Судебный акт
О ликвидации свалки
Документ от 19.09.2023, опубликован на сайте 25.09.2023 под номером 108508, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие администрации МО город Ульяновск, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-001895-55

Судья Усова В.Е.                                                                            Дело №33а-4325/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             19 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой  Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 июня 2023 года по делу № 2а-1694/2023, по которому постановлено:

административный иск Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в неисполнении возложенных на него обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, город Ульяновск.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, город Ульяновск в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - отказать.

В удовлетворении административного иска Ульяновской межрайонной  природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Ульяновск» о  признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения  -  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – Борисовой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя  МАУК «Парк Прибрежный» - Молгачева А.С., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась с административным иском к администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что Ульяновской природоохранной прокуратурой в деятельности администрации МО «город Ульяновск» в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства при организации деятельности по сбору, накоплению отходов. Установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе строительные отходы (разобранная кирпичная кладка, куски бетона) на земельном участке в границах особо охраняемой территории местного значения Парк «ПКО «Прибрежный», с кадастровым номером *** на ориентировочной площади 350 м. Данный земельный участок относится к земельным участкам (территории) общего пользования.

В нарушение действующего законодательства, администрацией МО «Город Ульяновск» не приняты достаточные меры для организации мероприятий по охране окружающей среды (в том числе, в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства на территории городского округа) в целях предотвращения захламления вышеуказанной территории отходами производства и потребления.

Обязанность непосредственно организовать устранение негативного последствия на окружающую среду отнесена к безусловной компетенции муниципального образования и выбор способа осуществления данной обязанности является правом муниципального образования. По указанным основаниям 07.11.2022 в адрес администрации МО «Город Ульяновск» вносилось представление, однако требования в настоящее время не исполнены.

Прокуратура просила признать незаконным бездействие администрации       МО «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории общего пользования на земельном участке с кадастровым номером ***, в границах особо охраняемой территории местного значения Парк «ПКО «Прибрежный»; обязать администрацию МО «город Ульяновск» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать  названную несанкционированную свалку отходов.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, муниципальное автономное учреждение культуры «Парк Прибрежный», Управление по благоустройству администрации МО г.Ульяновск.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в компетенцию Министерства не входят полномочия, в том числе, по устранению несанкционированных мест размещения отходов. Обращает внимание, что  земельный участок расположен в границах города Ульяновска на особо охраняемой территории местного значения Парк «ПКО Прибрежный» и используется муниципальным автономным учреждением культуры «Парк Прибрежный», при этом данное учреждение культуры в качестве соответчика судом не привлекалось, оценка доводам Министерства о ведении парком предпринимательской деятельности на данном земельном участке в обжалуемом решении суда не отражена. 

Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, то есть ликвидации твердых коммунальных отходов, должна быть возложена на орган местного самоуправления. Данная позиция согласуется с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П, ссылаясь на которое указывает, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В отзывах  на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура, муниципальное автономное учреждение культуры «Парк Прибрежный»,  администрация г.Ульяновска  просят решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание  суда  апелляционной инстанции кроме представителей  Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и  МАУК «Парк Прибрежный», иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее,  судебная коллегия приходит к  следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации  и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.06.2023 проведен совместный выезд с участием помощника прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Ульяновской области Тихомировым А.О., заместителя начальника управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска Силантьевой К.В., консультанта отдела судебной практики Правового управления администрации города Ульяновска Резванова А.С. на земельный участок с кадастровым номером ***.

По результатам выезда и осмотра установлен факт захламления строительным мусором данного земельного участка с кадастровым номером ***.

На основании решения Ульяновской Городской Думы от 26.10.2022 № 118 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.02.20219         № 10 «Об утверждении положения об особо охраняемой природной территории  местного значения «ПКО «Прибрежный» земельный участок с кадастровым  номером *** исключен из состава особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «Прибрежный».

Земельный участок с кадастровым номером *** образован  из земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, категория земель: земли населенных пунктов (л.д.97-115).

Нахождение на указанном земельном участке насанкционированной свалки (места складирования строительным мусором) нарушает требования действующего законодательства, ставит под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.

Принимая решение о признании незаконным бездействия Министерства имущественных  отношений и  архитектуры Ульяновской области в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область,  г.Ульяновск, а также возлагая обязанность ликвидировать  несанкционированную  свалку, суд исходил из того, что Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, осуществляющим полномочия  собственника в отношении земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена, не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении названного земельного участка.

Данные выводы являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1.1, 2.5 Положения «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на собственника земельного  участка.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предусмотренных                     ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы,  земельный участок, на котором  располагается свалка, не входит в состав особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «Прибрежный», не передан  в пользование МАУК «Парк культуры».

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 июня        2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.09.2023.