Судебный акт
Адм. надзор
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 19.09.2023 под номером 108452, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2023-001721-03

 

Судья Степанова О.А.                                                                    Дело №33а-3600/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Лифановой З.А.,                       

судей Жаднова Ю.М., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мустафина Тимура Дамировича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 июня 2023 года, по делу № 2а-1439/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Мустафина Тимура Дамировича удовлетворить.

Установить в отношении Мустафина Тимура Дамировича административный надзор на срок 3 года и следующие административные ограничения:

- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц; 

- не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, и случаев обращения за медицинской помощью;

- не выезжать за пределы территории Ульяновской области, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности;

- не посещать места проведения массовых, культурно-массовых мероприятий и не участвовать в них.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки              Мустафина Т.Д. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Заслушав доклад судьи Жаднова Ю.М., выслушав заключение прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Мустафина Т.Д.

В обоснование заявленных требований указано, что Мустафин Т.Д. отбывает наказание в виде лишения свободы, назначенного ему за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ.

Осужденный за время отбывания наказания имеет 51 взыскание, 6 из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке, поощрений не имеет. 17.12.2015 признан злостным нарушителем режима отбывания наказания и переведен в строгие условия содержания. 15.01.2021 переведен в обычные условия содержания.

Поскольку Мустафин Т.Д. совершил особо тяжкое преступление, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» исправительное учреждение просило установить в отношении Мустафина Т.Д. административный надзор на срок 3 года и установить следующие ограничения: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц для регистрации; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности; не выезжать за пределы территории Ульяновской области, за исключением случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности; не посещать места проведения массовых и культурно-массовых мероприятий и не участвовать в них.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Мустафин Т.Д. просит решение суда отменить, снизить срок административного надзора до 1,5 лет или до 2 лет.

Полагает, что назначенный ему срок административного надзора является чрезмерно суровым. По мнению административного ответчика, совершенные им нарушения имеют незначительный характер, не относятся к злостным, поскольку не были направлены на причинение вреда исправительному учреждению и его сотрудникам.

Вопреки данным, указанным административным истцом, утверждает, что строгие условия отбывания наказания были заменены обычными раньше 2021 года.

Отмечает, что планируемая им трудовая деятельность будет связана с продажами и сельским хозяйством, что предусматривает посещение общественных мест. В этой связи также просит исключить ограничение в виде запрета на посещение общественных мест как препятствующее полноценной жизнедеятельности административного ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца (ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области) и административный ответчик не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайство об обеспечении его участия в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи административным ответчиком не заявлено.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что Мустафин Т.Д. осужден приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14.09.2015 по ч. 3 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Конец срока 10.09.2023.

За период отбывания наказания Мустафин Т.Д. зарекомендовал себя как осуждённый, который нарушал установленный порядок отбывания наказания, в отношении него за период отбывания наказания применено 51 взыскание, 6 из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке, поощрений не имеет.

Постановлением врио начальника учреждения ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 17.12.2015 Мустафин Т.Д. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В связи с тем, что Мустафин Т.Д. осужден за совершение особо тяжкого преступления и находясь в местах лишения свободы, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Мустафина Т.Д. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии с п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, на срок от 1 года до 3-х лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Поскольку постановлением врио начальника учреждения ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 17.12.2015 Мустафин Т.Д. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.

Вопреки доводам апелляционной жалобы при установлении в отношении Мустафина Т.Д. административного надзора суд полно и объективно оценил представленные доказательства, объем и характер административных ограничений определил с учетом всех имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Поскольку Мустафин Т.Д. осужден за совершение особо тяжкого преступления, посягающего на безопасность и здоровье граждан, и учитывая данные, характеризующие его личность, суд верно установил Мустафину Т.Д. административные ограничения, которые будут способствовать обеспечению предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации, в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц;  запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, и случаев обращения за медицинской помощью; запрета выезда за пределы территории Ульяновской области, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности; запрета посещения мест проведения массовых, культурно-массовых мероприятий и участия в них.

В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что при назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Таким образом, установленный судом запрет на посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий и участие в них, не ограничивает его конституционные права.

Доводы жалобы о необходимости исключения административного ограничения в виде запрета на посещение общественных мест как препятствующее полноценной жизнедеятельности административного ответчика, отклоняются, поскольку такой вид административного ограничения в отношении Мустафина Т.Д. не устанавливался.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснений, данных в п. 40 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Мустафин Т.Д. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                    2 июня 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мустафина Тимура Дамировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2023.