,15 га, что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю № ***. Границы участка не согласовывались, кадастровый план не составлялся. Более 10 лет ее семья осуществляла пользование земельным участком. Границы участка изначально определены не были, его местоположение неоднократно менялось по мере предоставления земельных участков для жилищного строительства.

 

В ходе рассмотрения дела представитель истицы уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию (мэрию) г. Ульяновска выделить С*** Л.С. в натуре земельный участок общей площадью 0,15 га, расположенный в с. Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска, для целей личного подсобного хозяйства.

 

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе администрация (мэрия) г. Ульяновска просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указано, что в нарушение ст. 3 ГПК РФ истица не указала, в чем заключается нарушение её прав, какие правовые нормы не соблюдены мэрией города Ульяновска. Усматривается, что проведение работ по определению границ на местности должны были произвести  КУЗР Ульяновского района и Л*** сельская администрация. Однако суд не учел, что мэрия г. Ульяновска не является их правопреемником. Объектом гражданских отношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Истицей не представлен кадастровый план. Отсутствие кадастрового плана означает отсутствие объекта гражданско-правовых отношений, кроме того, повлечет невозможность государственной регистрации права на земельный участок. Не представлено и отдельного проекта границ на спорный участок. Согласно требованиям действующего законодательства, при предоставлении земельного участка для строительства, за счет заявителя производится установление границ земельного участка на местности. Поэтому суд необоснованно возложил на мэрию обязанность выделить истице земельный участок в натуре.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя мэрии г. Ульяновска А*** И.В., представителя Комитета архитектуры и градостроительства П*** С.А., представителя С*** Л.С. – К*** В.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990г. № 374-1 «О земельной реформе» в собственность гражданам могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства (статья 4). При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов (статья 8). Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок (статья 9).

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса РСФСР (от 25.04.1991 г.) гражданам РСФСР было предоставлено право на получение земельных участков в собственность для ведения  личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах.

Ст. 23 указанного Кодекса относит к компетенции сельских, поселковых Советов народных депутатов предоставление в собственность земельных участков в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.

По делу установлено, что на основании решения № 26 от 30 ноября 1992 г. Малого Совета Л*** сельского Совета народных депутатов гражданам с. Л*** предоставлялись земельные участки для целей подсобного хозяйства согласно кадастровой книге по данным измерений участков за 1992 г. в пределах 0,25 га в частном секторе бесплатно (п. 1), а гражданам, работающим в совхозах, представляемые участки в поле выделялись в размере 0,15 га. На основании данного решения С*** Л.С. было выдано Свидетельство № *** о праве собственности на земельный участок площадью 0,15 га. в с. Л*** для личного подсобного хозяйства.

Исходя из изложенного, Л*** сельский Совет народных депутатов обладал компетенцией по предоставлению земельных участков гражданам с. Л*** для целей ведения личного подсобного хозяйства и регистрации за ними соответствующего права собственности на эти земельные участки.

Ответчиком (мэрией г. Ульяновска) законность выдачи свидетельства о праве собственности земельного участка истице  в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

В соответствии со ст. 15 действующего ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

С учетом требований указанных норм Закона,  суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право собственности на земельный участок площадью 0,15 гектаров в с. Л*** возникло у С*** Л.С. на законных основаниях, поэтому она имеет законное право на определение границ предоставленного ей в собственность земельного участка в натуре (на местности).

Доводы администрации (мэрии) г. Ульяновска о необоснованном возложении на мэрию г. Ульяновска обязанности выделить истице земельный участок в натуре, являются несостоятельными.

Как видно из текста выданного С*** Л.С. Свидетельства № *** о праве собственности на землю, данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 09.03.1992 г., обязанность по выдаче государственного акта на право собственности на землю С*** Л.С. и, соответственно, на проведение всех необходимых работ по определению границ данного земельного участка на местности лежала на Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам Ульяновского района (куда ранее входили земли с. Л***) и Л*** сельской администрации, однако это ими сделано не было.

В силу изложенного, доводы кассатора о том, что отсутствие кадастрового плана на спорный земельный участок  и отсутствие проекта границ означает отсутствие гражданско-правовых отношений, на правильность выводов суда не влияет.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления осуществляется в настоящее время в соответствии с положениями ст. ст. 30-39 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» к полномочиям мэра в вопросах местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом относится передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г. Ульяновска, утвержденного постановлением мэра г. Ульяновска от 2 апреля 2002 г. № 484, Комитет ведет типовые реестры земельных участков, находящихся на территории г. Ульяновска (п. 2.4), ведет дежурную кадастровую карту городских земель (п. 2.5), контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами установленного режима использования земель в соответствии с их целевым назначением в пределах своих полномочий (п. 2.6), участвует в пределах своей компетенции в процедуре согласования землеотводной документации и др. документов (п. 2.14).

Таким образом, в соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами в области земельного законодательства, обязанность по предоставлению в собственность земель, находящихся в муниципальной собственности, а также по определению границ земельных участков, предоставленных гражданам в собственность, лежит на администрации (мэрии) г. Ульяновска. Учитывая, что земли с. Л*** вошли в состав земель муниципального образования «город Ульяновск» на основании акта приема-передачи земель из муниципального образования «Ульяновский район», утвержденного постановлением Главы города от 13.02.2006 г. № 358, именно администрация (мэрия) г. Ульяновска является тем органом, к компетенции которого отнесен вопрос выдела гражданам земельных участков в натуре и определения границ земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из земель, входящих в состав муниципального образования «город Ульяновск».

Поэтому суд обоснованно возложил на мэрию г. Ульяновска обязанность по выделению земельного участка в натуре с определением границ на местности С*** Л.С.

В силу изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что мэрия г. Ульяновска не является правопреемником  КУЗР Ульяновского района и Л*** сельской администрации, правильность выводов суда не опровергают.

Ссылка кассатора на то, что установление границ земельного участка должно производиться за счет заявителя, на правильность принятого решения не влияет, поскольку вопрос о возложении обязанности оплаты расходов по оформлению и выделению истице земельного участка в натуре судом в рамках рассмотрения данного дела не решался.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

Определила:

 

Решение Железнодорожного районного суда от 19 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации (мэрии) г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: