Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 27.09.2023 под номером 108485, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-001357-82                                                                                              

Судья Грачева Т.Л.                                                                      Дело №33-4183/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алюковой  Елены  Юрьевны  на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 мая 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 июня 2023 года об исправлении описки, по  гражданскому делу № 2-1750/2023, по которому постановлено:     

 

в удовлетворении исковых требований  Алюковой  Елены  Юрьевны  к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о возложении обязанности  предоставить   жилое помещение  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Алюковой Е.Ю., ее представителя  Перекатовой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Алюкова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о возложении обязанности  обеспечить   жилым помещением.

Требования мотивированы тем, что она является нуждающейся в обеспечении жильем и была включена в список детей - сирот с правом на представление жилого помещения в Железнодорожном районе г. Ульяновск. В 1993 году она вступила в брак с А*** Э.В., в 1994 году у них родилась дочь и она обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Ульяновск с заявлением о постановке на учет, как не имеющая жилья. В том же порядке супруг обратился с заявлением, и его тоже поставили на учет. С 1995 года она стояла на очереди в администрации Железнодорожного района г. Ульяновск и имела право получить жилье, однако её право так и осталось нереализованным. При обращении в Управление муниципальной собственностью, ей стало известно, что ее в списках не имеется, а на учете стоит её супруг, о чем она уведомлена не была. В настоящее время, она проживает в принадлежащей супругу квартире, площадью 42 кв.м. Её семья состоит из четырех человек, она, супруг и двое детей. Все зарегистрированы по одному адресу и проживают вместе. Таким образом, с 1995 года она так и не обеспечена жильем, чем нарушены ее права и законные интересы.

Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, и (или) Управление муниципальной собственностью города Ульяновск предоставить и передать ей в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 48 кв.м в г. Ульяновск.

Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация города Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент Министерства социального развития в г.Ульяновске, Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Алюкова Е.Ю. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что Администрация города Ульяновска необоснованно исключила её из специального списка детей-сирот, оставив лишь в общей и льготной очереди на получение жилья. Считает, что согласно изменений, внесенных в законодательные акты в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она в настоящее время имеет право требовать от уполномоченного органа реализации своих прав на получение жилья, поскольку не была своевременно им обеспечена и до настоящего времени нуждается в улучшении жилищных условий.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.        

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Законодательным собранием Ульяновской области 27.10.2005 года был принят Закон Ульяновской области от 02.11.2005 № 113-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Законом Ульяновской области от 08.08.2011 № 124-ЗО внесены изменения в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» он дополнен статьей 4.1, в соответствии с которой  меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере ремонта закрепленных за ними на праве собственности жилых помещений. 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно) в течение одного года после окончания их пребывания в приемных и патронатных семьях, детских домах семейного типа, в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войсках и воинских формированиях или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется право на приобретение за счет средств областного бюджета Ульяновской области в их пользу товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закрепленных за детьми-сиротами на праве собственности жилых помещений. 2. Установленное частью 1 настоящей статьи право предоставляется детям-сиротам один раз. При этом размер средств, подлежащих выделению из областного бюджета Ульяновской области в целях приобретения в пользу ребенка-сироты товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закрепленного за ним на праве собственности жилого помещения, определяется исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра площади жилого помещения, установленной Правительством Ульяновской области, и количества квадратных метров площади закрепленного за ним на праве собственности жилого помещения, но не более ста квадратных метров в совокупности. 3. Установленное частью 1 настоящей статьи право удостоверяется сертификатом, в котором указываются фамилия, имя и отчество ребенка-сироты, адрес места нахождения закрепленного за ним на праве собственности жилого помещения, размер средств, подлежащих выделению из областного бюджета Ульяновской области в целях приобретения в его пользу товаров (работ, услуг), связанных с проведением ремонта закрепленного за ним на праве собственности жилого помещения, а также иные необходимые сведения. 4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи сертификаты выдаются детям-сиротам органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере образования. Форма сертификатов, а также порядок и условия их реализации определяются нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области.

Из анализа указанных правовых норм следует, что для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные приведенным Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При этом предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Алюкова Е.Ю. (до брака Демидова), *** 1971 года рождения, в 1977 году осталась без попечения родителей. Ее мать Д*** Т.Л.  лишена родительских прав на основании решения Димитровградского  городского  суда Ульяновской области от 15  марта 1977 года. С 18 мая 1977 года по 1 сентября 1886 года она воспитывалась в ***

1 сентября 1993 года  истица  вступила в брак с А*** Э.В., от брака  имеют дочь А***  Ю.Э.,  *** 1994 года рождения.

Алюкова Ю.Э.  состояла  в браке с  Т***  В.Е.,  брак расторгнут, от брака имеет  дочь – Т*** В.В.

Алюковы  и  Т*** В.В.  зарегистрированы по адресу: ***

Согласно представленным  сведениям, истица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области не включена, в настоящее время она достигла  53 летнего возраста.

Согласно   учетному   делу, представленного   УМС  Администрации города Ульяновска,  А*** Э.В.  19 апреля 1995 года  было  оформлено в адрес  главы  Администрации Железнодорожного района  г. Ульяновска заявление  о постановки  его с составом семьи три человека на учет в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий.

Из поквартирной карточки следовало, что в квартире по адресу: *** было зарегистрировано 9 человек. Площадь квартиры -44,06 кв.м.

Протоколом заседания жилищной комиссии  от 25 апреля 1995 года   заявление А*** Э.В. было удовлетворено, семья поставлена на учет в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий (в общей   очереди очередность соответствовала номеру  1724, в льготной  831).

Согласно ответу УМС  Администрации города Ульяновска, на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации города Ульяновска А*** Э.В. состоит с 25 апреля 1995 года с составом семьи 3 человека (он, супруга - Алюкова Е.Ю., дочь - А*** Ю.Э.). По состоянию на 5 мая 2023 года его номер очереди 297. В администрацию города Ульяновска с целью перерегистрации граждан, состоящих   на   учете   в   качестве   нуждающихся   в   жилых   помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, А*** Э.В. не обращался.

Согласно регистрационному делу на квартиру по адресу: *** на основании договора дарения от 21 октября 2011 года   принадлежит на праве собственности – А*** Э.В. (супругу истицы).

Согласно  техническому  паспорту на  данную квартиру ее общая площадь составляет  59,19 кв.м, жилая- 42,26 кв.м.

Истица, ссылаясь на то, что является нуждающейся в обеспечении жилой площадью и была включена в список детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Алюковой Е.Ю.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истица на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращалась, доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах препятствующих своевременно обратиться в уполномоченный орган, не представила.

В суд апелляционной инстанции истица в обоснование доводов апелляционной жалобы представила копию карточки  на имя Алюковой Е.Ю. от 17 апреля 1995 года, на которой имеется ссылка на решение комиссии протокол №14 от 18 апреля 1995 года, указывая, что на основании данного решения она была включена в список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

На запрос судебной коллегии был представлен протокол заседания районной жилищной общественной комиссии №14 от 18 апреля 1995 года, в котором в разделе постановка на учет под №8 указана Алюкаева Е.Ю. (***), без прописки, состав семьи – 3 человека (она, муж, дочь), проживает у родителей мужа без прописки на площади 44,06 кв.м, всего – 9 человек, прописаны 3 человека, ранее жила в общежитии  *** занимала койко-место, работает в *** - прессовщицей, воспитанница *** детского дома, просит принять на учет по выделению жилой площади. Решение комиссии – рекомендовано с учетом прописки, оформить заявление от мужа.

Кроме того, представлен протокол №15 заседания районной жилищной общественной комиссии от 25 апреля 1995 года, из которого следует, что А*** Э.В. с составом семьи 3 человека (он, супруга Алюкова Е.Ю., дочь А*** Ю.Э.) принят на учет по получению жилой площади.

Постановлением главы администрации Железнодорожного района г.Ульяновска №268 от 27 апреля 1995 года были утверждены протоколы №14 от 18 апреля 1995 года и №15 от 25 апреля 1995 года заседания районной жилищной общественной комиссии.

На карточки учета на имя Алюкаевой Е.А., на которую она ссылается в обоснование своих требований, имеется ссылка на решение комиссии протокол №14 от 18 апреля 1995 года и резолюция - рекомендовать с учетом прописки, оформить заявление от мужа.

Таким образом, супруг истицы А*** Э.В. с составом семьи три человека в апреле 1995 года был поставлен в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доказательств постановки Алюковой Е.Ю. на учет для обеспечения жилым помещением как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, в материалы дела не представлено.

Кроме того, с заявлением на имя главы администрации Железнодорожного района г.Ульяновска о принятии на учет по получению жилой площади Алюкова Е.Ю. обратилась 14 апреля 1995 года, то есть уже по достижении 24 лет.

Как следует из материалов дела, до достижения возраста 23 лет истица на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, факт обращения за постановкой на жилищный учет в период с 18 до 23 лет не подтвердила, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Действовавшим до 1 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении им 18 лет и наличии определенных условий.

Ранее в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (утратившим силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм приведенного Закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о поставке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Алюкова Е.Ю. не состоит и ранее не состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей. В суд обратилась в возрасте 52 лет, когда утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей. Иных доказательств материалы дела не содержат, не представлены они и в суд апелляционной инстанции.

Правомерно отказано судом в удовлетворении исковых требований и к иным ответчикам, администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной  собственности  администрации города Ульяновска, поскольку прав на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на момент рассмотрения дела судом установлено не было.

С учетом приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в информации представленной администрацией Железнодорожного района г.Ульяновска (справка №01-21-474 от 02.03.2010) имеется указание на порядковый номер общей очереди и льготной, не влечет отмену решения суда, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами, протоколом  заседания районной жилищной общественной комиссии №14 от 18 апреля 1995 года и №15 от 25 апреля 1995 года.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и по мотивам, изложенным в решении, суд обоснованно с ними не согласился.

Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 мая 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 июня 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алюковой Елены Юрьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи   

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 сентября 2023 года.